ПЕРЕКРЕСТКИ

ИСТОРИЯ ДВУХ КАРТИН

В октябре в Национальной галерее Республики Коми проходит юбилейная выставка Анатолия Копотина, которому нынешним летом исполнилось 60 лет. Звание его – народный художник – не просто оценка таланта, он действительно «народный». Сам из вологодской глубинки, Анатолий Васильевич преимущественно пишет народные типажи и тихую северную природу. Некоторые сравнивают его с Ильёй Глазуновым, и, придя на выставку, я пытался уловить сходство. Нет, всё-таки пишет он без глазуновской манерности, как бы... народнее, что ли.

Некоторые его картины запечатлели важные события в жизни Коми края. Вот огромное полотно с длинным названием «Встреча Алексия II в Усть-Выми в день празднования успения Стефана Пермского». С интересом разглядываю знакомые лица – Святейший Патриарх, епископ Питирим, Спиридонов, Кулаков... А вот ещё холст со множеством народа. Похоже, дело происходит в сыктывкарском местечке Париж – деревянные дома в снегу, купола Стефановского собора. Название картины ни о чём не говорит – «Весенним днём в Сыктывкаре». Что за праздник такой? Пытаюсь вспомнить, какое такое массовое мероприятие проводилось в Париже. Но один знающий человек подсказал: «Это не праздник, а похороны – такая у художника задумка была». Я вначале не поверил, а потом довелось спросить у самого Копотина.

В последние годы Анатолий Васильевич почти всё время проводит в своей мастерской. Ноги больные, поэтому никуда не ходит. Да и зачем у кого-то гостить, если многочисленные друзья сами днюют и ночуют у него? А когда их нет, одиночество скрашивают верный кот Котька и городские голуби. Под своим окном художник устроил для них кормушку, любит слушать птичье воркование, глядя в оконный проём на белоснежную свечу Стефановского собора.

– Как ваши ноги? – спрашиваю, поздоровавшись с Анатолием Васильевичем. – В храм-то ходите?

– Ползаю от дивана до мольберта, – махнул рукой художник. – Но вот однажды пришёл в Рождественский своими ногами кривыми – большой праздник был. И после службы епископ Питирим окропил меня святой водой – всего, целиком. И ушёл я оттуда с красивыми ногами. Только около дома понял: ёлки зелёные, нормально хожу!

– На выставке видел вашу историческую картину – встречу Патриарха в 1996 году. Почему вдруг решили это запечатлеть? – спрашиваю народного художника.

– Бог дал мне способности, дал дом, дал Россию – это моя жизнь, вот я её пишу, – просто ответил он. – Поехал в Усть-Вымь, чтобы встретить Патриарха на Коми земле со всем народом. Сел на берегу, стал писать то, что вижу.

– Сразу маслом или просто набросали в блокнот?

– С мольбертом поехал, с натуры писал. Правда, милиция чуть не помешала, подошли: «Ваши документы!» А у меня паспорта с собой не было, говорю: «Я Копотин». «Не знаем такого!» Ну, народного художника не знают, – смеётся Анатолий Васильевич.

– А вы, кажется, всех в городе знаете, – поддерживаю шутливый тон, – вот на другой вашей картине, «Весенним днём в Сыктывкаре», сколько лиц... Её как написали?

– Над этой картиной я много лет думал. Хотелось собрать на полотне всех близких и главных в моих жизни людей. А где их можно сразу собрать? Только на похоронах, на собственных поминках. Стал писать, и картина получилась радостная. Посмотрел я на них, таких хороших, и себя пририсовал – как я без них? Вон сбоку слева, в шляпе – это я.

– Так что не получились похороны? – смеюсь вместе с художником. – А кто здесь изображён?

– Наш епископ, кылтовская игуменья Стефанида… Я хоть до сих пор не отказался от партбилета, но с Церковью у меня многое связано. Ещё в советское время, когда в другие города приезжал, по-тихому в храмы захаживал перекреститься на иконы. Таких партийцев, не забывших о дедовской вере, много было, не я один. А вот в центре – Юрий Алексеевич Спиридонов. Когда он был Главой республики, то очень нам помог. Долгое время Национальная галерея вообще не принимала картин, а частных коллекционеров, которым художники могли продать свои работы, можно было по пальцам пересчитать. А он поддержал нас.

– А это кто справа в цветастом платке и с палочкой?

– Одна из милых моих старушек из деревни Аныб. Когда я впервые с ними встретился, многим было по 60 лет, как мне сейчас. А сейчас вот под 90, поэтому я с клюкой её изобразил и согбенной. Можно сказать, они мне дали чувство дома.

И Анатолий Копотин поведал такую историю:

– Родился я в вологодской деревне Демидово. Там учился в школе, там начал рисовать природу. А потом деревню и все поля и леса моего детства затопили при строительстве ГЭС, теперь на этом месте гладь Рыбинского водохранилища. В 12 лет переехал я с родителями Череповец, но родным этот город так и не стал... Если бы меня спросили, где мой дом, – я так бы сразу и не ответил. Где дом? На дне Рыбинского моря? В первый же год своего преподавательства повёз я студентов «на картошку» в глубинку дальнего Усть-Куломского района, в с. Аныб. И словно приехал в своё Демидово – так тронула меня эта деревенская жизнь. На постой меня приняла баба Агафья, у которой часто собирались местные старушки. И вот сижу по вечерам на русской печке, рисую, а внизу бабушки за столом по-коми беседуют, поют песни. И вдруг я понял: а я ведь дома! Здесь мой дом.

Надолго засиделся я в гостях у художника, теперь понятно, почему мастерская его всегда полна народу. О разном говорили. Запомнилось, как он сформулировал своё творческое кредо: «Я просто люблю и пишу, вот и всё. Вот увижу в окне облако – ну как его не написать? Как это не любить? Главное, не бояться своего сердца. Оно вот стучит здесь – вот я и ползу к мольберту, пишу».

Михаил СИЗОВ
Фото Р. Ногина

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга