СОБЫТИЕ

ИКОНА В ЗВУКАХ

В Санкт-Петербурге на окончание Рождественского поста на-мечено много фестивалей, которые будут интересны православным людям. Но один из них хотелось бы отметить – Рождественский фестиваль знаменного роспева. У нас на Северо-Западе это единственная возможность познакомиться со знаменным пением в лучших его образцах, так что организаторы фестиваля ожидают приезда гостей из разных городов и весей – священников, регентов и обычных мирян.

Чем так привлекает древнерусское знаменное пение современного человека? И чем оно отличается от партесного пения, ныне привычного нашему уху? Борис Кутузов, регент Спасского собора московского Андроникова монастыря, писал об этом так: «Живой опыт знаменного пения на церковных службах непреложно свидетельствует о полном соответствии знаменного роспева самому духу русского православного богослужения. Знаменный роспев неверно характеризовать лишь как украшение богослужения (хотя художественно-эстетический уровень его чрезвычайно высок), он по природе своей литургичен, неотъемлем от церковной молитвы, точнее, он сам является молитвой на интонационно-музыкальном уровне».

Главная особенность знаменного пения – одноголосие, которое помогает сконцентрировать внимание на молитве. Участники хора поют в унисон, и так возникает единство, единение, согласие – в противоположность рассеянности, разбросанности ума, которые являются главным врагом всякой сосредоточенной, углублённой молитвы. При этом пение остаётся красивым и возвышенным. Сравнение с древнерусской иконой здесь просится само собой. Если обычная картина объёмна и поэтому фактографична, материальна, то икона – плоскостна, выражает содержание не материальными средствами. Точно так же партесное (многоголосное) пение «объёмно», тяготеет, скорее, к материальному, а знаменное (унисонное) – к духовному, невыразимому обычными средствами. Это как бы умозрение в звуках, «поющее богословие».

«Как и древней иконе, знаменному роспеву присущи величественная простота, законченность построения, – пишет регент Б. Кутузов. – Упрёки в примитивности, однообразии, монотонности совершенно не применимы к нему. Как раз наоборот, ему свойственно удивительное разнообразие попевок и мелодических оборотов, исключительное богатство ритмики и вокальной акцентности… полноценное богослужебное знаменное пение подразумевает возможность использования на службе различных его стилевых подвидов – столпового, большого столпового, демественного, большого демественного, путевого, большого путевого роспевов».

Интересно, что даже светские учёные отмечают, хоть и по-своему, благодатность диатонического музыкального строя, к которому принадлежит знаменный роспев. Исследователь И. Шмелёв в своей работе «Третья сигнальная система» (1990 г.) пишет: «Диатонический звукоряд потенциально обладает терапевтическим эффектом, то есть способен тонизировать, подпитывать энергетический баланс человека. Это подтверждено множеством экспериментов».

Надо сказать, что традиция одноголосного знаменного пения никогда не прерывалась в Русской Православной Церкви (не говоря уж о старообрядцах), она жила во многих монастырях и приходских храмах вплоть до закрытия их при советской власти. Это московский Кремлёвский Успенский собор, Соловецкий, Валаамский, Саровский, Спасо-Андроников, Стефано-Ульяновский монастыри, Киево-Печерская лавра, Гефсиманский скит и многие другие.

Сейчас знаменный роспев возрождается на многих приходах и в монастырях. Обычно православных пугает, что такое пение значительно удлиняет службы, но это не так. Обычный столповой роспев совсем не увеличивает продолжительность службы, а песнопений большого роспева (пение которых длится 3-6 минут) бывает не более трёх на всенощном бдении, да и то его можно заменять обычным столповым.


Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершает Литургию в Михайловой слободе по старому обряду

Лично мне совсем недавно, на день Михаила Архангела, довелось участвовать в праздничной службе, которую митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершал по старому обряду – на нём звучало и знаменное пение. Праздник этот был в единоверческом приходе села Михайловская Слобода Московской области. Владыка Ювеналий прибыл в село рано утром вместе с епископом Иоанном Каракасским и Южноамериканским. Радостно и удивительно было видеть, как два епископа служат по дониконовским книгам, звучит знаменный роспев, как будто и не было раскола, не было клятв, не было гонений, а просто мы стоим в древнерусском храме и молимся так же, как и почти четыреста лет назад. И было ещё сожаление: а ведь многие из наших православных даже не знают, что сейчас в РПЦ можно использовать и дониконовские тексты, и двуперстное перстосложение, и знаменное пение.

Литургия старого обряда продолжалась до двух часов дня, если считать и вручение церковных наград активным прихожанам и благотворителям. Тут и молодой устанет, а владыке уже около 80 лет – но вот и службу всю отстоял, и хиротонию дьяконскую совершил, словно его ангелы поддерживали.

То, что «время на службах быстро летит» при знаменном пении, мне говорили многие миряне. Такое чувство возникает, наверное, от того, что на такой службе больше молишься, не отвлекаясь на постороннее.

Ещё я слышал сожаления о том, что обычному приходскому хору трудно освоить знаменный роспев – ведь там нужно петь не по нотам, а по знамёнам (крюкам), т.е. особым безлинейным знакам. На самом деле освоить их проще, чем ноты. Регентам, конечно, требуются определённые навыки, чтобы разбирать знаменную нотацию. Для этого им нужно пройти курсы подготовки. Например, в Санкт-Петербурге при Оптинском подворье открылся факультет церковного пения, ориентированный на традиционное пение – знаменный роспев – и раннее русское многоголосье. Руководит им Екатерина Матвеева, списаться с ней можно по электронной почте: pochtaekaterine@gmail.com.

А просто познакомиться со знаменным роспевом можно будет на концертах фестиваля, который пройдёт в Санкт-Петербурге с 18 по 25 января. Сборный концерт исполнителей знаменного роспева состоится 22 января в 19.00 в Народном православном университете (Литейный пр-т, д. 42). Там же 23 ноября будет концерт «Знаменный роспев: прочтение». А 24 ноября в 14.00 в Музее истории религии (Почтамтская ул., д. 14/5) начнётся детский праздник знаменного роспева. В рамках фестиваля запланирован и «круглый стол» о достижениях в области преподавания знаменного пения.

Сергей ЛУКИН,
сотрудник Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии
slukin@inbox.ru

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга