ЭКСПЕДИЦИЯ УРАЛЬСКАЯ ВОДИЦА За исцелением к святым источникам
Это и есть знаменитый на весь Урал мужской монастырь? – спрашиваю у руководителя нашей паломнической группы Марины Владимировны. – Видимо, он и есть, – в растерянности отвечает она. Мы стоим перед небольшим сельским храмом в ограде площадью всего несколько соток. Внутри ютятся ещё две небольшие деревянные часовенки, совсем крохотная трапезная в одном домике с церковной лавкой и комнатой настоятеля. Вот, пожалуй, и весь Свято-Троицкий мужской монастырь Екатеринбургской епархии в Тарасково. Признаться, после огромного Свято-Никольского Верхотурского монастыря монастырёк в Тарасково не впечатлил своим внешним видом. Но, как позднее я понял, открывается он для приезжающих постепенно, по мере того, как всё больше и больше знакомишься с этим благодатным местом, куда паломники сейчас едут со всех уголков России и из ближнего зарубежья. Несмотря на опоздание (а приехали мы уже поздно вечером, хотя планировали быть в полдень), нашу паломническую группу с радостью встретили, сразу же пригласили в трапезную. Правда, из-за того что в ней за одним небольшим столом одновременно может разместиться не больше 10-12 человек, нам пришлось ужинать в четыре захода. Кормят здесь с утра и до вечера всех без исключения – и паломников, и нуждающихся. После трапезы келарь монастыря повёл нас в монастырскую гостиницу – обыкновенный сельский дом с несколькими комнатами, в каждой из которых оборудованы двойные нары. В прихожей топится дровами большая печь. Все подходят к ней погреться. Наши паломницы, недавно побывавшие на Валааме, передают низкий поклон от брата Александра из Валаамского монастыря гостиничному отцу Николаю (Щеколёву), отвечающему за размещение паломников. Оказывается, до этого Александр спасался в Свято-Троицкой обители, а потом снова вернулся на Валаам. После того как женщины были размещены в двух больших комнатах, а мужчины в одной маленькой (поскольку из сорока человек в нашей группе мужчин всего четверо: я, брат Юрий, прозванный почему-то в предыдущих поездках Большим Братом, да ещё два подростка – Ваня и Андрей), многие из наших паломниц, получив благословение батюшек, сразу же отправились купаться в источниках.
* * * Не только за духовным, но и за телесным исцелением едут в Тарасково со всех уголков России – искупаться в святых источниках, попросить молитв за себя и за своих болящих родственников, приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица», к частицам святых мощей многих угодников Божиих, которые хранятся в этом монастыре. Самый почитаемый источник освящён в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица» и находится на территории монастыря. Над ним стоит храмик в честь этого образа. За целительной водой весь день до позднего вечера стоит очередь. Послушник помогает и нашим женщинам набрать воды из колодца, после чего они несут вёдра в обливочную (холодное помещение из досок), где обжигающую ключевую воду, помолившись, те с визгами выливают на себя. Между тем на улице совсем нежарко. Более того, повалил снег. Как нам сказали, это привычная майская погода для Тарасково. Притом самая низкая температура – минус 60 градусов – здесь была зафиксирована на Троицу... Само село расположено между двух горных Уральских гряд. А монастырь на берегу небольшой речки находится в самой низкой точке этой долины.
«Очень много исцелений происходит от воды из этого источника, – рассказал нам келарь монастыря о.Евфросин. – Все случаи регистрируются и изданы отдельной книгой. Сейчас она будет переиздаваться, потому что много новых случаев зафиксировано. В основном исцеляются раковые больные. Одна онкобольная, которую из больницы отправили умирать домой, жила при нашем монастыре больше полутора лет, хотя ей врачи говорили, что проживёт не больше двух недель. Умерла она через какое-то время совсем от другой болезни. – Рядом с монастырской оградой у нас ещё один источник, в честь Николая Чудотворца, – продолжает знакомить с монастырскими достопримечательностями наш проводник. – Ему более 120 лет, над ним часовенка стоит. Вода из этого колодца, как мы заметили, помогает в основном гипертоникам. А источник Марии Египетской оборудован в лесу вот на том хребте. Там купель, можно окунуться. Источник в честь иконы Божией Матери “Нечаянная Радость” находится недалеко от монастыря у дорожки. Его оборудовал один из местных жителей, который раскаялся в своих грехах. Когда пять лет назад наш батюшка освящал этот источник, то к нему невольно пришла мысль, что освятить надо в честь иконы Божией Матери “Нечаянная Радость”. Перед этой иконой, как известно, молятся о даровании покаяния нераскаявшимся грешникам. Но потом всё-таки решили тянуть жребий. Из четырёх возможных жребий пал на “Нечаянную Радость”. А самый древний – Троицкий – источник известен ещё с XVIII века. Он расположен в двух километрах от монастыря, в лесу. Там рядом с ним в те древние времена спасался один монах, отшельник. До революции над Свято-Троицким источником тоже стояла часовня, он очень сильно почитался. Туда ходили крестными ходами. Вода избавляет от многих телесных и душевных недугов. Но в советское время часовню разобрали...» * * * Уральское село Тарасково известно с XVII века. До революции здесь проживало около 600 человек, и в наше время даже городком его не назовёшь. Здание Свято-Троицкого храма верующим возвратили в 1989-м, при советской власти с 34-го года в нём успели «поквартировать» зернохранилище, сельский клуб, лыжная база… А с тех пор, как настоятелем в 1993 г. стал отец Алексей Малетин, жизнь в приходе забурлила. Спустя год стараниями его и прихожан над храмом был восстановлен купол и построена новая колокольня. А затем, по данному Господу обету, батюшка начал оборудовать над источником в честь иконы «Всецарица» часовню, позже её перестроили в надкладезную церковь. В 2000 году для Свято-Троицкого храма с чтимого всем православным миром афонского образа был сделан список, который в Тарасково прославился многочисленными чудесами и исцелениями. Почитание Тарасковской иконы было установлено Церковью 31 августа. После того как отец Алексий принял постриг, архиепископ Викентий дал своё благословение на создание около Свято-Троицкого храма монашеской общины, а в 2003 году и мужского монастыря. «Монастырь совсем ещё молодой, – рассказал позднее нам келарь обители. – Мы ещё только строимся. У нас есть два скита – в Починках и Пальниках. Там у нас земли пахотные и коровник, курятник будет и пчёл планируем разводить. Пока в монастыре 30 человек братии вместе с трудниками, 16 отцов в постриге». * * * Вернувшись в гостиницу, паломники берут в руки молитвословы. В нашей мужской комнате, оказывается, живут ещё два монастырских трудника. Один из них, 55-летний Толик, мужичок с густой рыжей бородой, радостным голосом сообщает своему напарнику, что ему удалось взять благословение у отца благочинного на утренние пробежки по лесу: «Понимаешь, совсем задыхаться стал. Сегодня полкилометра в гору прошёл и весь запыхался. А раньше по 20 км бегал и отлично себя чувствовал. На свой день рождения восемь лет назад 60 километров пробежал – и ничего. Когда я в Белогорский монастырь поначалу пришёл, так давление со 120 на 80 поднялось до 180 на 120. Климат высокогорный, видимо, мне не подходит. Поэтому я и перешёл в этот монастырь. Сейчас вот побегаю по утрам и всё в норму придёт». Толик только три месяца провёл на послушаниях в Белой Горе. Пока ещё он верит не в чудотворную помощь святых источников и спасительную силу церковных таинств, а в свои силы. Как выяснилось, он ещё ни разу в своей жизни не исповедовался и не причащался, но крепко решил посвятить свою жизнь Богу и остаться в монастыре навсегда. Это его желание было таким сильным, что в Белогорский монастырь из Перми он всю дорогу в январе шёл пешком. Весь путь занял четыре дня и три ночи. Одну ночь Толику пришлось переночевать в мороз на открытом воздухе – под ёлкой. * * * Проснувшись рано поутру, читаем Правило ко святому причащению и идём в Свято-Троицкий храм. Всю ночь шёл снег, и улицы Тарасково покрылись белым снегом. До службы я успеваю обойти небольшую монастырскую территорию. Между Свято-Троицким храмом и надкладезной Всецарицынской церковью стоит небольшая деревянная часовня, освящённая в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Этой иконе молятся не только о без вести пропавших родственниках, но и о погибающих душах – крещёных, но живущих в грехах и не желающих спасения своей души (каждую пятницу перед этой иконой служится молебен о заблудших). Внутри часовни находится большой Поклонный крест памяти святых Царственных страстотерпцев. Я уже заметил, что во всех монастырях Екатеринбургской епархии, как и в Свято-Троицком монастыре, очень почитают Царскую Семью. Приложившись ко кресту, иду в храм. В храме перед алтарём с левой стороны – увешанная крестиками и золотыми украшениями почитаемая икона Божией Матери «Всецарица». По очереди к ней прикладываются верующие. Многие женщины, по всей видимости приехавшие, как и мы, из дальних мест, читают перед чудотворным образом акафист и молитвы. * * * Воскресную службу ведёт молодой благочинный монастыря отец Досифей. Спокойствие батюшки через умиротворённый, благостный его голос вскоре передаётся всем верующим. Храм полон людьми. На автомобильной стоянке перед монастырём стоит «Икарус» из Тюмени, ещё несколько частных машин из разных регионов. С удивлением замечаю, как шумные, взвинченные городские паломники потихоньку начинают успокаиваться и скоро подпадают под общее благостное настроение молящихся. Уже никуда не спешат, словно поняли, что спешить в принципе и некуда. Важнее литургии в жизни ничего быть не может. Исповедь для всех желающих проводится в отдельной комнате, расположенной в притворе храма, а не около алтаря, как это обычно бывает. Несколько непривычно, что каяться приходится не под епитрахилью, а глядя прямо в глаза священнику. Некоторые из наших женщин каются довольно долго, так что к началу причастия ещё остаются исповедники. После службы иеромонахи собирают всех на крестный ход с монастырскими святынями, раздают хоругви, иконы. Крестный ход идёт вокруг Троицкого храма. Между храмом и монастырской стеной узко, так что приходится идти колонной. Отец Досифей (Бездомников) служит водосвятный молебен, освящённой водой из Всецарицынского источника он окропляет всех верующих. На улице холодно, лежит снег, от пронизывающего ветра мёрзнет голова, но на душе радостно. Вокруг я вижу такие же светящиеся глаза и понимаю: мои спутники чувствуют то же, что и я.
* * * После праздничной трапезы мы отправляемся на дальние источники. К источнику Марии Египетской дорога поднимается в гору. С хребта открывается замечательный вид на село. Окружённое тайгой и горами, оно кажется совсем крохотным. Затем дорога поворачивает налево и на спуске среди берёз и сосен открываются часовенки. Под одной из них оборудован родник, который мощной струёй бьёт из земли, а во второй часовне купальня. Я захожу в неё, чтобы посмотреть, как там всё устроено, и вижу, что один из наших паломников, 12-летний Андрей, уже разделся и лезет в обжигающую воду. «Ну, если ты купаешься, то и я тоже!» – решаюсь я и тут же начинаю раздеваться. «Ваня, иди купаться!» – зовём третьего члена нашей мужской команды. Ваня долго собирается с духом, смотрит, как мы, довольные, уже вылезаем из купели, и, наконец, решается. Около часовенки с водой настоящее столпотворение. Все хотят омыться, попить живительной холодной водички и набрать её с собой, чтобы привезти домой. * * * А как же с исцелениями? Как потом оказалось, две наши паломницы, сразу же, после того как облились водой из Всецарицынского источника, исцелились от простуды. 14-летняя Валюша до этого несколько дней кашляла и чихала, температурила, принимала таблетки, закапывала нос – и ничего не помогало. Но, решительно облившись водой из источника, от своей простуды она избавилась разом. Такое же исцеление получила и наша пожилая паломница Нина Степановна. Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |