ЖИВОЕ СЛОВО

ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОСЛАВЛЕНИЕ НЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН?

В древней Церкви канонизировали некрещёных, отдавших жизнь за Христа. Считалось – они были крещены кровью. Святой Кирилл, учитель словенский, был прославлен, хотя в момент смерти принадлежал к Римской Церкви. Так же обстоит дело с мучениками японскими, которых мы поминаем в акафисте святителю Николаю (Касаткину).

Вопрос: возможно ли сегодня подобное прославление угодников Божиих, принадлежащих к иной деноминации? Ведь в Русской Церкви За Границей канонизирован государев слуга – католик Алоизий Трупп, отдавший жизнь за Царя. Можно ли сейчас, после воссоединения двух ветвей Русской Церкви, воздавать им почести как святым?

И особо хотелось бы спросить о докторе Фёдоре Гаазе – несомненном праведнике, которого поминали в православных храмах по благословению святого митрополита Филарета Московского. Можно ли поднимать вопрос о его канонизации, ведь этот человек трудился на благо Церкви, помогал открывать храмы в тюрьмах, благовествовал среди заключённых, приводя их к вере православной?

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (г. Сыктывкар):

– Да, были язычники, которые умирали за веру православную и крещены были кровью. Но мы должны понимать, что и евангельский разбойник, и мученики первых веков верили во Спасителя в нашем православном понимании. А ведь можно верить и по-другому. Мы знаем, что, когда человек находится в прелести, диавол может ему явиться в образе Господа. И антихрист будет именовать себя Христом, и многие сектанты утверждают, что веруют во Господа, но отец их – диавол.

Если говорить о святом Кирилле, учителе словенском, то скончался он до отпадения католиков от Святой Церкви, случившемся в 1054 году. Иногда говорят, что разделение произошло намного раньше, при Патриархе Фотии, но это неверно. Ссора константинопольского и римского первосвятителей в девятом веке была лишь внутрицерковным разногласием. Рим был тогда православен.

О докторе Гаазе. Я не знаю всех обстоятельств его смерти, его последней воли. Если он желал отойти в Вечность как православный, Церковь может считать его своим членом. В противном случае, мы можем уважать доктора Гааза, в том числе как друга православия, но ни о какой канонизации не может быть и речи.

Иерей Дмитрий Дикопольский (с. Черевково, Архангельская обл.):

– Моё мнение – никакого мнения на эту тему у меня быть не может. Этим должна заниматься Комиссия по канонизации. Там собраны серьёзные специалисты, хорошо образованные люди, которые основательно исследуют все материалы, подготовленные для прославления. В то время как моё суждение ни на чём другом не будет основано, кроме догадок, знания отдельных фактов, но не картины в целом.

До тех пор пока всей полнотой Церкви Алоизий Трупп не прославлен, мы можем считать его лишь местночтимым святым Русской Православной Церкви За Границей. Я с большой теплотой отношусь к этому человеку, который до конца сохранил верность Царю. Не исключаю того, что он втайне был приобщён к православию, быть может, через пролитие жертвенной крови присоединился к Церкви. Но представим, что мусульманин прыгнул в огонь, чтобы спасти девочку. Её спас, а сам погиб. А девочка – православная. Умер ли этот человек христианином через совершение богоугодного поступка? Всё, на что я вправе в этих обстоятельствах, – с умилением относиться к подвигу, безмерно уважать погибшего. Но святость – это нечто другое, это когда мы можем молиться человеку, веруя, что он стоит у Престола Господня.

Иногда такая вера возникает до официальной канонизации, так было, например, с нашим святым – отцом Петром Черевковским. Почитание его в народе началось несколько столетий назад, Господь явил бесчисленные чудеса, подтверждавшие святость батюшки. Даже икона была написана и рака изготовлена для мощей. Но так как император Пётр Первый запретил канонизацию новоявленных святых, архиереи не решались прославить святого мученика Петра. Ведь Церковь в те времена была в подчинении у государства. Когда же мы некоторое время назад подготовили материал для канонизации, у комиссии даже вопроса не возникло. Очевидно было, что батюшка давно прославлен Господом.

Иерей Александр Бахаревский (г. Вятка):

– Прославить иноверного наша Церковь не может. Если человек умер католиком или протестантом, как можно записать его в православные задним числом да ещё объявить святым? Когда иудей или язычник желал умереть православным христианином, то его крещение кровью – это не просто красивый образ, а совершенно точное определение. Но относительно Алоизия Труппа – мы не знаем всех оснований, которыми руководствовалась Русская Церковь За Границей при его канонизации. Здесь должна действовать согласительная комиссия, которой предстоит решить все спорные вопросы.

Моё мнение: принадлежность к Церкви Христовой – обязательное условие для прославления. Да, святость человека не зависит от того, прославили мы его или нет, но если речь идёт о канонизации как официальном акте Церкви, она не может руководствоваться догадками. Это касается не только католиков или протестантов, но и, например, членов Катакомбной Церкви. Епископа Виктора (Островидова) Церковь не могла прославить, пока не было найдено свидетельство архиепископа Иллариона (Троицкого) о том, что святой Виктор перед смертью раскаялся и вернулся из раскола. Это свидетельство кто-то может оспорить, но, думается, Господь послал нам эту крупицу, чтобы разрешить сомнения. Если Бог хочет прославления человека, Он даёт нам это знать, посылает необходимые свидетельства. Их не могут заменить наши собственные мнения и пожелания.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга