ВЗГЛЯД

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ

Генерал Власов: кем он был, кем он не стал и кто он для нас сегодня?

В прошлом номере у нас вышла статья «Альтернатива», где речь шла об отношении к Победе, о книге отца Георгия Митрофанова «Трагедия России: “запретные” темы истории ХХ века...». В книге была предпринята попытка реабилитировать генерала Андрея Власова и его сподвижников. Сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

«Так надо»

Самый крупный недостаток книги отца Георгия в том, что он не ограничился предложением по-христиански взглянуть на историю власовского движения. Мне близки некоторые интонации этого священника, его сострадание к тем несчастным, которые пошли за Власовым. Это действительно был шаг отчаяния людей, которым ненавистен был и большевизм, и нацизм. Именно поэтому немцы им ни одной минуты не доверяли. Но, к сожалению, они стали предателями как раз в тот момент, когда действительно могли что-то искупить. Для этого требовалось не отречься, не изменить присяге, не «спасать Россию», подобно вождям февральской революции, а просто делать что должно. У отца Георгия принципиально иная точка зрения. Вот слова, которые, собственно, и стали детонатором скандала, оскорбили большинство читателей книги:


Генерал Власов

«Наше общество состоит из людей, в подавляющем большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь прошла в служении правде. Они “служили России” – называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией, – а на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую жизнь, служили не России и служат не России, а служат только себе».

Здесь мы видим настойчивый призыв признать выбор Власова единственно правильным. Для меня это выглядит как предложение осудить деда, погибшего на войне, и отца мамы – израненного, но уцелевшего, ведь они не смогли «честно и последовательно перечеркнуть». Дело вовсе не в том, что «подавляющее большинство» соотечественников отец Георгий Митрофанов обвинил в служении себе, а не России. Просто взамен той лжи, в которой мы выросли, автор предложил новую – несравненно худшую, призвав поставить тех, кто изменил своей земле, выше людей, сохранивших ей верность.

Сегодня нередко можно слышать: «Если начнётся война, не вижу причин, по которым я должен проливать кровь за чиновников и олигархов». Это мысль не одних только негодяев, а многих и многих. И появилось это «не вижу причин» не 20 лет назад, а в феврале 1917-го, обрушив не только фронт, но и страну. Оказывается, можно пренебречь Отечеством, более того, выступить против него с оружием в руках, если тебе не нравится его политическое устройство. Не хочу упрощать. Большевизм принёс столько бедствий, что даже такие патриоты, как генерал Пётр Краснов, запутались, поддержав врага в 41-м. Но хотелось бы, чтобы его трагедия, трагедия тех честных русских людей, которые последовали за ним или же за Власовым и другими, стала для нас уроком. Чтобы выработан был категорический ответ на вопрос: почему мы должны защищать свою родину? По той же причине, почему нужно почитать родителей, как бы ты к ним ни относился. Так надо!

Эта тема очень волновала Достоевского, однажды воскликнувшего: «Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной!» Есть вещи, которые недоказуемы и вместе с тем настолько священны, что без них обессмысливается всё наше бытие. Этого не понимает Смердяков, персонаж «Братьев Карамазовых», разглагольствующий: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Чем эта позиция отлична от той, на которую встал генерал Андрей Власов? Да, в 41-м мы были неизмеримо глупее, чем в первую Отечественную войну, но дело ведь вовсе не в этом. Есть несколько скреп, благодаря которым Россия до сих пор не погибла. Одна из них: со своими затруднениями мы должны разбираться сами. Внешнего же врага бей по морде, даже если она симпатична с виду. Неприятие этого постулата не делает нас христианнейшими христианами, а просто лишает духовного реализма.

Воспитательная работа

Попробую объясниться.

В годы холодной войны участие России в разгроме Гитлера сознательно недооценивалось на Западе. Так, в официальной британской версии Второй мировой войны, написанной Л. Гартом, борьбе на Восточном фронте посвящено лишь 10 процентов текста. К сожалению, на этом попытки пересмотреть историю не закончились. Стала утверждаться мысль, что единственными победителями являются страны мировой демократии, в то время как СССР был таким же хищником, как и нацистская Германия. Соответственно, ни о каком уважении к бывшему союзнику не может быть и речи.


Советские военнопленные

К чему это приводит? Лагерь смерти в Саласпилсе, где нацисты замучили более пятидесяти тысяч человек, официально именуется в Латвии «воспитательно-трудовым». Вот несколько методов воспитания, которые там применялись:

– нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами;

– отравление больных детей и взрослых мышьяком;

– частое выкачивание крови, вплоть до наступления смерти (только детей).

Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу.

«Не такое уж это страшное место, здесь ведь людей в печах не сжигали», – пояснил мэр Саласпилса Юрис Путниньш кандидату на пост директора музея Татьяне Фаворской. От него она узнала и новое название мемориала, которое прежде не афишировалось, хотя и не скрывалось, – «Музей двух оккупаций». Как пояснил Путниньш одной из латвийских газет, «вся Латвия была оккупирована советской властью, и значит, памятник её жертвам можно устраивать в любом месте».

Разумеется, мэр не был наказан. У нас часто не понимают, почему в Прибалтике разрешено проводить марши эсэсовцев и где черпал наглость президент Эстонии А. Ансип, обратившись к ним со словами: «Как можно считать бессмысленным то, что люди исполняли свой долг перед своим народом и государством?» Всё объясняется очень просто. Реабилитация карателей произошла на Западе ещё в 1950 году. Государственный секретарь США Джон Макклой подписал тогда документ, где подчёркивалось: «Балтийские части Ваффен-СС (Балтийские легионы) должны рассматриваться отдельно от немецких частей СС, у балтийских легионов были особые цели, идеология, действия и условия членства; поэтому комиссия не считает это движение враждебным правительству Соединённых Штатов».

Я напомню: Хатынь сожгли, убив там даже младенцев, не немцы, а именно эти люди с «особыми целями». На их совести значительное число массовых убийств мирных жителей в Прибалтике и Белоруссии. Поручик Балтинш из РОА (Русская освободительная армия) сообщал полковнику Позднякову в Ригу о зверствах латышских легионеров в деревнях Князеве (Красное), Барсуки, Розалино и др. на исходе 1943-го:

«...Мне всё-таки удалось поговорить на латышском языке с несколькими эсэсовцами. Я спросил у одного из них, почему вокруг деревни лежат трупы убитых женщин, стариков и детей, сотни трупов непогребённых, а также убитые лошади. Сильный трупный запах носился в воздухе. Ответ был таков: “Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских”. После этого сержант СС подвёл меня к сгоревшей хате. Там лежало также несколько обгорелых полузасыпанных тел. “А этих, – сказал он, – мы сожгли живьём”. Когда эта латышская часть уходила, она взяла с собой в качестве наложниц нескольких русских женщин и девушек...

После ухода этой части, не более ротного соединения, я с помощью ещё нескольких человек разрыл солому и пепел в сгоревшей хате и извлёк оттуда полуобгорелые трупы. Их было семь, все были женскими, и у всех к ноге была привязана проволока, прибитая другим концом к косяку двери. Мы сняли проволоку с окоченевших обгорелых ног, вырыли семь могил и похоронили несчастных, прочитав “Отче наш” и пропев “Вечную память”.

Немецкий лейтенант пошёл нам навстречу. Он достал доски, гвозди, отрядил в помощь нам нескольких солдат, и мы, соорудив семь православных крестов, водрузили их над могилами, написав на каждом: “Неизвестная русская женщина, заживо сожжённая врагами русского народа – латышскими эсэсовцами”».

«Особые», по выражению госсекретаря Макклая, цели эти люди сформулировали предельно чётко: «Уничтожить как можно больше русских». В отличие от прибалтов, нас на Западе воспринимают как народ, который «нуждается в цивилизационной коррекции». Убийства лишь один из методов, есть другие, более деликатные способы воспитания. Является ли книга о. Георгия Митрофанова «Трагедия России: “запретные” темы истории ХХ века» частью этой работы? Мой ответ – да. Хотя отец Георгий искренне с этим не согласится. Точно так же, как поручик Балтинш и многие другие – те, кто стал заложниками чужих планов относительно России.

«Германия не посягает»


Надпись на фотографии: «Русский должен умереть, чтобы мы жили»

Проследим путь генерала Власова, чтобы лучше это понять. 27 декабря 1942 года в Смоленске генерал Власов заявил: «Германия не посягает на жизненное пространство русского народа и на его национально-политическую свободу». С этой неправды началось его падение. Защитники власовского движения говорят, что планы немцев о колонизации наших земель, истреблении 30 миллионов русских стали известны лишь на Нюрнбергском процессе. Это не так. Нацисты не оповещали оккупированные области о своих намерениях, но никогда их не скрывали. Вот рассказ одного из военнослужащих РОА Петра Палия:

«Генерал добровольческих соединений Кёстринг выступал перед офицерами дивизии с политическим докладом.

– Какими будут взаимоотношения между Германией и Россией после разгрома совдепии? – задали вопрос из зала.

Кёстринг подошёл к большой карте, приложил указку к Уральскому хребту и сказал:

– Вот эта линия определяет интересы Германии. Всё, что к западу от неё, должно быть под контролем Германии, всё, что к востоку, до самого Тихого океана, – полностью ваше!

Свист и крики возмущения раздались в ответ. Опрокидывая стулья, офицеры начали выходить из аудитории. Кёстринг, красный как рак, сел в машину и уехал не простившись...»

То есть власовцы вполне искренне считали себя патриотами России. Нацисты, по их мнению, были малоприятной силой, способной расчистить нашему народу путь к свободе. Однако это была лишь фантазия, и многие участники власовского движения отлично понимали, что их цели недостижимы. Здесь я хочу сказать, что у советского солдата выбора не было. Он дрался за физическое выживание своей страны. Власовцы прежде всего боролись за собственное выживание.

За что сражается отец Георгий Митрофанов, противопоставляя Власова Сталину, я не знаю. Гитлер из этой картины просто выпал. Подобная двусмысленность не является чем-то уникальным, мы сталкиваемся с ней каждый день: из двух зол человек всегда выбирает «добро». Здесь нет парадокса, ибо выбрать зло, то есть небытие, мы не можем в принципе. Это не просто противно нашей природе, а является её абсолютной противоположностью. Поэтому даже самый жестокий человек либо облагораживает одно из зол, либо игнорирует его, подыскивая альтернативу. Заменив Гитлера Власовым, а борьбу против родины борьбой за Россию, петербургский священник смог развязать, как ему показалось, один из трагических узлов нашей истории. Что на самом деле?

«Спаситель Отечества»

Он был по-настоящему талантливым, опытным командармом – генерал Власов, человек, который смог отбить первый штурм Киева. Это была наша первая серьёзная победа в войне, месяца на два связавшая немцам руки. Переоценить эти недели невозможно. Успех Андрея Власова не был случайностью. 99-я дивизия, которую генерал возглавлял накануне войны, стала благодаря ему одной из лучших в Красной армии. Мощный, умный человек. Поэтому и не верю я, что он не знал, насколько безнадёжны были все его планы о создании национальной, независимой России после победы над Сталиным. Может, кто-то ему пообещал это? Ничего подобного. Не было дня, когда бы нацистская верхушка скрывала, что она собирается сделать с русским народом.

22 июня 41-го года гитлеровские солдаты узнали, что они заранее прощены за преступления, которые совершат против гражданского населения СССР. Для сравнения: вступая на территории Франции, Бельгии и Нидерландов, каждый солдат Вермахта получал памятку с «Десятью заповедями о ведении войны», где предписывалось вести себя прилично, не нарушать международных правил ведения войны. В отношении русских прозвучало распоряжение – не церемониться. Так мир узнал, что означает для законопослушного западного человека безнаказанность. Вот несколько эпизодов из книги «За что сражались советские люди».

Младший воентехник Сергей Дашичев, выбираясь из окружения, наткнулся на следующую картину. «Я видел, – вспоминал он, – на окраине одной деревни близ Белостока пять заострённых колов, на них было воткнуто пять трупов женщин. Трупы были голые, с распоротыми животами, отрезанными грудями и отсечёнными головами. Головы женщин валялись в луже крови вместе с трупами убитых детей. Это были жены и дети наших командиров».

Пьяные фашисты ловили львовских девушек, затаскивали их в парк Костюшко, чтобы надругаться. Священник одной из львовских церквей В. Л. Помазнев с крестом в руках пытался предотвратить насилие над девушками. Его избили, затем сорвали рясу, спалили бороду и закололи штыком.

Да, лично с Власовым Гитлер не делился своими планами. Такими, например: «Моя миссия, если мне удастся, – уничтожить славян. В будущей Европе должны быть две расы: германская и латинская. Эти две расы должны сообща работать в России для того, чтобы уменьшить количество славян. К России нельзя подходить с юридическими или политическими формулировками, так как русский вопрос гораздо опаснее, чем это кажется, и мы должны применять колонизаторские и биологические средства для уничтожения славян».

Но дело в том, что генерал попал в плен в середине 42-го года, когда нам удалось вернуть часть территорий, захваченных нацистами, и их зверства по отношению к русским уже не были тайной. «Эта война особенно жестока, – писал Власов жене Анне Михайловне незадолго до плена. – Сволочи фашисты ведь решили совсем варварски стереть с лица земли наш могучий народ. Конечно, это их бредни. Конечно, мы уничтожим эту гадину».

Вопрос вот в чём: мог ли он надеяться, что созданная им организация сможет после победы над Сталиным диктовать Гитлеру какие-то условия? Нет, генерал отлично понимал, что на уничтожение его армии немцам потребуется от нескольких часов до несколько недель. Так что же им двигало?

Генерал Лукин


Генерал Власов выступает перед последователями

В своём «Слове...», посвящённом власовскому движению, отец Георгий пришёл к следующему выводу относительно власовцев: «Конечно, они были предателями. Потому что в 1917 г. оказались с теми, кто разрушал ту Россию, которой служили их предки – крестьянским ли трудом, священническим ли служением, дворянской ли службой. Они были предателями почти четверть века. И осознание этого обстоятельства, происшедшее в экстремальных условиях войны, в особых условиях плена, заставило их во многом переосмыслить свою жизнь...»

Это неправда. Сотни тысяч наших пленных отказались от сотрудничества с фашистами, предпочтя смерть, не потому, что любили большевиков. Упомянутый выше Пётр Палий писал о разговорах с товарищами по плену, настроенными принципиально антисоветски. Однако служить немцам они категорически не желали. Вот один из эпизодов: «Один умный и хороший человек, работавший в чертёжке, узнав о моём решении идти в РОА, сказал мне: “Нужно быть доведённым до предела отчаяния, чтобы сознательно сделать выбор между врагом внешним и врагом внутренним в пользу внешнего! Я лично этого сделать не могу, хотя и знаю, что мне придётся пережить, если я доживу до того момента, когда снова окажусь в руках врага внутреннего [то есть в руках НКВД]».

Понимая, что Гитлер желает уничтожения России, они не пожелали обманывать себя. Наиболее ярко вся ложь власовского движения открывается нам на примере генерал-лейтенанта Михаила Фёдоровича Лукина. В прошлом он был комендантом Москвы, крупным военачальником. В октябре 1941-го руководил окружённой группой армий в районе Вязьмы, сковывая противника. Его части дрались до конца. Михаил Фёдорович попал в плен тяжелораненым, лишившись ноги. Шок, который переживали все окруженцы, не миновал его. Был момент, когда он готов был с оружием в руках пойти против Сталина, твёрдо убеждённый: большевики – поработители России. Это внушило немцам некоторые надежды на его счёт. Один из создателей власовского движения, капитан Вильфрид Штрик-Штрикфельдт, восхищался Михаилом Фёдоровичем заметно больше, чем своим подопечным Власовым:

«К наиболее выдающимся представителям такой группы принадлежал генерал Лукин, человек сильного характера и большого обаяния... В результате плена и наблюдения над политикой нацистов Лукин стал крайне недоверчив. Он не верил в желание германского правительства освободить народы России. Он спросил Власова:

– Вы, Власов, признаны ли вы официально Гитлером? И даны ли вам гарантии, что Гитлер признает и будет соблюдать исторические границы России?

Власову пришлось дать отрицательный ответ.

– Вот видите! – сказал Лукин. – Без таких гарантий я не могу сотрудничать с вами. Из моего опыта в немецком плену я не верю, что у немцев есть хоть малейшее желание освободить русский народ. Я не верю, что они изменят свою политику. А отсюда, Власов, всякое сотрудничество с немцами будет служить на пользу Германии, а не нашей родине.

– А если немецким офицерам, которые нам помогают, всё же удастся добиться изменения политики, Михаил Федорович?..

Я видел, что Власов цеплялся за эту последнюю надежду, которая была и моею.

Лукин ответил коротко:

– Тогда, Андрей Андреевич, мы, пожалуй, смогли бы и договориться.

Власов был подавлен».

Без ноги, с недействующей рукой, Лукин страдал в плену больше многих, но отвергал любую помощь со стороны сподвижников Власова. Один из них – генерал Фёдор Трухин – на суде в Москве показал: «С Михаилом Фёдоровичем Лукиным я знаком примерно с 1925 года. Находясь в лагере Вустрау в качестве руководителя курсов восточного министерства, я узнал, что Лукин находится в Пинтенхорсте, и выехал к нему. При встрече Лукин произвёл на меня впечатление сильно истощённого и исстрадавшегося человека. Я сообщил ему, что освобождён из плена и состою на службе у немцев. Лукин в ответ высказал своё враждебное отношение к немцам и уверенность в победе Красной армии».

Именно его антиподами оказались вожди власовского движения. Оказывается, можно вести себя и так. Переосмыслить прошлое, не изменив никому и ничему.

Социалистская интеллигенция

В противопоставлении Сталина Власову есть что-то трагикомическое. Как заметил писатель Николай Коняев, оба они носили собственную форму, отличную от образцов РОА и Красной армии: френчи с большими накладными карманами, брюки с лампасами, шинели без погон. Под борта своих френчей и шинелей и тот, и другой любили закладывать большой палец правой руки. Надо полагать, что не генералиссимус Сталин копировал генерала Власова, а наоборот. Ближайшими сподвижниками Андрея Власова были:

Бригадный комиссар Жиленков, в прошлом первый секретарь Ростокинского района Москвы, без пяти минут член ЦК партии. В Германии получил виллу, обзавёлся красавицей-секретаршей, породистыми собаками. Карикатуризировать его, впрочем, не стоит. Штрик-Штрикфельдт писал после освобождения из американского лагеря, что Жиленков «без сомнения, был наилучшим товарищем, которого можно было себе пожелать в плену. Гордый и независимый в отношениях с победителями, всегда готовый помочь и жертвенный в отношении всех остальных. Он раздавал свои сигареты и часто даже часть своего пайка». К Власову Жиленков никогда бы не примкнул, если бы не страх смерти. Его должны были расстрелять за участие в подпольной деятельности. Для верующего смерть не самое страшное, но Жиленков был атеистом. Именно это его сломало. В советскую систему он верил до конца.

Милентий Зыков – идеолог движения. Он был убеждённым коммунистом, евреем, врагом Сталина, написавшим практически все воззвания Власова.

Поясним, почему именно эти трое советских выдвиженцев оказались во главе «Освободительного движения». Дело в том, что Гитлер совершенно чётко сформулировал, какую судьбу он уготовил тем русским областям, в которых не нуждался Третий рейх: «Новые государства должны быть социалистскими, но без собственной интеллигенции. Не следует допускать, чтобы образовалась новая интеллигенция. Здесь достаточно будет лишь примитивной социалистской интеллигенции». Власов, Жиленков, Зыков устраивали Гитлера именно как образчики «социалистской интеллигенции».

Актёрство

Трудно описать все стороны характера генерала Власова. Он был сложнейшим человеком, в котором самым невероятным образом сочетались отвага и малодушие. Вот эпизод его берлинской жизни, описанный одним из биографов: «Власов отдал распоряжение пускать всех соседей в небольшое бомбоубежище, оборудованное в саду виллы, в которой он жил... Когда мы подошли к спуску в бомбоубежище, оно было уже полно людьми. Власов не захотел, чтобы из-за него кто-то должен был выйти, и просидел всё время до отбоя в саду около входа в бомбоубежище».

Известно, что он не кланялся под пулями, не боялся смерти как таковой. Но испытывал при этом почти панический страх перед лишениями, необходимостью в чём-то себя ограничивать. Генерал обладал громадной энергией, жаждой жизни, виртуозно умел лгать, актёрствовать, предавать, но в то же время мало кто мог устоять перед его обаянием. Казаться, прежде всего в своих глазах, для Андрея Власова было важнее, чем быть.

Трагедия Власова, как и всего власовского движения, к которому примкнули тысячи людей, не лишённых благородства и любви к родине, – в отсутствии внутреннего стержня. Того стержня, который свойственен настоящим людям, тем солдатам, которые ни в СССР, ни в фашистском плену не теряли себя. Если сравнивать офицера, примкнувшего к РОА, с отказавшимся это сделать, далеко не факт, что изменник будет выглядеть хуже. Крепкий духом человек может быть раздражителен, замкнут, менее чуток. Его главное отличие – надежность, то качество, которое покоится не на желании нравиться окружающим, а на внутреннем убеждении.

В Андрее Власове надёжности не было совсем. Единственным человеком, ясно сознававшим это ещё до войны, была жена генерала – Анна Власова. Муж изменял ей непрестанно, что не мешало ему писать: «Дорогая Аня!.. Я тебя прошу, будь мне верна. Я тебе до сих пор верен. В разлуке с тобой люблю тебя крепче прежнего». В тот же день он отправил аналогичное письмо своей любовнице – Агнессе Подмазенко, от которой также требовал верности: «Смотри, не изучай немецкий язык, как раньше, с капитаном, а то приеду, будет тебе нагоняй на орехи». Несчастная, кстати, была убеждена, что является законной женой генерала. Он заверил её, что оформил все необходимые бумаги. С этой мыслью она и отправилась потом в лагерь, как член семьи изменника родина. «Власов изменил всем своим женщинам, – замечает писатель Николай Коняев, – кроме последней, вдовы эсэсовского генерала, – просто не успел». Троежёнцем генерал стал незадолго до конца войны. Это, разумеется, не считая тех связей, которые его ни к чему не обязывали.

Во всём этом чувствуется артистизм, который окружающие редко распознавали. Врал он легко, практически не задумываясь. Однажды русский генерал Лампе, настроенный против Гитлера, отказался поддержать власовское движение, объяснив: «Видите ли, Андрей Андреевич, мы с генералом Красновым – монархисты...» Реакция была мгновенной. «Поезжайте в наше село, господа генералы, – торжественно заявил Власов. – Там вы найдёте ещё одного монархиста – моего отца. Он – кирасир, и его идеал – император Александр Третий». К этому времени отец Власова уже несколько лет как умер.

Последняя измена

Но наибольший интерес для нас всё-таки представляет вопрос: верил ли Власов, хотя бы немного, в возможность для России, избавившись от большевиков, избежать нового рабства? Или он преследовал другие цели?

Попытаемся найти ответ в воспоминаниях капитана Вильфрида Штрик-Штрикфельдта. (Что представлял собой Власов, идеалист Штрик-Штрикфельдт так и не разобрался, однако невольно обличил его измену в книгах, написанных после войны.) Здесь нужно сказать о капитане несколько слов. Этот немец был уроженцем Петербурга и офицером Русской армии, добровольно вступив в неё во время Первой мировой войны. Он на всю жизнь сохранил любовь к нашему народу, искренне верил, что здоровой части руководства Вермахта удастся, переиграв Гитлера, создать свободную Россию. Эта надежда вдохновляла его достаточно долго. Но когда она умерла, он порвал с власовским движением.

Именно те военные, которые не были враждебно настроены к русскому народу, изначально стояли за власовским движением. Среди них были достаточно крупные фигуры, например Фельдмаршал фон Клюге. Но фюрер наотрез отказался менять свои планы относительно «недочеловеков». «Власов был подавлен», «генерал Власов был глубоко разочарован», – пишет Штрик-Штрикфельдт. Дошло до того, что генерал заявил, что вернётся в лагерь. Его тут же бросились отговаривать. «К счастью, Власов был способен слушать чужое мнение. Он отложил своё решение», – обрадовался Штрик-Штрикфельдт. То, что его «развели», он, кажется, так никогда и не понял.

Между тем рождаются новые надежды. Фон Клюге и большая группа немецких военных собирается свергнуть Гитлера. Власов предупреждён. Заговор рушится, поступают вести о первых погибших. Штрик-Штрикфельдт пишет:

«Меня охватили мрачные предчувствия.

– Наши друзья, – сказал я.

– О таких покойниках не говорят как о друзьях, – заметил Власов. – Их не знают».

Он знал, о чём говорил, так как сам был членом военного трибунала в Ленинградском и Киевском военных округах. Ни одного оправдательного приговора по его инициативе вынесено не было. Казалось бы, всё, крах, возвращайся в лагерь. Власов и не подумал этого сделать. Однако Красная армия наступает, и нацисты вновь вспоминают о власовцах. Ими заинтересовался сам рейхсфюрер СС Гиммлер – человек, который к русским испытывал патологическую ненависть.

Что дальше?

«Проходило время, – пишет Штрик-Штрикфельдт, – и все мои надежды постепенно исчезли. Я убедился, что гиммлеровская “перемена курса” не была действительной переменой. Я сказал Власову, что у меня из-под ног выбита почва и что мои внутренние силы иссякли.

– Я вижу только один выход, Андрей Андреевич, – сказал я. – Вы должны ехать в Прагу и обнародовать Манифест. Тогда весь свободный мир услышит о вас. А когда пражские церемонии закончатся, вы должны уйти, заявив, что национал-социалистическое правительство не сдержало данных вам обещаний. Только так вы можете заложить фундамент для будущего развития. Я знаю, что это легко сказать и трудно сделать. Без сомнения, это приведёт вас в лагерь или в тюрьму. Но Русское Освободительное Движение будет жить».

Поясню, это был единственный шанс спасти десятки тысяч людей, которые доверились Власову. Единственный. Если бы генерал исполнил просьбу Штрик-Штрикфельдта, союзники, быть может, не решились выдать участников РОА Сталину. Но что делает Власов? Жалеет, что нет рядом тех людей, которые отговорили в прошлый раз вернуться в лагерь. Зыкова нет, он «нашёл бы решение. Он всегда чуял его». Куда же подевался этот Зыков? Немцы его выкрали и казнили. Власов сделал вид, что идеолог дематериализовался сам собой – покойников не знают. Наивный капитан-русофил припёр его к стенке. Что делать? Наконец генерал разражается патетической речью о том, «что миллионы людей надеются на него... Он не может бросить их, он должен идти по этому пути до горького конца».


С.Я. Огурцов

Очередная женитьба и обеспеченная жизнь несколько скрасили ему этот путь. Так Власов снова предал, на этот раз не Сталина и не Красную армию, а тех, кто доверился лично ему. Одно из последних свидетельств о нём: в тюрьме НКВД в 1945 году генерал ухитрился выпросить для себя двойную пайку. За себя он боролся до конца. Я намеренно проигнорировал большую часть свидетельств в пользу Власова не для того, чтобы демонизировать его образ. Просто в основном это мифы, созданные с лёгкой руки самого генерала или его сподвижников, рождённые иногда попыткой оправдаться, иногда благодушием людей вроде капитана Штрик-Штрикфельдта или духовника власовского движения протоиерея Александра Киселёва. Это очень хорошие люди, просто они не понимали, с кем и с чем имеют дело.

Нет, Власов не был воплощённым злом, так же как и князь Курбский, Гришка Отрепьев или Мазепа. Просто мне по сердцу совсем другие люди: профессор академии Генштаба генерал-лейтенант Д. М. Карбышев, казнённый в концлагере Маутхаузен; генерал-майор авиации Г. И. Тхор, замученный за участие в Сопротивлении; генерал-майор П. Г. Новиков – участник обороны Севастополя, умер от истощения и побоев в концлагере Флоссенбюрг; Герой Советского Союза генерал-майор К. М. Шепетов, расстрелянный за попытку к бегству; генерал-майор С. Я. Огурцов. Командир лучшей в Красной армии танковой дивизии. 10-я танковая вышибала немцев из советских городов уже в первые дни войны и отступала лишь по приказу. В августе возглавил борьбу окружённых частей 6-й и 12-й армий. Дважды бежал из плена, командовал в Польше партизанским отрядом. Погиб в бою с фашистами.

Владимир ГРИГОРЯН

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга