ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ НА БЕРЕГУ ГОЛУБОЙ РЕКИ Стопа Богородицы «Шла Матерь Божья из Городищны в Раменье, а мужик поле пахал. Увидел он Богородицу и наземь пал. А Та молвила ему: “Людям скажи, что видел Меня не когда пахал, а когда колос стоял!” Молвила и ушла. Прошло три месяца, взошли хлеба – и, как было уговорено, только тогда мужик о Богородице рассказал. Пошли люди поле посмотреть, по которому Пресвятая проходила, а там камень лежит, и на нём следок остался. Там по осени и часовню воздвигли...» Это предание несколько лет назад рассказала заезжим этнографам Серафима Алексеевна Селиванова – старая жительница села Нюксеница, что стоит на северной реке Сухоне между Великим Устюгом и Тотьмой. В давние времена здесь проходили великие торговые пути – из Москвы в Архангельск, из Устюга в Сибирь и Русскую Америку. Ходили этими путями люди православные, богобоязненные, вершившие дела свои с молитвою. Не случайно родившийся здесь, на Нюксенской земле, землепроходец Ерофей Хабаров, помимо своей говорящей фамилии (хабар – прибыль от торговли), имел в народе прозвище Святитский. Богата и благословенна была здешняя земля. И стоит разве удивляться, что Сама Пречистая прошла Своими стопами по этой земле. И не однажды – вологодские этнографы насчитали несколько апокрифических легенд о посещении Богородицей Нюксенского края. В советское время ту часовню, что выросла на крестьянском поле, власти разрушили. Камень же с отпечатком стопы столкнули бульдозером в овраг. Так стёрли с этой земли печать благословения. А богатство ушло отсюда ещё раньше – когда Сухона перестала быть торговым большаком. И только в последние десятилетия селу улыбнулась удача. Неожиданно для всех Нюксеница оказалась на «берегу голубого потока», идущего из Республики Коми в европейские страны. «Севергазпром» построил здесь газокомпрессорную станцию, и сразу село начало строиться вширь и вверх, за большим заработком устремились сюда люди со всей округи. Год назад решили мы съездить туда, как говорится, посмотреть, «где на Руси жить хорошо». Ситуация там, действительно, уникальная. С одной стороны, вместе с газовиками пришли в Нюксеницу все блага городской цивилизации. С другой, как говорят, она сохранила деревенское своеобразие. Не так давно на празднике «Сухонские напевы» там даже состоялась «презентация бренда “Нюксеница – сокровищница народных традиций”». Нюксенский центр народной традиционной культуры (ЦНТК) считается лучшим в области. «А по мне так это одно из лучших мест на свете!» – пару лет назад в своём отчёте восхищался вологодский этнограф. Как он описывает, «ЦТНК – это огромный трёхэтажный северный дом, до революции принадлежавший большому купеческому семейству. Русских печей в доме столько, что я и не сосчитал. Шесть как минимум. Зимой истопник приходит в восемь вечера, непрерывно топит печи и заканчивает только к пяти утра». Есть там лаборатория народного костюма, изучающая старинные крои и вышивки. Есть лаборатория народной кухни, где можно отведать кузьминскую кашу из чугуна или попробовать дежонь – старинное блюдо, состоящее из толокна, простокваши и ягод. Можно там полюбоваться на знаменитые расписные нюксенские прялки, выставить которые почёл за честь и Русский музей в Петербурге... А ещё, как мы узнали, «Газпром» там строит православный храм. Неужели и впрямь Божье благословение вернулось на эту землю? Нюксенбург В Нюксеницу ведёт хорошее шоссе, появившееся здесь сравнительно недавно. Дорогу со всех сторон обступает настоящая тайга, рубить которую запрещал ещё Пётр I, проплывавший по Сухоне дважды, в 1693 и 1694 годах. Время, конечно, не пощадило её – леспромхозы да и газовики, проложившие просеку для трубопровода, основательно попортили корабельный лес. Но до сих пор, глядя на проплывающее за окошком бесконечное зелёное море, чувствуешь, какая здесь была дремучая глушь. Только река и связывала с цивилизацией, не случайно на гербе Нюксеницы изображена синяя река с плывущей по ней огромной рыбиной... А вот и этот герб – на высокой стеле у въезда в село. Миновав «околицу», останавливаем машину. Сидим, смотрим. Да... Селом это трудно назвать. Справа суперсовременный стадион и теннисные корты, слева – многоэтажные дома. Мимо нас по тротуару катится девушка – на роликовых коньках. Пока я выбирался, чтобы спросить, где тут православный храм, она уже ушоркала на своих роликах. Едем дальше. Как потом выяснилось, село состоит из двух частей – «деревни» и «Нюксенбурга». «Деревня», старая часть села, представляет собой настоящий лабиринт: избы расставлены тут и там, на высоких холмах и под ними, меж сосновых и берёзовых рощ – без какой-либо планировки. В новостройках же «Нюксенбурга» ориентироваться легче, и, как нам подсказали, церковь строится именно там – «в центре». Едем по главной улице, упираемся в поле, за которым начинается лес, – и на этом поле стоит храм. Вот так центр! Не понять этих нюксенцев. Храм, признаться, не очень впечатлил. Конечно, мы и не ждали увидеть позолоченные купола, как в Урдоме например. Но почему-то были уверены, что он каменный. На поросшем травой пустыре меж деревянной церковью и огромным плакатом «Объект строится при поддержке партии “Единая Россия”», укреплённом на ещё одной новостройке, но уже из белого силикатного кирпича, пасутся козы. Идиллическая картинка. Вскоре, предупреждённая о нашем приезде, подошла председатель приходского совета Галина Ивановна Бакланова. Светлая, приветливая женщина, она сразу же расположила к себе: – Ребята, откуда вы? Узнав, что из Сыктывкара, Галина Ивановна вздохнула: – Ой, у вас там православие-то лучше, чем у нас. Мы удивляемся: – А у нас наоборот говорят: Вологодчина – святая земля. Один Великий Устюг чего стоит. – Так-то оно так... Значит, вы из «Веры»? Мы-то её всё время выписывали, подшивки в молитвенном доме лежат. Он у нас в «деревне» находится. – А в новом храме ещё не молитесь? – Ой, ребята, тут ещё трудов столько. Вот хотим газ в церковь провести, чтобы отапливать. Трубы внутри сварили, а чтобы от газонасосной станции провести, на это пока денег нет. А ещё на иконостас надо, целый миллион. – А газовики разве не помогают? – Конечно, помогают! В этом году 150 тысяч выделили. – Скажите, а почему здесь решили храм поставить? – прервал я Галину Ивановну. – Вот не могу взять в толк: нам сказали, что это центр Нюксеницы, а тут вон козы пасутся. – Мы-то хотели в «деревне» строить, но владыка наш приезжал, сам всё посмотрел и здесь указал. Здесь и вправду центр. Рядом новая большая больница построена, и вот этот 16-квартирный дом (женщина показала на плакат «Единой России») скоро поднимут – туда ветеранов войны и тыла будут селить. А там дальше место для ЦТНК приготовлено. Село-то расстраивается, поэтому здесь и центр. – Вы сами нюксенская? – Нет, устюжская. Здесь с 59-го года, последние 20 лет работала в семенной инспекции. Сейчас-то её нет, и вообще сельского хозяйства нет. У нас тут, ребята, только газокомпрессорная станция, в основном-то так. – А что вы про ЦТНК сказали? Новое им здание строят? Я слышал, он в большом купеческом доме расположен, с шестью печами, неужели тесно? – Так ведь сгорел же центр народной культуры, со всеми архивами-экспонатами! – всплеснула руками Галина Ивановна. – Неужель не слышали? В феврале это случилось, аккурат перед праздником проводов зимы. Новость огорчила. Не отведать нам теперь «кузьминской каши». – А что, правда, Нюксеница – «сокровищница народных традиций»? – спрашиваю председателя общины. – Да, у нас очень это дело любят. Но традиции-то народные, не церковные. Это ж не очень связано. «Ну, когда-то было связано. А в советское время разделили», – хотел я возразить, но передумал. Действительно, какая связь между прялками и Церковью? Показав недостроенный храм, Галина Ивановна пригласила нас в молитвенный дом, в «деревню». Садимся в машину, наш гид показывает короткую дорогу. Проезжаем мимо новенькой гостиницы с вывеской: «Нюксенбург». Галина Ивановна смотрит в окно, вслух удивляется: «Давно на этой улице не была, ничего не узнаю! Сколько понастроили». Потом оборачивается к нам: – Сейчас направо поворачивай. Ой, не знаю, ребята... Мы, конечно, стараемся во всё это не вникать. Хотя вот слышала, что ещё одну нитку газопровода проведут через нас. Вот в чём перспектива-то. – Хорошо вам, – поддакиваю, – есть куда пригласить священника. «Газпром», поди, выделит ему хорошую квартиру, не хуже городской. – Так уже выделял – трёхкомнатную в финском доме, на два года, пока священник сам не построится. Мы ведь случайно одного батюшку нашли – в Архангельской области. У него ребёнок астмой болеет, вот он и решил поселиться южнее. Матушка его приезжала, всё тут посмотрела, довольна осталась. Но в епархии у нас строго, священников «со стороны» редко принимают, владыка сказал: своего священника готовьте. А откуда мы его возьмём? У нас есть грамотные девочки, одна в ЦТНК работает, другая, Лена Пантюхина, вместе с дочкой Настей Вологодское Духовное училище закончила. А мужчин нет. Мы уж писали в епархию, чтобы тотемскому благочинному отцу Георгию дали второго священника, а то он не успевает, один раз в три месяца к нам приезжает... А насчёт городской квартиры – этим сейчас не заманишь. Матушка, что к нам приезжала, ведь присматривала место, где бы свой дом построить – с большим огородом. Как Нюксеницу не обзывай, ребята, Нюксенбургом или ещё как, слава Богу, у нас не город, а настоящая деревня – вон сколько земли свободной! Стройся, кормись от земли... Тоже ведь перспектива. «Долгая песня» Новостройки закончились, улочка ныряет вниз, под холм. Не успели оглянуться, как оказались совсем в другом мире – в пустынной берёзовой аллее, за белыми стволами справа мелькают деревянные домишки. Аллея приводит нас к райкому партии и Ленину с оторванным ухом. Бюст его весь потрескался, на шею кем-то накинута удавка. «Уж лучше бы совсем убрали, чем издеваться», – сетует Галина Ивановна. Бок о бок с бывшим райкомом стоит двухэтажный деревянный дом бывшего Госбанка – туда мы и заходим. Председатель общины отмыкает дверь на первом этаже – и снова мы в другом мире. Запах ладана, лики святых, молитвенная тишина. Словно и нет в округе ни бюста Ленина, ни теннисных кортов «Нюксенбурга». – Вообще-то, в доме мы не одни, – поясняет Галина Ивановна, – на нашем этаже располагается телемастерская, иногда по ошибке посетители с телевизорами к нам вваливаются. Да ещё наверху обычные жильцы живут. – Не жалуются они на вас? – Да ничего. Хотя свечи у нас горят и ладан по всему дому слышен, но никто пока слова не сказал. – Интересно, жильцы дома спускаются на службу? – спрашиваю, уже зная ответ. Есть такая закономерность: тот, кто живёт рядом со святыней, почему-то ею пренебрегает. – Одна старушка ходила, но сейчас совсем ослабла, по лестнице спуститься не может. А другие только раз в год, на Крещение, за святой водой. – Община дружная у вас? В городских-то храмах службу отстоят, разойдутся и друг друга в упор не видят. – Слава Богу, мы ж все друг друга знаем. Постоянных нас человек 25-30. Общаемся, кто чем другому помогает. Живём потихоньку, с Богом со Христом. Дежурим здесь по очереди, сегодня я, завтра другой – молитвенный дом всю неделю открыт, кроме понедельника. Часы и обедницу читаем по воскресеньям и по средам. Почему по средам? А это у нас в Нюксенице базарный день, на который приезжают люди из окрестных деревень. Рынок от нас неподалёку, вот они заходят, молятся вместе с нами. У нас-то, в райцентре, церковь бедная, а в деревнях и того нету. Народу сейчас в Нюксенице – ой много, все вокруг газонасосной станции собрались. Но в храм почему-то не ходят. Многие говорят: вот когда настоящий храм построите, придём, а в Госбанке молиться – увольте. Да какой же тут Госбанк? Это раньше здесь деньгами ворочали, а теперь только молитва и денег никаких. Вот свечной ящик у нас стоит, но никакой выручки с него. На молитву приходят одни и те же люди. Купили они раз иконы, купили два – и не будут же накупать целую избу? На торговле храм никак не построишь, только на жертве – так что надежда на ящички, их мы в четырёх магазинах поставили. – А что же вам газовики храм не построят? – На них надежда и была. Ох, ребята, истории нашей уж более десятка лет. Когда начальником компрессорной был Владимир Николаевич Бурдейный, он очень поддержал православных: «Давайте начинайте. Просите у администрации 200 кубов леса, сто я дам, на фундамент тоже найдём». Но тут он разбился на вертолёте и дело наше застопорилось. Потом с благочинным нашим отцом Георгием пришли мы в администрацию села. Приняли нас замглавы и архитектор. Сидим думаем. «Ну, какой думаете храм?» – замглавы спрашивает. «Из кирпича», – отвечаем. А у самих в кармане ни копейки. Ой, ребята... вот только с Господом Богом и пошли мы строиться. Дальше вопрос: «На сколько мест?» Мы-то думали поменьше, верующих у нас мало, но батюшка напомнил: «Вон в Юбилейном, где тоже газокомпрессорная станция есть, газовики маленький храм простроили, думали, никто не будет ходить. А теперь на праздники народ на улице стоит. Нет, храм нужен на 250-300 мест». Ладно. Архитектор говорит: «Будет вам место под большой храм. Начинайте». И вот в 1997 году собрались мы человек пятнадцать – сложили денежки, кто сколько дал, иконочки купили, за свечками в епархию съездили. С этого и начали. Накопили тысяч 60 – чтобы заплатить за проект храма. Делать его взялся Герман Иванович Виноградов, который епархиальное управление проектировал и часовню-памятник 2000-летию Рождества Христова, что сейчас около вологодского кремля стоит. К весне 2001 года наш проект был почти готов. В мае звоню в Вологду, дома трубку подняла жена архитектора: «Знаете, а вчера Герман Иванович умер». И всё у нас началось заново: исследование участка, составление проектной стоимости, сам проект – уже деревянного храма. В 2003-м фундамент заложили, потом снова хождения, поиски денег. Нам, конечно, помогают. В прошлом году 600 тысяч мы истратили, из них более 300 тысяч – это то, что в ящички люди опустили, частные пожертвования. Остальное – газокомпрессорная станция и предприниматели со всего района. – Такая вот долгая песня, – заключила председатель приходского совета. – За это время из стареньких прихожанок, с которыми мы начинали общину, уж более десяти человек померло. – Они местные, нюксенские, были? – Да, местные. Ещё в давние годы ездили они на лодках в Устье Городищенское, в Богоявленский храм, пока тот действовал. Здесь-то храма не было. Из таких старых только Фаина Михайловна Бородина осталась, которая в основном и организовывала нашу общину. Я вроде бы тоже в малолетстве была верующей, родители водили меня к Прокопию в Устюге. Но потом всё забылось и получилось как у большинства: уже жизнь прожили, всяко нажились, тогда и пришли в Церковь. – Скажите, а не слышали от старых людей предание, что по здешней земле Богородица ступала и в честь этого часовню построили? Не знаете, где она стояла? Как бы туда съездить? – Слух такой ходил, была часовня. А где – никто уже не помнит. * * * В Нюксенице мы были в 2007 году, осенью. Прошёл ровно год. Звоню Галине Ивановне, спрашиваю: как строительство храма в «Нюксенбурге» продвигается. Та стала вспоминать: – Когда вы приезжали, колокольня уже сделана была? Да? Ну, тогда не шибко что изменилось. Газ так и не подвели – слишком дорого оказалось. Думали, дом ветеранов, что по соседству с нами, газифицируют и к нам заодно проведут. В июле дом ветеранов достроили и уже заселили, но решили газ не тянуть – электричества им достаточно, старичкам-то. Надежда на дом для приезжих специалистов, который в другой стороне скоро строить начнут, может, от них нам трубу проведут. Пока же поставили мы печку из кирпича с водяным котлом – дровами отапливаться будем. Рабочие газокомпрессорной станции сейчас варят нам трубы для отопительной системы. Что ещё из новостей? Поставили основу иконостаса с царскими вратами, на сами иконы денег пока не хватает. Летом газовики помогли сделать дренаж вокруг храма, бульдозер выделили – после дождей-то пустырь развезло, утонуть можно было. Ещё событие: из Бабушкинского района раз в месяц к нам стал ездить священник. Он вообще-то на инвалидности, долго не служил, но, слава Богу, поправился. Благочинный благословил его нами заниматься. Ну, вроде больше ничего нового. Сейчас нам главное иконостас сделать, средства изыскать. Предложил я Галине Ивановне дать в газете объявление, чтобы кто чем помог. Та отказалась: «Нам ведь уже помогают». Действительно, «Газпром» – это же самая богатая организация. – А когда будет первая служба в новом храме? – спрашиваю. – Может, на Рождество? – Ой, не знаю, ребята, как Господь даст. Без Него ничего не сделается... Последние слова православная женщина произнесла с такой убеждённостью, что невольно подумалось: это она не только про Нюксеницу, а про всю нашу Россию сказала. Все мы сейчас сидим на берегу «голубой реки», ожидая, что газовые богатства решат проблемы в стране. А ведь не будет этого, пока думаем о своей Родине как о «великой сырьевой державе», забывая, что она прежде всего – удел Пресвятой Богородицы. М.СИЗОВ |