СЛОВО

ПОСЛЕДНИЕ ПРОПОВЕДИ

3 февраля исполняется два года памяти протоиерея Василия Ермакова

К его пастырскому слову прислушивались не только в Санкт-Петербурге, где он служил, но и во всей православной России. В настоящее время в издательстве «Русская классика» готовится к печати сборник проповедей последнего года жизни отца Василия. Составитель его, Людмила Ильюнина, предоставила нашим читателям возможность познакомиться с некоторыми из них ещё до выхода книги.

Что ты хочешь от Бога?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Что ты хочешь?» – две тысячи лет назад обратился Господь наш Иисус Христос к слепому, сидящему у дороги, ведущей в город Иерихон. Этот слепой нищий услышал, что идёт Сын Давидов, Спаситель мира, что идёт особый Человек, и стал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня!» Его хотели оттолкнуть, отодвинуть, но он продолжал кричать, и когда Господь подошёл к нему и спросил: «Чего ты хочешь от Меня?», он сказал великие слова, которые его, слепого, скорбящего, привели к Богу: «Да прозрею». Он ничего не хотел другого, и голос совести ему подсказал: надо прозреть, чтобы иметь веру. Его слова, обращённые к Спасителю, не были пустыми, не были данью моды того времени.

И Бог даровал исцеление, как Он даровал исцеление десяти прокажённым мужам. «Чего вы хотите?» – «Да очистимся». Они получили исцеление, проказа их оставила, но только один, как говорит Евангелие, пришёл благодарить Бога.

Таких предательств Бога было очень много две тысячи лет назад при Его земной жизни. Таких предательств Бога много совершилось и в многовековой истории человечества, как в общем мировом масштабе, так и в нашей российской жизни.

На слова слепого, обращённые к Спасителю, Он сказал: «Прозрей, вера твоя спасла тебя».

Вот если бы сегодня обратиться к вам, к россиянам, идущим в церковь и спросить: чего ты хочешь? Вот ты пришёл в церковь: что ты хочешь в данный момент твоего пребывания в храме Божьем? Ты хочешь понаблюдать, присмотреться, поставить свечу или переродиться благодатью Божьей? Потому обо всём, что ты совершал нехорошего, плохого, грешного, надо подумать, идя на встречу к Богу. Ведь Господь стучится в сердце каждого из нас скорбями, болячками, горестями. «Что ты хочешь?» И на этот зов Божий как отзываются люди? – «Я хочу от Бога счастья, богатства, благополучия, здоровья, житейской мощи, всего, но только не веры в Бога».

Я вам говорю слова той жестокой правды, с которой я встречаюсь 50 с лишним лет. Я на исповеди спрашиваю: что ты хочешь, мужик? Вижу бегающие глаза, слышу какое-то лопотание. Я говорю: что ты хочешь, скажи, что ты хочешь? Я тебе отвечу, что тебе надо. А он не понимает, что он хочет. Просто его толкнули, сказали: «Иди, у тебя такие-то болячки, иди». Страшнее всего, когда сразу толкают на Причастие. Это чёрные доски, это гнилой пень. Куда ж вы его толкаете? Ему не понять святость, духовную мощь, ту духовную силу, которую Бог даёт тому, кто с верою к Нему обращается. Это люди, забывшие Бога; попав под пресс жестокой жизни нашего времени, они «рванули в храм», именно «рванули», а не пришли. Просто им кто-то подсказал: «Иди, может быть, Бог тебе и поможет», забывая о том, что без веры здесь человеку делать нечего. Пустое пребывание. В сердце не появится сила благодати Божьей. Благодать Божья не осветит закоулки души. Вот если бы он захотел услышать в скорби голос Божий, Его призыв, если бы он осознал, вращаясь в этом мире зла, страданий, телоубийства, душеубийства, что такое вера…

Когда людей, живущих так: «ах, у меня всё есть, я сильнее всех на свете», по телу, по злому сатанинскому умыслу «я всё могу», посещают скорби, они в горестях своих идут в церковь. Но, увы, придя в церковь, не получив желаемого, они начинают орать: «А что мне дала ваша Церковь, что мне дала молитва? Да ничего!» Как мне говорят: «Я и свечи ставлю, я хожу в церковь, а мне Бог не помогает». «Как вы ходите? – я их спрашиваю. – Ах, ногами? А сердце?» Сердце далеко.

Надо идти к Богу и жаждать веры. Тогда и получишь то прозрение, которое получил слепой капернаумский житель. Бог насильно никого к Себе не зовёт. Вы поймёте, обязаны осознать, что без Бога мы жить не можем, без Бога не может жить Россия, потому что она уже жила в XX веке без Бога и мы уже за это получили сполна. Тогда вера будет в сердцах россиян и мы поднимем страну нашу. И не надо стонать: «виновато правительство», «виновата губернатор», «все виноваты, кроме меня». Ну а ты что сделал, россиянин? Мужик, что ты сделал для России? Что ты сделал? Да ничего.

Работать не хотят праведно, достойно. Хотят грабить, пить, гулять. Полное раздолье. Так и получаете. А почаще заглядывать надо в Евангелие – это учебник нашей жизни: как жить с Богом, как жить в Боге, как найти благополучие земного бытия. Посмотрели бы на нашу жизнь, какой тернистой дорогой мы пришли к Богу, что нас, людей советских, заставило обратиться к Богу? Что ж вы думали, мы с неба свалились и пошли в храм? Это была страшная битва – или ты с Богом, или против Бога. Или я верю и иду к Нему в храм Божий, или я изредка «захожу» к Богу какими-то своими путями. Это выбор и право каждого. Или горит в твоём сердце дух веры, мужества русского человека, есть стремление бороться со злом, с грехом, или ты будешь оскорблять Бога разными западными веяниями – той мерзостью, о которой пишут в газетах, показывают на телевидении, чем живут ваши дети, внуки сегодня.

Вы потом переживаете: «Почему Бог не дал им счастья? А я молилась, я просила». А вопрос: как вы молились, как вы искали Бога? А так: сказали слова, и больше ничего. Сказать – не воспитать. Нас воспитывает десять лет школа – грамотности, культуре поведения, но, к сожалению, школа отошла от истины, Бога там не принимают. Учителя, директрисы кричат: «Нам Бог ваш не нужен!» Бог не наш, это Бог российский, Матери-Родины. Мы воспитаем сегодня без Бога растущее поколение, и опять наш путь будет устлан трупами русских людей. Не война, не бойтесь, войны не будет. Пока идёт пернатый грипп, потом пойдёт воздушный и, глядишь, водяной, т.е. все болячки посылаются за наши грехи. Мы должны твёрдо знать: как молишься, так Бог и подаёт. Будем молиться – ничего не случится, не бойтесь.

А те, кто отойдёт, получат по полной программе. Бог здесь ни при чём, потому что они сами открыли свои сердца, свой ум для принятия злого веяния, в которое они верят. Они верят в тёмные дела демонизма, совершают чёрные дела жизни. В них непослушание церковному закону; нежелание прийти помолиться в храм Божий, нежелание спросить: «А как ты пришла к Богу, зачем, что тебя привело?» Им бы надо учиться, присматриваться. И ведь есть у кого поучиться, храм Божий – училище благочестия. Придите, мы вас научим, мы вам скажем, мы вас от Бога не отведём. Приди только. Как известно, кто ищет, тот всегда найдёт. Пословица есть: «Свинья – грязь, а пчёлка – нектар найдёт». Поэтому не надо ругать Бога, не надо плевать в православие, не надо ругать нашу Отчизну, её уже отругали. Ещё Господь, несмотря на наши грехи, жалеет нас: есть и вода, и еда, всё есть у нас.

Поэтому, идя в храм Божий, каждый из нас должен перед собой поставить вопрос: что ты хочешь? Помолиться? Так молись всей душой. Хочешь испросить у Бога помощи в своих скорбях? Проси. Не сиюминутно, не сей час Бог тебе даст. Но Он даст то, что ты желаешь. Только надо уметь молиться, только верить надо, чего сегодня, к сожалению, недостаёт в нашей русской национальной жизни.

Мы кричим: «Мы верим!» А дела?.. Вы сами знаете. Вот путь на сегодня русского православного христианина, вот дорога жизни к счастью, к могуществу нашей Родины. И если каждый россиянин об этом подумает, будет хранить веру, молиться Богу, терпеливо переносить свои страдания, Бог нам поможет. Практически. Мы сумели защитить Мать-Россию от немцев, от разрушающих действий коммунистов, Бог нам даровал свободу, так верьте, что и теперь нам поможет. Русские люди, идите к Богу, не будьте теми слепорождёнными котятами, которые имеют глаза, но Бога не видят. Это ваш долг, ваша обязанность, ваш священный подвиг – в вере, молитве возродить Мать-Россию.

Январь 2006 г.

О блудном сыне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Дай мне часть твоего имущества. Я уже вырос, я уже хочу, желаю жить свободно».

С такой дерзновенной требовательностью обратился сын к своему отцу, чтобы тот дал ему право и дал имущественную почву жить так, как он хочет, как ему желательно, как он думает. Чтобы он без совета старших, особенно отеческого взора, построил своё благополучие. Об этом говорит сегодняшнее Евангелие в своём благовестии о блудном сыне. Это было две тысячи лет назад.

Господь наш Иисус Христос предупреждает грядущее молодое поколение, чтобы оно не имело дерзновения требовать у родителей: «Дай мне, отдай мне!» Что они положили на алтарь семьи? Да ничего.

И что же вышло из этого беспутного требования в жизни сына, предавшего своего отца? Всё, что ему было дано, промотал он в своей лёгкой свободной жизни, потому что, вы сами знаете, когда есть у человека деньги – все слетаются, все клянутся, все обещают: «Мы тебе верны до гроба». Всё промоталось, всё прогулялось, всё пропилось, всё проболталось – и он остался у разбитого корыта. А когда наступил голод, он прочувствовал: «Что же я сотворил? Что я сделал?» Когда в той стране, где он был, ему не дали питаться даже кормом свиней, горе заставило человека одуматься и сожалеть о беспутном своём поступке. Он вспомнил ту радость, ту любовь, то общение в семье, когда был облагорожен вниманием отцовским. Но тогда победила гордость: «Дай мне!» И он получил по заслугам.

Я всегда вам напоминаю об этом в ваших слезах материнских, отцовских. Так же ваши дети, ничего не заработав, ничего не сделав для благополучия семьи, требуют: «А ты мне, мама, папа, дай, дай, дай. А я хочу, хочу, хочу, буду жить, как мне удобно». И есть из вас родители, которые, вместо того чтобы оградить это дерзновенное требование: «Остепенись, погляди, подумай!», вместо того чтобы, как говорится, дать по рукам, вместо этого поощряют своих дочерей. А те кричат: «А ты мне, мама, дай модную одежду, дай мне право ходить на дискотеку, дай мне деньги!» Шестой класс – уже курит и прочее. И мама-то, непутёвая, из своих скудных щедрот отстёгивает. А потом что? Слёзы. Потом что? Скорби. Потом что? Болячки, полученные этими неразумными, заблудшими детьми нашего времени.

Здесь требуется: уговорить, а самое главное – проявить власть родительскую: «Нет!» И вспомнить свою жизнь, как вы поднимались, вы, дети послевоенного времени, как вас растили ваши родители, как они вас учили, в чём они вас наставляли. Ведь это было трудное время пятидесятых годов, это было очень сложное время, и всё-таки большинство родителей того времени удерживали порывы вашего тела к душеубийственному счастью вокруг. Тогда были после войны свои пороки, свои грехи, свои желания. Кто-то повыше стоял по экономическим возможностям, как эти секретари, военные, – они имели больше возможностей дать детям, более современный уход и отношение, и одежонка была получше, и харчи были получше, и модная тогда уже техника. Тогда только их дети и требовали: «Дай мне!» И посмотрите на своих сверстников, сверстниц, что они получили? Что, они счастливее вас? Что, они богаче вас? Могущественнее вас? Болячки, семейные несчастья. Поколение ваше – болячки на каждом шагу. Вот они и получили сполна всё, что они хотели.

Посмотрим на примере отца из евангельской притчи. Он не стал уговаривать сына: «Подожди, подрасти, подумай». Раз ты рвёшься вперёд – закуси удила, иди и получи. Я думаю, что он предупреждал всё-таки, но не настаивал. А в ответ услышал: «А, ладно, отец, ты не знаешь нашей жизни». И сегодня вам так говорят: «Вы не модные люди наших дней; вы не так живёте, вы не так думаете; вы не то говорите; вы не тем интересуетесь, вот наше дело молодецкое».

Скажите им: «А вы посмотрите, счастливы ли люди в жизни без Бога, в жизни без души, заботившиеся только о теле, забросившие душу на задворки жизни?» Иначе, если вы не будете напоминать об этом, дети ваши будут получать по заслугам. Сегодня вы, родители, сами, заглянув в прошлое своей жизни, обязаны одёрнуть зарвавшихся ваших детей. Судя по письмам, вам очень сегодня трудно, потому что мешают бабушки, мешают больше отцы матерям воспитать достойным образом православных людей. Мешают. Жизнь без испытаний, без искушений, без страданий не обходится. Ни одного человека на земле нет, который бы прожил без единой болячки, единого страдания.

Вот так живёт внешне человек в материальном достатке и счастье и говорит: «Ах, вы какие непутёвые, вы живёте, у вас нет радости» или, как они ещё говорят: «У вас нет богатств, которые мы имеем».

Имеют, но до какого момента? Доколе это всё будет продолжаться? Бог есть, Бог всё видит, и наступит это время испытания, время отчёта: как жили, то и получите, и не надо винить Бога в том, что случилось. Церковь предупреждает, говорит примером своей российской тысячелетней истории: «Смотрите, россияне, цель – жизнь в Боге, в покаянии, цель жизни – в живом обращении к нашему Творцу». Вот почему и накануне подвига поста Великого нам Церковь преподносит эту притчу о том, как надо жить, куда надо стремиться, где искать утешения, радости и помощи. У Отца Небесного, в Отчем доме, храме Господнем. И в том покаянном чувстве, когда человек споткнулся, но опомнился и сказал, как блудный сын: «Отче, я согрешил на небо и пред тобою».

И сегодня мы сами виноваты во всех своих бедах. Не надо винить общество, правительство, людей. Мы сами виноваты, потому что знали, понимали, сознавали, что есть иная жизнь, что надо этой дорогой и идти, а не говорить себе: «Мы – сильные мира сего, нам всё дозволено». Законом вседозволенности жить не будешь. Бог найдёт. Бог поставит всё на место. Я ведь исхожу из исповеди: полистаешь немного книгу вашей жизни и увидишь, как вы жили в своём молодецком возрасте: «Дай мне, что я хочу!» И ценой не только слов, но ценой убийств, ценой грабежей: взять кирпич и отнять у пенсионерки пенсию. Я проезжаю мимо «Крестов» и вижу, как вы, родители, несёте на горбу передачу. А что сынок-то натворил? Что он сделал? Что, он не знал, что за всё надо платить?

Так вот, мои дорогие, я даю вам ответ на вопрос о причине скорбного, печального крестного пути ваших детей, когда они вас предают, когда я слышу, что дети говорят: «Я тебя выкину из квартиры на улицу, если ты мне не отдашь какую-то свою часть. Не отдашь – я тебе стакан воды не подам». Как она может такое говорить? – потому что ещё не испытала жизни. А палка-то о двух концах: бьёт не только того, на кого её поднимают, но и того, кто её держит. Это надо знать твёрдо. Поэтому вы не плачьте, не говорите о том, что Бог вас забыл. «Вот я молюсь за внука», – а внук этот бабушку-то выгнал, ему молитва не нужна. Я отвечаю: «Как же получается, Анечка: иди за меня поучись десять лет, а я аттестат получу? Так воспитывали?» Всё самому надо делать, а не на чужие плечи возлагать непосильное бремя.

Поэтому вам ответ, повторяю, простой: позабудешь Бога – потеряешь стыд. Забыли Бога – получите по всей программе. Мой совет вам отцовский, духовный, дедовский: первое – молитва; второе – родители, не потакайте страстям детей, не давайте им игры компьютерные, не давайте дискотеку, не давайте лениться. Но вместе с тем и скажите: «Найдите дорогу в храм Божий. Бог просветит, Бог осветит все закоулки вашего сознания». Откройте им личный опыт своей жизни, расскажите о том, как вы трудились, пахали на советскую власть и все заработанные крохи отдали детям. Всегда помните о том, что только через покаяние, через живое обращение к Богу человек получает благость, как получил любовь отцовскую этот распутный сын.

У блудного сына остался старший брат, и он обиделся, что так сердечно обратно принял отец своего младшего блудного сына, сказав: «Всё, что есть, – твоё, тебе и останется».

Так вот, мои дорогие, подумайте и не говорите о том, что вас не учили, что вы не знаете, как надо вести себя, как надо жить. Надо спросить бывалых, опытных в жизни, хороших людей, чтобы они наставили на правильный путь в это наше трудное, жестокое время, когда заповедь «чти отца и мать» не исполняется. А от нас требуется материнская молитва, вера в помощь Божию и чтоб Господь сохранил, если вы попросите, маленькое, мизерное благополучие наших детей. Помните, они страдают, и вы будете страдать.

Почему безвременно вы уходите из этой жизни? Почему безвременно морщины пробежали по вашему личику? Дети бьют крепко нас непослушанием, но в чём-то есть и наша вина, и поэтому надо просить, надо молиться. Господь также приведёт ваших детей в Церковь, как привёл к отцу блудного сына. Так же спасёт вас и поддержит на трудном пути битвы за счастье своих детей. Аминь.

Февраль 2006 г.
Фото А.СЕТРАКОВА

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга