ЖИВОЕ СЛОВО

«МЫ ДРУГ ДРУГУ НЕ ЧУЖИЕ»

Какие формы взаимопомощи возможны, желательны между христианами?

Иерей Василий Вольский (г.Полярные Зори, Мурманская епархия):

– Я родом с Терского берега, мои предки по матери были поморами. Там хоть и церкви нет, а дух христианский сохраняется. Заболел старый человек – за ним ухаживают, ночуют у него по очереди. А кто ушёл из жизни, не имея родственников, его и похоронят, и поминки справят. Бабушка бесплатно молоко носила тем, у кого не было коров, а когда путина идёт, рыбаки наловят сёмги и в первую очередь отнесут в те семьи, где нет рыбаков. Этой традиции и нынешние молодые рыбаки придерживаются. Так ведётся из поколения в поколение.

И отец мой был такого же склада человек, веровал, Библию читал. Помню, у нас в подъезде одна бабушка жила, папа помогал ей, продукты носил. Вера, как известно, без дел мертва. Я был свидетелем и грустных и утешительных историй, когда иному одинокому человеку помогают, потому что рядом – христиане, а другой и детей имеет, а оказывается в доме престарелых.

В прошлом примеров бескорыстных отношений было больше – верно у старца Паисия сказано: много издаётся православной литературы, а живая вера оскудевает. Но тут грех жаловаться, помогали мне много, и сам я не раз был свидетелем того, что старые понятия всё ещё сохраняются. Прежде я служил в мурманском соборе и там была специальная картотека (да и сейчас, наверное, есть), где имелись адреса, телефоны одиноких старушек. Тех, кто из-за болезней уже не мог ходить в храм. Им собирали гостинцы на праздники, навещали.

У нас в Полярных Зорях друг о друге тоже заботятся. Собирают вещи для многодетных, немощным и полы иной раз помоют, и сантехнику починят. Вот, например, Дмитрий пономарём служит в свободное от работы время. Или Владимир. Чуть что: кран потёк, проводку поменять нужно – сразу к ним.

Иерей Алексий Жаровов (г.Мезень, Архангельская епархия):

– У нас приход молодой, но прихожане друг друга знают, по хозяйству помогают друг другу, больных навещают, помогая им, чем могут. Никто не одинок. Немного их – мезенцев, которые стараются не пропустить ни одной литургии – человек пятнадцать. А всего в городе около трёх тысяч населения. Все крещёные, но в храм заглядывают нечасто. Хотя, когда был у нас пожар, погорельцам помогли всем миром. Дома в Мезени всё больше деревянные, так что беда к каждому может постучаться, и каждый это понимает. А в Архангельске, когда узнали о пожаре, прихожане Троицкого храма собрали целую машину вещей. Автомобиль, однако, в дороге сломался, пришёл с опозданием, когда неотложная нужда в этих дарах отпала, так что мы их передали в социальный центр.

Но той взаимопомощи, которая была в прежние времена, пока нет. Здесь можно вспомнить хотя бы Крестовоздвиженское братство в Черниговской губернии, созданное помещиком Николаем Николаевичем Неплюевым в конце XIX века. Жили одной общиной, как в апостольские времена, больше трёхсот человек. Это можно назвать коммунизмом, но без коммунистов и без насилия. Поступить в общину было очень трудно, прежде нужно было себя показать, а вот выйти – легче лёгкого. Благословил её создание сам святой праведный Иоанн Кронштадтский, но и врагов было много у этого начинания, так что опыт не распространился. Столыпин, как известно, по другому пути пошёл, решил, что общины себя изжили, так как рентабельность их была невысока. И вместо того чтобы отладить существующие формы, сплотить крестьян вокруг Христа, стали их разделять. А толку не вышло. Лучше работать не стали. В то время как успехи Крестовоздвиженского братства были ошеломительны. Именно на его полях появился первый в России трактор, не говоря о других нововведениях. Передовое было хозяйство, так что советские власти не знали, как и подступиться. Ни кулаков, ни середняков, ни бедняков. Натравливать друг на друга некого. Лишь в конце двадцатых годов решились братство уничтожить, чтобы не мозолило глаза успешностью истинно христианского пути жизни и хозяйствования.

До такого мы нескоро ещё дойдём, слишком все сами по себе, но вот сестричества появляются, и помощь – она разной может быть. К нам как-то православные писатели приезжали из Мурманска, состоялся разговор по душам с горожанами, оказалось, что проблемы северного Терского берега и нашего южного побережья Белого моря схожи, хороший был разговор. Тоже помощь.

Иерей Сергий Ронжин (с.Матвинур, Вятская епархия):

– На селе это обычное дело. У нас на приходе и картошку друг другу помогут выкопать, дров наколоть, продуктами помогут, в любых житейских нуждах друг друга не оставят. В Матвинуре храм не закрывался, я в первый раз с таким столкнулся. А в Шабалино, где раньше служил, церковь недавно открылась, после долгого перерыва. И разница в том, что немного другая атмосфера, вера в людях с детства заложена, и даже те мужики, что выпить любят, готовы бескорыстно помочь храму.

Ещё одна особенность – здесь в округе люди, в первую очередь, православные, берут деток из детских домов. В том числе учителя – мои прихожане. Одна женщина недавно рассказывала, что у них с мужем и свои ребята есть, но решили взять ещё девочку. Отправилась эта женщина за девочкой, а та говорит: «Без сестрёнки не поеду». Пришлось и сестру взять, но страшно немного, что муж-то скажет? А он ничего: где двое, говорит, там и четверо. Старушки наши верующие с детками нянчатся, не только со своими, что понятно, а кто попросит, тому и помогают.

Хорошо, когда храм никогда не закрывался, другой дух, и «Отче наш» знают даже не больно верующие, с детства помнят, когда матери да бабушки учили, в храм водили на причастие. Другие вспоминают, как с них крестики в школе срывали, а они всё равно в храм ходили. Отзывчивый у нас народ, что марийцы, что русские, в беде не оставят. Мне вот дом купили вскладчину, хотя никакого указания сверху не было, по доброй воле. Сейчас всем миром решили часовню в Томаково восстановить. И старички, и молодёжь взялись за дело. Одному лет семьдесят, кряхтит: «Ну, какой я помощник», а гляжу – бревно понёс.

Взаимопомощь в деревенских крепко заложена. У меня родители хоть и неверующими были, медиками по профессии, но уважение к старшим, любовь к ближним ещё в детстве им привили. Всю жизнь о других беспокоились. Я ещё застал те времена, когда в деревне, где жили бабушка с дедушкой, народ охотно поднимался на помощь. Ремонт какой в доме сделать, что перестроить, сена нужно накосить старому или болящему – собирались, шли. Сейчас многое ушло, заново нужно начинать. Однажды мужчина, который недавно начал ходить в храм, рассказал о первой победе над собой. У него картошки много, а у соседа хоть шаром покати. Подумал и решил поделиться. А не ходил бы в церковь, наверное, и не помог бы. Дело не в жадности, а в том, чтобы было понимание – мы друг другу не чужие. Нельзя без любви.

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга