ХРОНОГРАФ ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин призвал православных россиян, а также украинцев, белорусов, молдаван почувствовать себя представителями Церкви большинства в своих странах: «Не нужно бояться ставить перед собой именно такую задачу... чтобы наши нравственные принципы, наше видение настоящего и будущего были определяющими».Это было бы прекрасно, но являемся ли мы – православные – большинством? ВЦИОМ провёл недавно социологический опрос, кого россияне считают лучшими людьми страны, представителями так называемой элиты. Вперёд вырвался, как и следовало ожидать, Владимир Путин, за ним следует Президент Дмитрий Медведев. На третьем месте... Алла Пугачёва. И лишь четвёртым в этом списке – Патриарх Кирилл, которого включило в число лучших около 15 процентов респондентов. За ним следуют Сергей Шойгу, Владимир Жириновский, композитор Игорь Крутой, о существовании которого я лично услышал впервые. Ведущий ТВ Владимир Познер оказался популярнее Зюганова, одинаковый процент голосов получили министр иностранных дел Сергей Лавров, врач Леонид Рошаль и Ксюша Собчак. Это – диагноз. И лучше признать себя меньшинством, чем думать, будто мы большинство, имеющее столь дикие представления о лучших, мизинных людях земли Русской. Стал выяснять, кто он – этот заинтриговавший меня Крутой. Оказалось, что «поп». Во всяком случае, так написано: «Успешный поп-композитор и поп-олигарх». Осознанно православных мало. Это знают все, кроме какого-то числа оптимистов и энтузиастов, с которыми периодически случаются головокружения от «успехов». Но с другой стороны, 15 процентов в какой-то момент могут превратиться и в 50, и в 70. Мы ждём этого давно. И Бог даст, дождёмся, если завоюем уважение своего народа. Что для это нужно? Пытаюсь вдуматься в слова отца Всеволода о том, что мы должны донести до людей «наше видение настоящего и будущего». К этому можно добавить: «и прошлого». Вот только есть ли оно у нас – это общее видение? У православной общины Русской Церкви нет пока общего мнения по целому ряду вопросов, не изложенных в учебнике по догматическому богословию. Это плохо, но ещё хуже пытаться преодолеть эти расхождения административными методами. «Представитель Московского Патриархата также выразил пожелание, чтобы влияние православных на общественную жизнь стало бы координированным», – сообщает интернет–журнал «Русский обозреватель». Вот в чём противоречие: общего видения настоящего и будущего ещё нет, но желание «координировать» его, строить вертикаль власти уже есть. И желание, надо сказать, довольно навязчивое. В декабре прошлого года было принято решение, что к распространению в храмах будут допускаться только те православные издания, которые одобрит Издательский отдел Патриархии. То есть существующее ныне право архиереев и священников решать, какие журналы и газеты «соответствуют», перейдёт к нескольким кураторам. Допустим, что это будут весьма образованные люди, такие, например, как протодиакон Андрей Кураев. Это далеко не худший вариант, но дело в том, что мнение отца Андрея по многим вопросам не совпадает с позицией православных СМИ. Не исключено, однако, что право накладывать вето перейдёт и вовсе к анонимным, а потому «непогрешимым» людям. В результате православные книгоиздатели и журналисты сегодня по всей стране погрузились в печальное состояние духа. У меня друг, редактор прекрасного православного журнала, говорит: «Придётся закрываться». Каким-то чудом она год за годом справлялась с безденежьем, а тут растерялась. Ещё один мой товарищ подготовил к выпуску первый номер православной молодёжной газеты. Получилось неплохо, но газета в печать так и не пошла. Владыка, благословивший издание, признался: «Я больше ничего не решаю». – А кто решает? – спрашиваю я товарища. – Не знаю, – доносится в ответ. Я утешаю друзей: «Не грустите раньше времени. Может, обойдётся». А может, и нет. Но этого я им не говорю. Сами знают. Подчёркиваю, речь идёт о действительно православных изданиях, только они могут пострадать. Антицерковным бояться нечего – они как не распространялись в храмах, так никогда там и не появятся. А ну как страхи напрасны? Может быть. Но дело в том, что по всей стране епархии уже начинают отказываться от православных изданий без штампа о прохождении цензуры. А как его получать, сколько это времени займёт и каких денег стоит – загадка. Один Сретенский монастырь выпускает за год полтораста книг, а ведь это лишь малая часть того, что выходит в свет. Совершенно ясно, что Издательский отдел с таким потоком справиться не в состоянии. Так зачем было огород городить? Вспоминается в связи с этим, как нашу газету пытались «координировать» два очень энергичных товарища, которые вскоре напрочь разошлись с Церковью. Это, наверное, как-то взаимосвязано. Чем сильнее страсть контролировать, тем меньше доверия к Богу. Известные наши пастыри и виднейшие издатели собрались на днях в редакции «Татьянина дня», чтобы обсудить положение дел. Как заметил руководитель издательства Сретенского монастыря иеромонах Симеон (Томачинский), «в такой тонкой области, как книгоиздание, которое в принципе малорентабельное занятие – а без самоокупаемости никто из нас не выживет, – так вот, в этой области, по моему глубокому убеждению, очень важны не столько запретительные меры, сколько именно стимулирование, поощрение». Протоиерей Максим Козлов высказал опасение, что для провинциальных издательств процесс выхода книг «будет затягиваться, зная реальную нашу церковную жизнь, на очень и очень длительное время». «Рецензирование приведёт к тому, что ассортимент православных книжных магазинов заметно оскудеет... – подтвердила его опасения главный редактор издательства «Лепта» Ольга Голосова. – С миссией через книгу будет просто покончено. Создастся ситуация, в которой православная книга снова очутится в гетто – её никто не будет издавать за полной невыгодностью этого процесса». Это мнения специалистов. Почему с ними забыли посоветоваться, прежде чем принять необдуманное решение, – неизвестно. Мы не большинство, и хотя бы поэтому должны беречь друг друга, а ещё доверять, если хотим, чтобы народ нам доверял. Мы не всегда в силах помочь друг другу, не хватает многого – от денег до душевных сил. Но не мешать друг другу, не нервировать, не превращать друг друга в щепки, летящие во имя очередной грандиозной цели, – это мы в состоянии? Владимир ГРИГОРЯН |