ХРОНОГРАФ НЕ ПОДАРОК После избрания нового Патриарха прошло совсем немного времени, и трудно судить, как сложатся теперь отношения Церкви и власти. Пока же многие отметили два «сигнала» со стороны властей. Это выступление министра образования Фурсенко на Рождественских чтениях, где он сказал, что три семинарии получат государственную аккредитацию. И правительственный законопроект о передаче церковного имущества в собственность Церкви. Комментируют это по-разному, радио «Свобода», например, предположило, что оба действия со стороны госчиновников – реализация некоторых обещаний, которые Президент дал новоизбранному Патриарху «в рамках некоего подарка для начала его активной деятельности». Так ли это? Дарёному коню в зубы не смотрят, – если, конечно, он вправду дарёный, в чём хочется усомниться. Свой законопроект Минэкономразвития назвало так: «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Именно о «передаче», а не о «возврате», хотя речь идёт о зданиях, которые прежде уже принадлежали Церкви или были ею же самой построены в последние годы. Парадокс в том, что когда верующие жертвуют свои деньги и строят новый храм, то он автоматически сразу же национализируется – то есть принадлежит не Церкви и не его строителям, а государству. То же самое с «возвратом» храмов – их на самом деле никто ещё не возвращал, а передавал в «безвозмездное пользование», оставляя право собственности за государством. Исправить абсурдную ситуацию должен был закон, юридически вытекавший из основополагающего закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который вступил в силу ещё в 1997 году. Прошло 12 лет – и ничего не изменилось. В 2001 году после настойчивых просьб и напоминаний Правительство РФ вроде бы приняло соответствующее постановление, но оно практически не работало. Во-первых, не был определён порядок передачи имущества, находившегося в муниципальной собственности, и местные власти могли отдавать храм, а могли и не отдавать. Во-вторых, это был не возврат, а всё та же «передача в пользование». Что же предлагает новый законопроект? Церковные строения и земли под ними отныне будут передаваться в полную собственность Церкви. Наконец-то здравый смысл восторжествовал! Но и только. «Подарком» этот законопроект отнюдь не назовёшь. До сих пор неясно, какой налог на обретённое имущество придётся платить Церкви. Если такой же, какой платят коммерческие организации, то многие сельские приходы просто не смогут содержать храмы. «Всё это побудит пересмотреть экономику Церкви», – заметил в комментарии пресс-секретарь Московской Патриархии о. Владимир Вигилянский. Богатым приходам, по всей видимости, придётся поддерживать бедные. И ещё один важный момент. В проекте закона имеется такая закорючка: «Передача зданий и сооружений религиозного назначения возможна только после решения о предоставлении расположенным в них предприятиям и учреждениям других помещений». Что это значит? Да очень простую вещь: всё как было, так и останется. Местные власти и прежде не отдавали храмы под предлогом, что нынешних их пользователей некуда выселять. А кто нынче заставит искать для них новые помещения? Никто. В законопроекте об этом ни слова. Картинку того, как у нас муниципальные власти передают храмы верующим, ярко высветил известный пожар в Подъельске. По центральному телевидению не раз показывали «живописный» кадр: над горячим ещё пепелищем стоит иерей Борис Прокофьев с кадилом, поёт заупокой по сгоревшим старикам, а за спиной его видна обезображенная церковь с торчащей трубой – местная кочегарка. Прежде эту котельную верующие не раз просили убрать из храма, но только после страшной трагедии к их словам вроде бы прислушались. Кстати сказать, отец Борис до принятия сана работал в нашей редакции и недавно зашёл поделиться проблемами. В прошлом году его назначили служить в соседнее с Подъельском село – Сторожевск. «С появлением в Сторожевске священника культурная жизнь там резко оживилась, – иронизирует он. – В клубе вдруг появились кружки для детей, которых прежде не было. Случилось это после того, как я попросил администрацию выделить в бывшей церкви, которую занимает клуб, помещение для молельной. В просьбе резко отказали, предложив православной общине другое здание. Когда я спросил, почему бы туда не перевести клуб, а нам вернуть храм, глава администрации ответила: “Туда нельзя клуб, вы что! Там здание аварийное и пожароопасное!” Получается, горите вы синим пламенем, а мы в стороне». Уже несколько месяцев отец Борис пытается найти понимание у местного начальства – и как головой о стену. Отпор столь ярый, иррациональный, что поневоле у священника закрадываются подозрения: «Когда я в первый раз зашёл к председателю сельсовета, сразу бросилось в глаза, что у неё в рабочем кабинете выставлен государственный флажок США. Потом выяснилось, что в этом коми селе активно действуют адвентисты 7-го дня – “братья-финноугры”, приехавшие из Финляндии. Но в Финляндии, насколько знаю, государственные религии – это лютеранство и православие, адвентисты же считаются там сектой, прибывшей из США. Вот поди разберись...» В общем, ничего нового. Удастся ли приходскому священнику наладить отношения с местной властью – от этого зависело и, похоже, впредь будет зависеть православная жизнь на селе. Если уж и говорить о каких-то реальных переменах, то они совершаются именно там – в глубинке. На недавних Рождественских чтениях в Москве меня поразило изменение тона министра образования А. Фурсенко, чьи обращения к участникам чтений я слушаю из года в год. На этот раз министр был вынужден признать школьный предмет «Основы православной культуры» как реальность, существующую де-факто. Пока в столице судили-рядили, пускать ли ОПК в школы, на местах в нескольких регионах уже приняли свои программы. Фурсенко перечислил: это «История православной культуры земли Смоленской», «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики», «Духовное краеведение Подмосковья», «Православие и казачество Ростовской области» и другие. Сколько сил и терпения понадобилось православным людям, чтобы «пробить» это в сельские и городские школы, знают лишь они сами. Поклон им за то, что не ждут, когда законотворцы выложат всё на блюдечке, а смело берутся за дело, полагаясь на Бога. Михаил СИЗОВ |