ХРОНОГРАФ ОБЕЗБОЖЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО «В селе Хетагурово Южной Осетии сожжён храм Пресвятой Богородицы. Этот уникальный православный храм Х века являлся памятником истории Южной Осетии, одним из её духовных центров. Внутри храма, сообщает «Осрадио», обнаружены останки стариков. 8 августа в результате ожесточённого сопротивления пали все защитники села. Во время боя старики из села решили укрыться в храме. Люди, видимо, надеялись на Божье покровительство, на то, что грузинские солдаты, которые тоже вроде бы считают себя православными людьми, не тронут их в храме. Однако грузинские войска заживо сожгли людей вместе с храмом. Ранее сообщалось, что грузинские военные уничтожили часовню и мемориальное кладбище во дворе средней школы № 5. Как рассказал очевидец Инал Пухаев, грузинский танк целенаправленно остановился напротив школы, во дворе которой похоронены защитники Цхинвала 1992 года, и начал стрельбу. «Танк выстрелами буквально вспахал землю, повалил мемориальные камни, уничтожил часовню. Затем он разворотил всё под колёсами своих гусениц», – рассказал Инал Пухаев. …Читаешь эту информацию, и комок подкатывает к горлу. Понятно, что война – грязная штука, но дойти до такой степени озверения, воевать с живыми, с мёртвыми, с Богом… Когда в начале мая я готовил «Хронограф» (За точкой невозврата, «Вера», № 563) о предстоящей войне на Кавказе, в редакции нашей не было единства. Коллеги убеждали меня, что Грузия не решится на противостояние с Россией: всё-таки моська на слона лает, но не кусает – ведь ей может не поздоровиться. Как и многие, тогда я ещё не был до конца уверен, что война разразится. Но в худших ожиданиях меня поддерживали не мнения всяких экспертов, не бряцанье Грузии оружием, а сгущающаяся атмосфера – вещь это неуловимая, объяснить сложно, а почувствовать можно. Я старался побольше разговаривать с простыми соотечественниками, мало интересующимися новостями, и понимал: они тоже чувствуют нечто. Как писал один из писателей накануне Первой мировой, всякая война отбрасывает перед собой тень. Холод от этой тени дано ощутить тем, чья голова не забита всякими политкорректностями, знанием геополитической диспозиции и т.п. Буквально за неделю до войны один парень, служивший по контракту миротворцем в Югославии, уверенно заявил мне, что войны не миновать. На вопрос почему, он простодушно воскликнул: «За Грузией же стоят американцы!» В том, что Россия не предаст, вступится за Южную Осетию и Абхазию, он был уверен абсолютно. А я, признаться, не совсем. И вот война разразилась. Вечером 8 августа, когда Цхинвали дымился в развалинах, Католикос-Патриарх Грузии Илия II призвал свою паству молиться, читать псалмы за скорейшее завершение кровопролития в Южной Осетии. И призыв этот был так естественен, по-христиански понятен. Но прошли сутки, и Грузинская Церковь, не удержавшись, всё-таки делает свой неуклюжий шаг в политику – и вот новое заявление Предстоятеля, обращённое к «мировым лидерам»: «Мы ни с кем не воюем и считаем осетин нашими братьями». Позвольте, а кто ж тогда воюет? Может быть, это осетины режутся с русскими? Наконец, в воскресенье на проповеди Илия II окончательно проясняет свою позицию: «На нашу долю выпали большие испытания, но не страшитесь ничего, Господь – наш заступник, и Богоматерь простёрла над нами Свой Покров. Печально, что единоверная, православная Россия бомбит православную Грузию. Это первый подобный случай. Божья благодать спасёт Грузию. Подобные действия России являются большой ошибкой». Теперь ясно, кто виноват во всём. Спасибо. Эти слова о Покрове Богородицы я невольно сопоставлял с информацией о разрушении грузинскими вояками Богородичного храма в с. Хетагурово, и ещё мне вспоминался услышанный по телевидению рассказ одной осетинской беженки: она видела, как, прежде чем начать расстрел мирных осетин, грузинские солдаты крестятся. Что тут скажешь? Понятно, что архипастырю надо в трудный момент быть со своим народом. Но ведь не ценою чистоты ризы Христовой? Ведь формально Южная Осетия до сих пор находится под омофором Грузинского Патриарха. И при этом Предстоятель оказывается неспособным на простые слова сочувствия убиваемой пастве. Печально также, когда нет и намёка на покаяние в словах духовных лидеров. Если Церковь молчит о покаянии, то что уж говорить тогда о лидерах светских. Как сказал Солженицын в одном интервью, «я уже привык, что публичное покаяние – везде в современном человечестве – самое неприемлемое действие для политических фигур». Святейший Патриарх Алексий также в эти страшные дни обратился с архипастырским словом: «Обращаю к тем, кто сегодня ослеплён враждой, свой горячий призыв: остановитесь! Не дайте пролиться ещё большей крови, не позвольте многократно расширить сегодняшний конфликт!..» Нечто подобное произнёс на днях и Папа Римский, а от нашего Предстоятеля я, откровенно говоря, ждал иных слов. Мне очень хочется надеяться, что наш Святейший слова об «ослеплении враждой» адресует не к осетинам. Но то, что во всех подобного рода обращениях (нынешних и, вероятно, будущих) всё выглядит как-то очень обтекаемо, тоже проявление политики, на сей раз уже межцерковной. «Знаю о призыве к миру, сделанном Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II. Русская Церковь готова объединить усилия с Церковью Грузинской для содействия достижению мира» – так завершил своё обращение Патриарх Алексий. Между Русской и Грузинской Церквями сложились хотя и несколько натянутые, но всё же уважительные отношения, и, чтобы сохранить их, приходится помнить о политкорректности. Невольно приходишь к выводу о том, что всё, что может сделать Церковь, она должна попытаться сделать до начала военных действий. Во время войны, во избежание впадения в политиканство, ей нужно лишь ободрять павших духом и отпевать погибших. Как только кровь пролилась, начинается другой счёт. От евангельской высокой правды общество, увы, неизбежно делает шаг назад – к правде Ветхого Завета, когда «око за око, зуб за зуб» (Исход 21, 24). Спаси Господи за такую искренность! Воистину, всё наболевшее – в этих словах, и остаётся только всей душой присоединиться к ним. Игорь ИВАНОВ |