ХРОНОГРАФ

НЕ БОЙТЕСЬ УБИВАЮЩИХ ТЕЛО

Сегодняшний «Хронограф» мы предполагали сделать юбилейным: может быть, кто-то из читателей заметил, что это 600-й выпуск газеты. Мы хотели поразмышлять о будущем, подвести какие-то итоги. И сделать это придётся – но совсем по другому поводу...

19 ноября в одиннадцатом часу вечера в Москве в храме апостола Фомы был убит его настоятель о. Даниил Сысоев. Неизвестный в медицинской маске вошёл и громко, с кавказским акцентом, спросил настоятеля по фамилии. Когда о. Даниил вышел из алтаря, прозвучало четыре выстрела – в о. Даниила и регента Владимира Стрельбицкого. После чего убийца бежал. Отец Даниил скончался, не доехав до больницы. Он был убит между алтарём и жертвенником, и уже на следующий день там, где он упал – рядом с Распятием, – люди клали цветы и целовали ковёр с пролитой кровью мученика… Ему было 35 лет. Сиротами остались три дочки – 2, 9 и 13 лет.

Когда вот так, в столице русского государства, в святом храме, пулей в упор, убивают священника, у меня лично в сознании всё переворачивается. И становится так очевидно: по-прежнему больше жить не удастся. Нечто подобное случалось в нашей истории только с началом «безбожной» эпохи в 1918-м (даже в 30-х людей в рясе «забирали» и убивали скрытно). И вот снова врата в неизвестность, и нам, православным, это только ещё предстоит осознать. Так уже было – после убийства о. Александра Меня. Тогда все были увлечены поиском топора убийцы, каких-то русских националистов, а между тем это был знак всем нам – грядёт новая эпоха в жизни Церкви, в судьбах Отечества. Нужно было готовиться… Так уж получается, что всякая новая эпоха в России начинается с мученической крови…

Сегодня, в отличие от событий и 90– и 20-летней давности, мы имеем возможность осмыслять происходящее. И готовиться к испытаниям.

И первое наше испытание, препятствие на пути в эту эпоху – ложь. Основанием которой – наша теплохладность, равнодушие, политкорректность, назовите как угодно.

Вот мы уже снова слышим отовсюду: «У убийц нет веры». Как шутил, продолжая эту ходульную ложь, о. Даниил: «…Конечно! – также нет головы, рук и ног!»

Главным служением отца Даниила была миссия – он проповедовал Христа среди сектантов, язычников, но, главным образом, среди мусульман. В православных кругах Москвы его считали прямолинейным максималистом, нарушителем неписаного кодекса «мирного сосуществования традиционных религий», по которому татары, башкиры, кавказские племена по умолчанию признавались мусульманами и говорить об Истине предлагалось лишь среди русских по рождению. Но сам он считал иначе.

Ещё 20 октября он написал в своём дневнике о задачах современной миссии Русской Церкви: «Пора переориентироваться на тех людей, которые не относятся к «традиционному православию» – народы ислама, китайцы, вьетнамцы и т.д. Именно это оккультно-безбожное большинство должно услышать слово Бога и сделать свой выбор. Необходимо также воспользоваться плодами глобализации и сделать православие поистине всемирным».

Он был единственным, кто решился начать непосредственную миссию среди так называемых этнических мусульман. По договорённости с работодателями проводил беседы среди гастарбайтеров на стройках, писал для них доступные православные катехизисы. Начал православно-мусульманский диспут на богословские темы. Крестил во множестве мусульман (тайно, разумеется, ведь они рисковали жизнями). Кстати, после терактов, как он рассказывал, количество крещаемых мусульман резко возрастало. Издал в 2006 г. книгу «Выйти замуж за мусульманина» (выдержки из неё читайте в «Вертограде»), подготовил сборник «Православный ответ исламу».

Мать священника Анна Сысоева рассказывает: «Первая община, которая вокруг него образовалась, состояла из бывших мусульман. Он переводил Евангелие на татарский язык, и благодаря этому мусульманская молодёжь потянулась к нему. Ему говорили, что после проповедей они стали читать и Коран, который раньше не открывали. Но главное – стали задумываться над сущностью человеческого бытия. Нет, вовсе не все мусульмане нетерпимы. У меня у самой отец татарин. Но есть те, которые настроены очень агрессивно. Даниил дважды заявлял в органы об угрозах, хотя их не боялся, не такой был человек...»

9 октября в своём интернет-дневнике о. Даниил оставил запись:

«Добрые мусульмане! А у меня опять новость. Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну, надоело. Уже 14-й раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. Бог не выдаст, ислам не съест. А так всех прошу помолиться».

Кто-то прокомментировал: «Всё-таки дикий они народ…» «Обычные язычники, сидящие во тьме, – ответил о. Даниил. – Среди мусульман живёт тоска по встрече с Богом, а потому многие Его находят. Жаль только, что наши русские священники, заражённые патриотизмом, их часто отталкивают, чему я многократно был свидетелем. Дай Боже, чтобы больше было смелых миссионеров, обращающих ко Христу всё больше мусульман».

«Не бойся, батюшка! Русский священник ничего не боится!» – подбодрил его читатель. «Благодарю за поддержку, – отозвался о. Даниил. – Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так всё в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. Это же здорово!»

А в самый день своей смерти, 19 ноября, он написал: «Везде я вижу одну и ту же проблему. Активные христиане, готовые нести свет Христа тем, кто пребывает сейчас под властью дьявола, обольщаются идеологиями мира сего и погружаются в пучину мирских дрязг. В Сербии люди часто даже и не думают, что можно не сражаться с мусульманами или католиками, а обращать их в православие. В России говорят, что сначала надо обратить русских, а уже потом пытаться обратить кого-то другого. В результате и здесь, и в других местах ищущие не находят открытых дверей».

Отец Даниил так сформулировал своё кредо: «Возвещать Евангелие в неповреждённом виде, при этом стараясь показать, что само исламское учение – оно внутренне противоречиво. Мы должны уметь давать отпор их заблуждениям, при этом уважать их самих». «В нашем обществе, – считал он, – существует совершенно ненормальное отношение к межрелигиозному диалогу. То есть христиане должны говорить: да-да, мы всех уважаем, никого обидеть не хотим и потому готовы идти на уступки, и ещё уступим, и ещё. Но этот подход называется капитуляцией. Потому что, по словам Господа, “кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей” (Лк. 9, 26). Это не диалог, а… «толерантность». На самом деле это медицинский термин. Означает полное отсутствие иммунитета. Когда организм свободно принимает любую инфекцию, которая в него входит, говорят: “он толерантен к данной инфекции”. И такой диалог, вопреки мнению многих, никак не способен привести к межрелигиозному миру. Взаимоузнавания не происходит, происходит взаимоуговаривание. А оно ни к чему хорошему не приведёт, только к накоплению лжи, а ложь, как известно, имеет тенденцию взрываться».

Эти трагические ноябрьские дни со всей очевидностью показали правоту его слов.

Прот. Максим Козлов написал: «Когда (надеюсь, именно „когда“, а не „если“) убийца будет найден, пусть всё будет названо своими именами, а не уйдёт в политкорректные рассуждения о том, что у убийц нет ни национальности, ни религии. Нужно добиться того, чтобы те группы и те мировоззрения, которые допускают среди своих адептов убийства священнослужителей, оказались абсолютно вне закона на нашей Родине». Если удастся, то это станет первым шагом к строительству нового русского мира, в который мы вступаем. Или же этот мир построят уже без нас, православных. И убивать там будут уже не за проповедь Христа, а за то, что вы ещё не отказались от Него.

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга