КНИЖНАЯ ПОЛКА

«Желание сделаться человеком»

Гимназистки: кто не выбрал Христа, те выбрали революцию

Вышла в свет книга протоиерея Сергия Гомаюнова «История школы и школа истории. (Вятская Мариинская женская гимназия 1859-1917 гг.)». Этот труд стал событием в истории православной педагогики, к сожалению, пока едва замеченным. Его тираж всего пятьсот экземпляров, хотя книга достойна много большего.

Существует немало исторических текстов, из которых можно почерпнуть не вполне осмысленную авторами информацию. Есть также книги, где попытка использовать историю на благо общества не подкрепляется её хорошим знанием. Как следствие – мысли и выводы повисают в воздухе и, как бы ни были остроумны, увы, не убеждают.

В этом отношении отец Сергий, историк по образованию и духовник Вятской православной гимназии, смог найти золотую середину. Собрав богатейший материал о Мариинской гимназии, он смог на её примере приоткрыть завесу над причинами катастрофы, постигшей Россию в 1917 году. Почему русское классическое образование, одно из самых совершенных в мире, не только не предотвратило, но во многом способствовало крушению страны? Шаг за шагом отец Сергий помогает нам это понять. Но поднимается в книге и другой вопрос, не менее важный: что в этом образовании было драгоценного, что помогло нам в ХХ веке выжить, сохранить душу...

Хороший язык, глубокие мысли о природе образования, рассказы о судьбах воспитанниц Мариинской гимназии, одни из которых выбрали революцию, другие – Бога, сделали труд отца Сергия образцовым. Он обогащает как знанием, так и пониманием прошлого, заставляет думать, переживать.

Мы попросили батюшку немного рассказать о своей работе, а следом за интервью помещаем в «Вертограде» выдержку из книги. Большая часть её тиража уже разошлась, но отец Сергий согласился отправить оставшиеся экземпляры тем, кто нуждается в его книге. Цена книги – 150 рублей (не считая пересылки). Телефон гимназии 8332-653844, адрес: 610000, г. Киров, ул. Московская, 35. Вятская православная гимназия.

* * *

– Отец Сергий, как вы пришли к мысли написать эту книгу?


Вятская Мариинская женская гимназия. Снимок нач. ХХ в.

– Так получилось, что наша православная гимназия выросла из своего первого здания, где мы начинали в 98-м году. После долгих хождений и многих молитв нам была передана часть комплекса бывшей Мариинской гимназии. К сожалению, её храм всё ещё занимает спортивная школа, там готовят гимнасток (надеюсь, что для них найдётся однажды более приемлемое помещение). Но мы рады и тому, что получили. А поскольку это место особое, захотелось узнать о нём побольше, помочь нашим ребятам освоить то историческое пространство, в котором они оказались.

Затем задача начала расширяться. Современная православная школа испытывает острую нехватку образцов педагогической деятельности. Речь идёт не только о труде отдельных учителей, но о школе как целостном организме, где взаимно связаны учебный процесс и воспитание. Способна ли стать для нас таким образцом дореволюционная школа, где ученикам вменялось посещать храмы, изучать Закон Божий? Этот вопрос меня давно интересовал.

Ещё одной целью было желание понять, что такое настоящая гимназия. Гимназиями сейчас именуют себя большинство православных школ и часть светских, а это – повышенный уровень требований, особый тип образовательного учреждения, с хорошей исторической репутацией. Русские и вообще европейские гимназии представляли собой вершину средней школы. Но для того чтобы добиться этого, мало было набрать хороших учителей и учеников. Гимназия – это особый способ познания мира. Её становление началось ещё в античные времена, а затем накопленный опыт был переработан, обогащён Церковью. Многое было, кстати, заимствовано из семинарского образования, хотя это мало известно.

– Вы сказали, что хотели помочь ученикам освоить историческое пространство. В том, что это важно, сомнений нет, но хотелось бы лучше понять – насколько важно?

– Попробую пояснить на таком примере. Вот идёт крестный ход на реку Великую, идёт много столетий. Как человеку стать его частью, а не просто путешественником, туристом или зрителем? Для этого он должен обнаружить связь между ходоками, не только нынешними, но и теми, что шли в незапамятные времена, понять, что их влекло и влечёт, что объединяет. Эта связь называется традицией. Научить ребят пропускать её через себя – это путь к тому, чтобы сформировать у человека ответственную и деятельную позицию по отношению к своей вере, своей малой родине, Отечеству. В этом, наверное, и состоит миссия школы. Не думаю, что передача нам здания Мариинской гимназии – случайность. Господь так всё устроил, чтобы её история продолжилась. И я должен был понять, почему это произошло, на что мы благословлены, чтобы впоследствии рассказать о своих открытиях ученикам.

– Все ли открытия порадовали вас?

– Я отчётливо понял, насколько больна была наша дореволюционная школа, несмотря на все её достижения, успехи в формировании научной элиты. Эта болезнь затронула самое основание школы. Центральная глава моей книги «Воспитывающее образование» посвящена тому, чтобы объяснить: формирование образа Божьего в человеке не решается благодаря тому, что в школе совершаются молебны, преподаётся Закон Божий. Всё это хорошо, правильно, но главное – это то, что заложено внутри самого процесса обучения. В русских гимназиях за основу была взята западная педагогика, с её идеологией, черпающей вдохновение отнюдь не в Боге. Гуманизм, культ Просвещения имеют внешнее сходство с христианскими принципами, но лишь для того, чтобы увлекать колеблющихся.

На судьбах воспитанниц Мариинской гимназии я попытался проследить, как принималось ими решение, с кем быть – со Христом или с духом мира сего. Человек не может долго находиться в раздвоенном состоянии, и выбор приходилось делать всем девушкам.

– Что произошло с теми гимназистками, которые ополчились против Бога?

– Кто не выбрал Христа, те выбрали революцию, серединки не было. Людей разводило по разные стороны, это была трагедия русской школы. Меня поразили судьбы тех девушек, которые стали известными революционерками. Как правило, это были отличницы, одарённые, искренние натуры, например Вера Зубарева, Людмила Громозова, которую хорошо знал Ленин. Если бы всё сложилось иначе, Россия могла бы ими гордиться. Но что-то произошло. Они были очень несчастны, как правило, не имели семей. Христианская традиция дала каждой из них готовность к самопожертвованию, чувство жалости к ближнему, готовность его защитить. Но представьте, человек взял лук, натянул тетиву, направил стрелу, но рука дрогнула, сбилось дыхание, или кто-то окликнул его, и стрела полетела мимо цели. Вот что произошло с этими девушками, которые всем сердцем, горячо послужили злу. Все их достоинства обернулись против них, против их Отечества. Для нас это урок огромной важности – нельзя умиляться внешней стороной, тем, что дети «Отче наш» назубок знают, мы не должны повторить ошибок дореволюционной школы.

– Неужели всё было настолько плохо?

– Процессы, шедшие в то время, были необратимы. Менялась система ценностей, мотивировавшая деятельность человека. Ведь есть ценности декларативные. Скажем, ребёнок знает заповеди Божии, но не понимает, почему он их должен исполнять. Он может иметь «пятёрку» по Закону Божьему, но не ведать, какое отношение этот предмет имеет к действительности. И есть ценности актуальные. Например, человек мечтает оказаться на месте Христа, чтобы превратить камни в хлеба и накормить всех голодных. Не случайно Достоевский воскликнул, по сути крикнул в лицо образованному русскому обществу, что, если ему предложат выбирать между Христом и истиной, он выберет Христа. До такой степени антихристианские настроения у нас вошли тогда в моду, монополизировали само это слово – «истина»!

Но выбор у людей всё-таки был благодаря тому, что Церкви дана была возможность участвовать в жизни русской школы. Мы, православные, тогда многого не сделали, многое упустили, но важно понять, что Церковь всё-таки смогла исполнить. Вопреки распаду, посреди него она стала опорой для тех учениц, учителей, которые нашли в себе мужество быть с Богом. Гимназия воспитала людей, твёрдо стоявших на почве традиции, сумевших пронести веру сквозь революцию, советские времена, передать её не только детям, но и внукам, которые сегодня идут в православную школу. А ведь это победа. На уровне отдельной личности Церковь побеждает, даже когда кажется, что она потерпела поражение в глобальном масштабе.

Самый яркий пример такой победы – это, конечно, Аполлинария Николаевна Тепляшина, которая 60 лет жизни отдала школе. Поразительный пример исполнения христианского долга. Учительница начальных классов, она была награждена двумя орденами Ленина, причём не за верность советскому строю, а за то, что была Учителем с большой буквы. Практически все её ученики, которых часто называют «тепляшинцами», пришли в Церковь, потому что Аполлинария Николаевна привила им любовь ко Христу, хотя открыто исповедовать свою веру в советской школе, конечно, не могла. Но дети ощущали силу её веры. Вот мы преподаём Закон Божий, рассказываем о заповедях, обо всём, но не знаем, что из этого выйдет. А она, ни слова не говоря о Боге, приводила к Нему. Не через учебники передаётся традиция, а через людей. Только личность может стать проводником веры.

– Ваша работа будет иметь продолжение?

– Мы смогли подготовить «Священную историю Ветхого Завета» протоиерея Николая Попова, того законоучителя, о котором ученицы Мариинской гимназии сохранили замечательные воспоминания. Сейчас работаем над тем, чтобы отдать в печать вторую часть его труда – «Священную историю Нового Завета». Это отличные пособия для православных гимназистов. Если говорить о наших ребятах, представьте, что они испытают, читая слова, некогда звучавшие в стенах их школы. Бог даст, это поможет им услышать отца Николая по-настоящему.

* * *

«24 июля 1897 г. в дневнике 16-летней Ольги Долговой, ученицы Вятской Мариинской женской гимназии, появляется запись: “Желание моё сделаться «человеком» за последнее время очень усилилось”. В этих словах содержится глубокая интуиция русской культуры, хранящей в себе знание о человеке, которое открыло ей христианство. “Желание сделаться человеком” может возникнуть только у того, кто знает: человек есть образ Божий, призванный Богу уподобиться (Быт. 1, 26-27). Он не исчерпывается своей данностью, ибо ещё и призван стать. Отсюда происходит христианское понимание образования».

Так начинается «История школы...» отца Сергия Гомаюнова, одна из лучших книг, прочитанных мною за последние годы.

В. ГРИГОРЯН

  

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга