ТРАПЕЗА

ГОРАЗДО БОЛЬШЕ

О правильном питании и посте

Сегодня, в канун Великого поста, мы возобновляем рубрику, посвящённую нашему питанию. Назовём её «Трапеза». Мы и прежде немало внимания уделяли теме правильного питания, чистым продуктам и пр., но проблема не становится менее актуальной, скорее, наоборот.

Соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан.

Оценим постное питание с позиций аллергологии. В православном календаре дни строжайшего поста, когда не вкушается никакая пища, кроме воды, редки. Но их медико-биологическое значение для организма человека весьма благоприятно. По последним данным, именно одно-двухдневное воздержание от пищи становится своеобразным положительным стрессом, вследствие которого мобилизуются защитные силы организма. В результате активизируются иммунная и эндокринная системы, особенно деятельность надпочечников, подавляется аллергическое воспаление, усиливается регенерация тканей. Таким образом, при разгрузочно-диетической терапии имеет место не «отдых», или «очищение» организма, а скорее, его «встряска». В аллергологии кратковременное воздержание от пищи применяют при всех видах аллергических заболеваний.

При этом православный строжайший пост не имеет никакого отношения к системе голодания по П. Брэггу, Г. Шелтону или йоге. Всякое совпадение здесь может обнаружиться исключительно на терминологическом уровне, потому что ни мотивация, ни цели, ни приоритеты соблюдения поста и «чуда голодания» не имеют ничего общего. Каких только методик так называемых «входа в голод и выхода из голода» сейчас не предлагается! Но верующие люди проводят дни строжайшего поста без каких-либо подготовительных приёмов, а по их завершении так же просто переходят к обыкновенной пище.

Для большинства постных дней, установленных Православной Церковью, характерен пост «с едением сварения с елеем» и пост «с едением сварения», то есть вегетарианское и строго вегетарианское питание. Однако, во-первых, вне постных дней не запрещено есть мясо-молочные и иные продукты животного происхождения. Кроме того, в течение постов существует немало дней, когда разрешается вкушение рыбы и рыбных продуктов. Таким образом, вегетарианское питание в практике православного поста не является постоянным, а только временным и прерывистым, что, в свою очередь, становится прообразом сбалансированного и гипоаллергенного питания.

Православное население славяно-русских республик редко страдало железодефицитной анемией, остеопорозом и другими заболеваниями, которые могут развиться у тех, кто совершенно исключает из рациона своего питания мясо и мясопродукты. Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен недостаток полноценных белков и, соответственно, незаменимых аминокислот, витаминов В2, В12 и D, хотя содержание кальция, железа, цинка количественно может быть достаточным, но усвояемость этих веществ из растительной пищи низкая. Однако эти же вещества прекрасно усваиваются с рыбой.

Рыба обладает высокой пищевой ценностью и по ряду показателей превосходит мясо животных. Метионина – аминокислоты, играющей большую роль в регуляции жирового обмена в печени, – в рыбе больше, чем в твороге – признанном источнике метионина. Сравнительно с мясом животных в рыбе почти в пять раз меньше соединительной ткани. В этом причина того, что рыба быстрее, чем мясо, варится, жарится и легче переваривается в пищеварительном тракте. Белок рыбы усваивается лучше, чем мясной: в среднем на 95% против 88%. Содержание витаминов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе животных, а витаминов А и D больше, особенно в печени рыб. В рыбе, особенно морской, содержатся разнообразные минеральные вещества. Она богата йодом, железом, цинком и другими микроэлементами. Наибольшего внимания заслуживают рыбные жиры.

Научный сотрудник Института питания РАМН М. М. Гуревич пишет, что «посты грамотно готовили весь организм к смене времени года: Великий пост готовил его к лету, к переходу на новые продукты, Успенский пост – переход к осени, Рождественский – к зиме».

Согласно исследованиям Национальной академии питания США, единственной рациональной системой питания на сегодняшний день признана именно система перемежающегося приёма мясной и вегетарианской пищи, поскольку таким образом и пищеварительная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную тренировку и комплексное оздоровительное воздействие. Но в таком случае можем ли мы назвать какую-нибудь иную, более совершенную систему такого питания, чем постовые предписания Православной Церкви, вырабатывавшиеся в течение тысячелетий по Божественному откровению и апробированные миллионами христиан во все времена по всей земле?

Учитывая, что большинство дней в году – постные, то и система православного постного питания в целом носит гипоаллергенный характер. По статистике, аллергическая заболеваемость была в России крайне низкой. Согласно данным первого русского аллерголога В. П. Силича (1868), бронхиальная астма была лишь в количестве 2-3 случаев на 100 000 населения. В настоящее время только в Минске насчитывается около 50 000 случаев бронхиальной астмы.

По наблюдениям, из 200 моих пациентов, страдающих бронхиальной астмой всех форм, только 15 являются православными христианами. И у всех них во время постов нет чётко очерченных приступов, и наблюдается уменьшение их количества. Приведу пример: практически все специалисты-аллергологи единодушно опасались ухудшающего влияния дыма, возникающего от сгорания ладана во время каждения в церкви, на больных бронхиальной астмой. Но тщательнейшие наблюдения показали, что приступов удушья не бывало никогда! И для больных наступало облегчение их состояния.

Как православие наиболее полно отражает первозданную полноту христианства, так и православные пищевые предписания на время поста содержат все позитивные элементы разнообразных современных методик очищения, лечения и оздоровления организма в медицине. Любая попытка выделить из православного поста некую медико-биологическую особенность и провозгласить на её основании новую «систему» или «методику» будет вторична и бездуховна. Потому что строгое соблюдение христианами постов и постных дней – это нечто гораздо большее, чем правила приёма пищи.

А. ОСИПОВА, врач-аллерголог
г. Минск

Тайная молитва перед вкушением пищи для неумеренных в питании

(после «Отче наш»)

…Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.





назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга