ХРОНОГРАФ

ПЯТЬ ДНЕЙ И ВЕК

«5 дней, которые изменили мир» – так теперь пишут о войне на Кавказе СМИ спустя месяц после её окончания. Получается, мы живём теперь в другом мире. Каком? Этого, похоже, пока никто не знает, даже политики. Показательна реакция наших союзников на евразийском пространстве: Казахстана, Армении и др. – никто из них не признал отделения Южной Осетии и Абхазии от Грузии, но и против ничего не сказал. Выжидают, смотрят на Россию. А что Россия? Она в одиночестве. Только далёкая Никарагуа решила нас поддержать, первой после РФ признав независимость кавказских республик.

По странному совпадению, единственный, кого мне довелось убеждать в правоте России, был как раз никарагуанец Ноэ Паласиос Эспиналь, приславший письмо вскоре после начала войны. Познакомились мы с ним в середине 80-х в коми селе Подъельск, где вместе трудились в стройотряде. Родители, добрые католики, дали ему библейское имя Ной – и ныне друг мой Ноэ живёт как в Ковчеге, спрятавшись от политики в городишке Чинандега близ потухшего вулкана Сан Кристобаль. Имеет маленький винный заводик, большую семью и каждое воскресенье ходит в храм. Такой округлый, добродушный человек. Больше всего он переживал из-за того, что грузины и русские поссорились:

«Ты знаешь, 25 лет назад, когда я приехал в СССР, в моём паспорте было написано: национальность – “никарагуанец”, гражданство – “никарагуанец”. Для меня национальность и гражданство были одним и тем же понятием. Мне стала понятна разница аж на первом курсе, когда началось моё общение с разными советскими ребятами. В СССР я видел, что у людей могли быть кое-какие положительные и отрицательные мнения о людях других национальностей, может быть, даже враждебно относились друг к другу, но я тоже видел, как большинство “терпели” друг друга, – и я этому научился. Теперь я могу терпеть и уважать людей, у которых нравы не те. Короче, в СССР я научился терпеть и уважать тех, которые отличаются от меня. Я стараюсь своему сыну передавать это. Мне просто жалко распада СССР, пойми меня, может быть, вам были нужны кое-какие изменения с точки зрения экономики и гражданских прав, но то, что разделились на разные страны, – это большая потеря. Национализм берёт силу, и от этого к шовинизму всего лишь один миг, и начнётся паранойя и национальная самовлюблённость... Дай Бог, планета окончательно не нагреется из-за взрывов ядерных ракет. Я присоединюсь к твоим молитвам!»

Ноэ прав, но не совсем точен. Дело вовсе не в СССР. Наше уважительное, серьёзное отношение к «нравам не тем» сформировались ещё раньше – в Российской империи. Прибалтийские немцы, узбеки, чукчи... Каждого приходилось принимать таким, какой он есть, а иначе бы империи не было. Взять тех же грузин. Заведующий миссионерским отделом Ярославской епархии о.Серапион (Митько) недавно заметил в «Русской линии»: «Многие представители грузинского народа и раньше демонстративно не разделяли те ценности общественной жизни, которые были присущи русским людям. Даже в литературе, кинематографе советской эпохи мы встречаем такой образ грузина... Те, кто жил в Грузии, хорошо помнят, каким высокомерным было отношение грузин и к абхазам, и к осетинам, и даже к русским». Тому были свои причины, отмечает о.Серапион: «Мы знаем, что Кахетинское царство было вассалом Ирана (Персии), но даже в рамках своей вассальной зависимости оно имело в подчинении некоторые султанаты, расположенные на территории, например, нынешнего Западного Азербайджана. То есть, будучи даже покорённым народом, грузины имели порабощёнными и подчинёнными другие народы». Между тем, несмотря на такую их ментальность, «русские люди в течение последних веков испытывали тёплую привязанность и любовь к грузинам как к близкому, единоверному народу, который был спасён от геноцида со стороны исламской Персии». Короче говоря, терпели и терпеть будем. В том числе и беспардонность вроде отказа Кикабидзе от Ордена дружбы народов и его интервью грузинской газете: «Русские сами сровняли с землёй Цхинвали, а теперь пытаются грузин в этом обвинить... Эта беда имеет всё-таки и одно хорошее последствие: весь мир увидел, какая это страна – Россия, увидел, что для этой страны даже в XXI веке ничего не изменилось». Горячится наш Мимино – это надо понимать. Правда, я так и не уразумел брошенное обвинение: «Для России в XXI веке ничего не изменилось». Извините, а... что должно было измениться? Ну, наступил XXI век. И что?

«5 дней, которые изменили мир» – красивая, но совершенно пустая фраза. Потому что кавказская война ничего не изменила, а, напротив, напомнила о вековечных международных противоречиях и неизменной ответственности России перед народами, добровольно вошедшими в состав Российской империи. В том числе и перед осетинами, которые на четверть века раньше, чем грузины, попросили защиты у русского царя. Да, дело давнее. Но осетины-то всё помнят. И Бог тоже...

Ещё эти пять дней показали, что, как бы мы ни оглядывались на Запад, нам придётся жить по своим «имперским» законам, иначе Россия погибнет. Ни одно государство в мире не включает в себя столько народов, как наша страна. Именно народов, а не национальностей, как в США. Западному человеку это трудно понять – вот эту нашу «имперскость», не случайно мой друг Ноэ, воспитанный на католическом юридизме, недоумевает: «Почему, поддерживая осетинских сепаратистов, вы не боитесь прецедента, ведь Чечня может последовать их примеру?» Да потому, что там «нравы не те». На Кавказе нет европейского правосознания, там уважается другое. Если бы Кремль поступил бесчестно, бросив осетин на произвол, и, что ещё «позорней», проявил бы слабину – то, действительно, был бы «прецедент» разрушительной силы. Всё это приходится учитывать.

Или другой пример, свежий: мусульмане Дагестана предложили ввести в школах раздельное обучение мальчиков и девочек. В Европе отмахнулись бы от такой, «ущемляющей права», инициативы, а у нас активно обсуждается: почему же не ввести, хотя бы в старших классах? Или разрешить каждому региону самому решать? Ведь обычаи у всех разные...

За последние сто лет Россию дважды пытались переустроить – в 17-м и в 91-м. И каким-то непонятным образом всё возвращалось на круги своя. Говорят, грузину Сталину было тогда видение... Кто знает. Но вот недавно, на юбилее митрополита Никодима (Ротова), вспоминали, как в самые глухие советские времена владыке, которого сейчас обвиняют в «соглашательстве с коммунистами», явился царь: «Приснилось ему, что идёт он по территории Александро-Невской лавры и навстречу к нему направляется Император Николай II, который, подойдя к владыке, поклонился и взял у него благословение. Благословив Царя, митрополит Никодим почувствовал тепло, исходящее от Императора...» Последний Государь молился тогда о России. Молится и сейчас.

Михаил СИЗОВ

(Продолжение темы)

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга