ЖИВОЕ СЛОВО «НЕ МСТИТЕ...» К нам в редакцию недавно зашла женщина – рассказать, что её мать умерла от врачебной ошибки. Она не может простить медикам этой смерти. В таких случаях люди обычно втайне или открыто выражают надежду, что Господь покарает виновных – пусть не в этом мире, но хотя бы после смерти. Каким должен быть христианский ответ? Игумен Филипп (Филиппов) (г. Сыктывкар): – Однозначно тут не ответить. Если серьёзная ошибка, говорящая о профессиональной непригодности врача, то он должен ответить по суду. Ведь такой человек может причинить страдания ещё многим людям. Например, вот бесспорный случай: в погоне за деньгами косметолог делает операцию, не имея хирургической подготовки. Случалось, что в результате гибли люди. И если врач нравственно деградировал, его нужно остановить. Но таких очевидных случаев немного. Чаще трагедии происходят при стечении ряда обстоятельств. Помню, как умерла пациентка, страдавшая сужением выходного отдела желудка. Врачи были убеждены, что у неё рак, хотя эта уверенность не подкреплялась анализами. Её неправильно лечили, несвоевременно прооперировали. Казалось бы, всё здесь ясно – этим медикам не место в медицине. Но ситуация тут сложнее. Врачи ошиблись, конечно, непреднамеренно. Но смерть больной наступила бы в любом случае. Родственники умершей простили их. Возьмём другой случай, где тоже вроде бы всё ясно. Врач-реаниматолог увлёкся компьютерной игрой и не смог вовремя прийти на помощь больной. Да, это халатность, но речь идёт о квалифицированном докторе, который спас немало жизней. Возможно, был измотан... Труд реаниматолога нелёгок, требует огромного напряжения. Этот медик также был прощён родственниками больной, во всяком случае они не стали обращаться в суд или медицинские инстанции с требованием наказать виновного. Они решили, что судьёй этого врача должна стать его совесть. Нужно отдавать себе отчёт, что суд земной – ничто по сравнению с судом Божиим. Что когда мы осуждаем кого-то, то наказываем себя. После смерти близкого человека у его родных наступает очень тяжёлый период: они – кто на три месяца, кто на год – выпадают из жизни. Но чаще всего жалеют не столько ушедших, сколько самих себя. И когда есть кого винить в случившемся, это приносит некоторое, весьма опасное облегчение. Ненависть, злость помогают забыть о боли. Но это яркий показатель небрежения об умершем, который нуждается в молитвах, а не в мести. Сегодня многое провоцирует людей вести себя неподобающе. В СМИ уже много лет создают негативный образ медика, провоцируют людей обращаться в суд, не задумываясь о степени вины доктора. Так, впрочем, нас учат относиться не только к врачам, но и к милиционерам, чиновникам, учителям, священникам, сантехникам... Так лукавый разделяет нас, чтобы властвовать над нами. Да, никто не идеален, но пусть судит Бог, а для нас самое честное – молиться о вразумлении тех, кого мы виним. Протоиерей Андрей Ермилов (п.Березник Архангельской обл.): – Апостол Павел сказал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию». Огонь сам себя пожрёт, если не плескать в него бензин и не добавлять дров. Так и зло, совершённое против нас, мы не должны питать местью. Мы не умеем отделять человека от зла, которое он совершил, Господь же умеет. Он всё устроит и к нашему спасению, и к спасению преступника так, что злодеяние не окажется безнаказанным. Представьте, ваш младший брат что-то нарушил, а вы бросаетесь его наказывать, не умея этого делать, пробуждая в нём не раскаяние, а ярость. Бог же не наказывает вовсе. Мы сами себя наказываем, Господь лишь открывает нам глаза на причины и следствия наших деяний. Со скорбью и великой любовью печётся Он о каждом грешнике. Что мы здесь с нашим безжалостным языческим судом, мечтающие о возмездии, истреблении, умножении зла, а не его исчезновении? Не достойно мстить, даже если злодеяние имело место. Но чаще всего мы видим умысел там, где его нет. Господь забирает страдающего в свои Небесные обители, а мы виним врача – почему не досмотрел?! А ведь врач не всесилен. Кто он такой, чтобы противостоять воле Божией? К тому же самый прекрасный врач не застрахован от ошибок. Есть множество болезней, где симптомы схожи и можно лишь предполагать, а не утверждать: этот человек болен тем-то или тем-то. Мою матушку на днях выписали из больницы – во время приступов у неё страшно болят почки. Медики бьются, но не могут понять, чем это вызвано. Не нашли ни камней, ни песка, предполагают почечную недостаточность, не исключают, что виной всему стрессы. То есть нет ясности, телесная ли это болезнь или у неё духовные причины. Легко обвинить их в некомпетентности, озлобиться, но это бесчестно. На Западе врачей в судебном порядке сурово преследуют за ошибки. Может, это и правильно. Но сравните уровень медицины там и здесь у нас, качество оборудования. Наши врачи делают всё, что могут, совершают каждодневный подвиг. Конечно, ошибаются, но не нам их судить. И даже когда есть для суда самые серьёзные основания, у христианина есть примеры, как вести себя в этом случае. Вспомним: когда убили Великого князя Сергея Александровича, его жена святая княгиня Елизавета Фёдоровна пришла к убийце ради спасения его души. Что делать нам в случае, когда халатность врача налицо? Прийти к нему, попросить молиться за погибшего. Врач, которому хватит мужества исполнить эту просьбу, никогда не забудет о высоте своего служения. Эта молитва спасёт его. Но если откажется... «Не мстите», молитесь за несчастного, иначе сами погибнете. Кто желает другому человеку гореть в геенне, сам обрекает себя на адские муки. Его душа умрёт при жизни, много ходит среди нас таких людей, наполненных злобой, ненавистью. Они мертвы, но не знают этого. Иерей Александр Коротаев (г. Вятка): – Любовь больше правды. Для людей, имеющих маленькую веру, она заключается в справедливости. Справедливость – единственная понятная им форма любви Божией, другой они не понимают. Мне однажды приснился сон, в котором мой обидчик понёс наказание. Но вместо удовлетворения я пережил такую муку, что твёрдо решил воздерживаться от пожеланий кому-либо справедливого возмездия. Оно неизбежно и без нашего хотения и прекращается, когда человек поймёт, что совершил, ужаснётся себе. Вот этого можно желать – чтобы понял.
| |||||