ЖИВОЕ СЛОВО

КАК НАМ ЖИТЬ С МУСУЛЬМАНАМИ?

Мученически погибший отец Даниил Сысоев был едва ли не единственным духовным лицом в нашей Церкви, кто вёл последовательную миссионерскую работу среди мусульман, обращал их ко Христу. Насколько правильно сейчас понимается его подвиг? Речь очень часто идёт о том, что в память о батюшке нужно дать отпор исламу, запретить возводить мечети в «немусульманских» регионах и тому подобное. Как нам строить отношения с нашими согражданами, соседями, друзьями – мусульманами?

Протоиерей Валентин Кобылин (Архангельская епархия):

– Здесь, к великому сожалению, есть две крайности. Первая – закрыть глаза на причины гибели отца Даниила. Её пытаются свалить на русских язычников, сектантов, ещё на кого-то, а проблем с исламом выгодней не замечать. Хотя я не всё знаю, о чём говорил отец Даниил, но я видел его лекции, которые у меня хранятся на трёх дисках, читал книги и не помню, чтобы там было что-то против язычников или сектантов. Миссионерская деятельность отца Даниила была направлена именно на то, чтобы приводить ко Христу мусульман. При этом у меня не сложилось впечатления, что он очарован идеей, будто этих людей можно обратить в православие с помощью диалогов. Он понимал, с кем имеет дело. И был костью в горле исламского мира, тем более что сам был татарином, тем более что был очень мудрым священником. Его деятельность была вызовом для ислама, где нет особой склонности к тому, чтобы выслушивать или хотя бы просто терпеть оппонентов.

Вторая крайность – это призывы православных зилотов если не к погромам мусульман, то к каким-то радикальным, запретительным мерам, к тому, чтобы не давать им строить мечети, что-то ещё делать. Оно может привести лишь к жестокому, разрушительному противостоянию. Когда единственное, на что мозгов хватает, – палицы взять в руки, пойти громить – это не то поведение, которое отличает людей, владеющих ситуацией. Если мозгов хватает только на то, чтобы отдубасить кого-то, – это оборотная сторона беспомощности, когда человек вместо того, чтобы войти в разум, окончательно его теряет.

А терять-то нам его и нельзя. Что произошло? Исламский мир чётко, ясно выразил свою точку зрения на православие, о которой много лет предупреждал отец Даниил. Часто можно услышать о братьях-мусульманах, братьях-иудеях, братьях-католиках и протестантах, которые являют собой саму терпимость по отношению к нам, и только нам, православным, её не хватает, ни с кем не хотим примиряться. Но вот нам бросили уже открытый вызов. Расстреляли священника не в Казани, не в Багдаде, а в центре современного православного мира, в белокаменной Москве. Это говорит о том, до какой степени мы перестали быть хозяевами в своей стране. Кто угодно здесь распоряжается, что угодно творит, а мы спокойно это воспринимаем.

Я уже не говорю о республиках. У меня знакомый возит товары в Башкирию, и у него там однажды на посту ГАИ изъяли икону. Он растерялся, не понял, что происходит, а потом оказалось, что милиционеры-мусульмане расстреляли образ дротиками. Очень чётко дали понять: «Вы, христиане, здесь никто». В любой мусульманской республике христианина, может, и не так кощунственно, но обязательно поставят на место. Особенно если заподозрят, что он помышляет о каких-то правах. А у нас почему-то считают вполне нормальным, что можно в нашем доме кого-то пускать хозяйничать. Этим мы не только не способствуем миру, но развращаем приверженцев ислама, развязываем руки худшим из них, позволяем втягивать православных и мусульман в противостояние.

В каждом доме должен быть один хозяин. В России им должен стать православный русский народ. И когда мы станем хозяевами своей страны, прекратятся конфликты на национальной и религиозной почве, которые возникают из-за безначалия. Пока мы не станем хозяевами, не будет успешной и проповедь среди мусульман. Мы с детьми недавно ставили спектакль о том, как святой князь Владимир выбирал веру. Там приходят к нему иудеи, говорят, что верят в Творца всей вселенной – Саваофа, Единого Бога, рассказывают, какая замечательная у них религия. А святой Владимир спрашивает: где вы живёте, где ваш дом? Иудеи отвечают, что Бог на них рассердился и рассеял их народ. Князь удивлён: «Вы что, предлагаете нам рассеяться вместе с вами, хотите, чтобы Бог и на нас прогневался? Как я могу уважать вашу веру, если вы пришли к такому результату?»

Пока мы не встанем твёрдо на ноги, не станем хозяевами в своём доме, нормальными людьми и, вместо того чтобы пить водку и смаковать развратные передачи по ТВ, не усядемся за Евангелие, не отправимся в Церковь – других мы обратить не сможем. Вера православная – не доказуема, она показуема. Что толку к татарам соваться со своей верой. Они спросят – а что, ваш народ живёт по своей вере? И что мы им покажем? Почему отец Даниил был так ненавистен своим врагам? Он был настоящим христианином, бесстрашным, деятельным. Когда ему угрожали расправой, с улыбкой отвечал: «Ну что ж, убьют – без мытарств в Царствие Небесное войду». Вот так и нужно нам строить отношения с согражданами-мусльманами. Не давить на них – давление с проповедью не совместимо, а своей жизнью убеждать, что Христос – Царь Правды.

Протоиерей Виктор Конев (Вятская епархия):

– Хочу сказать, что отец Даниил был моим однокурсником, мы вместе поступали в семинарию, спали в одной спальне, пели в одном хоре. Он от нас всех очень сильно отличался ревностью и способностями. Его некоторые называли вундеркиндом, ходячей энциклопедией. На все вопросы мог дать ответ, прекрасно знал историю Церкви, Библию, многие творения святых отцов – едва ли не наизусть, ум имел исключительный. При этом резок был, горяч. Помню, ведёт лекцию один из профессоров Московских Духовных школ, вдруг отец Даниил вскакивает, восклицает: «Это ересь!» Объясняет, что такой-то собор в таком-то году осудил это заблуждение. Профессор не рассердился, задумался. «Хорошо, – говорит, – я почитаю материалы». Педагоги его уважали, не решались спорить. Здесь был тот случай, когда «паче старец разумех». Мы уже тогда понимали, что, когда Даниил станет пастырем, мы ещё не раз о нём услышим.

Сидел он всегда на последней парте. Был, несмотря на колоссальные способности, простой, доступный, лёгкий в общении человек. Никого не унижал своими знаниями, не было такого, что дал кому-то из товарищей понять, что он ему не чета. Всегда можно было подойти с просьбой что-то разъяснить, и он откликнется, так сумеет сказать, что и тебе станет понятно. Всегда улыбчивый, бодрый. Никогда не унывал. У нас бывали и стоны, и недоумения, а он вечно весел, и походка у него лёгкая, летящая, и весь он такой. Ещё будучи простым семинаристом, каждое воскресенье причащался. Это не все могли понять, даже осуждали, но ему так благословил духовник. И постепенно у нас все к этому привыкли. Это был избранник Бога с самого начала, раб Божий – всецело, не в отвлечённом, а самом глубоком смысле, когда Господь посылает человека, велит ему сделать, сказать что-то.

Я преклоняюсь перед мужеством отца Даниила, не всякий смог бы. Он прямо называл мусульман язычниками, с этим трудно не согласиться. Но с последователями ислама очень опасно говорить о вере, они озлобляются. Чтобы не быть в огненной вражде, лучше рядовым христианам не вступать с этими людьми в богословские споры. Господь заповедовал не кидать бисера кому не следует. Я хорошо знаю законы, обычаи мусульман – двадцать лет жил в Средней Азии. Среди них у меня было много хороших знакомых, друзей, но не было действительно верующих людей. Религия там – это что-то отвлечённое. Молиться принято на арабском языке, которого они не понимают. Мулла что-то поёт, читает, а что, никто не знает. Эти люди легко бы перешли в христианство, если бы не два обстоятельства. Первое – мусульманство у них связано с этническим, национальным моментом. Второе – они слишком запуганы. Если мусульманин перейдёт в христианство, его могут и убить. Этот страх держит их прочно. Поэтому о вере мы с ними никогда не говорили, только на бытовые темы. Иначе ссоры, война.

Сказать, что к нам, христианам, они относились плохо, я не могу. Но, вместе с тем, нам всегда давали понять, что их вера – главная, государственная, а нас они просто терпят по закону гостеприимства. Никогда православного священника не пустят в школу или воинскую часть. Хотя православных в Казахстане, например, больше в процентном отношении, чем мусульман в России, не могу себе представить, чтобы там признали равноправие ислама и христианства. Храмы строить разрешают. Но только на окраине города или села, чтобы не бросались в глаза, чтобы тени сомнения не возникло, какая религия там доминирует.

И мы тоже должны их терпеть, не давая особых прав. Хотите построить мечеть – пожалуйста, но на окраине, небольшую. Запрещать строить мечети – это не дело. Хотя бы потому, что подобные действия могут привести к очень серьёзным последствиям для наших единоверцев в той же Средней Азии. Во всём должна быть мера. Нельзя мешать мусульманам жить по законам своей религии и нельзя давать забыть, что Россия – православная страна. Мы здесь хозяева, они – гости. А с гостями всегда нужно поступать великодушно, но при этом не давать им распоряжаться в нашем доме. У нас на строительстве храма работал добрый, скромный киргиз, которого возмущало, что мусульмане нередко провоцируют православных, ведут себя нагло, вызывающе. Он не мог понять, почему мы это терпим. Этого не мог понять и отец Даниил. Он не объявлял мусульманам войну, не хотел ввязываться в бессмысленную борьбу. Но своим мощным словом заставлял нас вспомнить, что христианская вера имеет Божественное происхождение, а мусульманская – человеческое.

К сожалению, в России наблюдается стремление уравнять мировые религии: христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм. В этом огромная опасность – пытаться их уравнять. В результате мусульмане начали набирать силу, вести себя как хозяева. Вот следствие политики, когда нам пытаются навязать равноправие. Когда идёт речь о том, чтобы преподавать в школе основы православной культуры, Министерство образования начинает переживать за мусульман, иудеев, как бы, мол, не обидеть. А что плохого, если иноверные будут знать о нас больше? В нашей школе преподавать разрешают, и в моём классе есть одна девочка – азербайджанка. Она добровольно ходит на факультатив, посвящённый православию, с большим интересом слушает. Отец и мать не запрещают ей этого, им хватает мудрости понять то, чего не понимают чиновники. Или в армии – можно услышать, что если будет батюшка, то и муллу давай. В результате – ни батюшки, ни муллы, а только стенания, что с армией нужно что-то делать, и пока мы нянчимся с мусульманами, они набирают силу. До добра это не доведёт никого – ни нас, ни их.

Не будет добра от равноправия, от попытки искусственно нам его навязать. Пусть мусульмане верят как хотят, строят мечети, но будут под присмотром. Вести себя с ними нужно как с немощными, в духовном смысле – меньшими братьями, не обижать и не распускать. Во всём нужно находить золотую середину, в чём поможет нам Господь наш Иисус Христос Своею благодатию.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга