ДОБРОСЛОВ

ПРИМИРЕНИЕ

Прочитал, не помню, в какой святоотеческой книге: про одного монаха говорили, что он как Бог. Другие спрашивали, почему он как Бог. Им отвечали: потому что он всё терпит, как Бог, – то есть безропотно, благодушно. Как ученик Христов, я тоже захотел принять эту формулу спасения, решился подражать тому монаху. Я вспоминал о нём всякий раз, когда у меня в душе закипал гнев, подступали страхи, когда меня оставляло спокойствие. Со временем стал замечать в себе благие изменения. Прежде даже какое-нибудь пустяковое искушение могло меня вывести из себя, а тут начал спокойно их переживать. Иногда даже похваливал себя в душе: «Молодец, потерпел!» Помню, как в моей машине – она мне очень нравится – ближние заперли оба комплекта ключей. В результате пришлось вызывать слесарей, ломать замок, не говоря уже о том, что на пять часов задержалась моя поездка к больному, ожидавшему меня. Тем не менее ни одной ноты раздражения братия не уловила в моём голосе, не услышала ни одного упрёка. Ну, как себя не похвалить?

Но вот за неделю до Прощёного воскресенья у меня выдалась беспокойная ночь. Лёг поздно, а часов с трёх мне начали звонить и слать эсэмэски с промежутком в 20-30 минут. Вдруг срочно понадобился самым разным людям, в том числе нетрезвым, а телефон я без крайней нужды не отключаю, и все мои прихожане об этом знают. Это принципиальная позиция: Бог заповедал нам любить друг друга, а если мы отключаем свой телефон, то выражаем нелюбовь к тем, кто не в силах до нас дозвониться. У самолюба, я не раз замечал, телефон часто бывает выключен – не хочет, чтобы его беспокоили. Но, конечно, не всегда просто это даётся на практике – исполнение обязанностей, столь очевидных в теории. Так и в ту ночь пришлось потерпеть.

В шесть утра, несмотря на то что самочувствие было плохое, я внутри себя уже поздравлял: «Молодец, держу демонскую атаку». Так как отец Герасим заболел, пришлось самому садиться за руль, чтобы отвезти братию и матушку Нину в приходскую церковь. Народ собирался как-то очень медленно. «Ничего, – думаю, – и это потерплю». Но там возникали какие-то всё новые затруднения, и стало ясно – ждать больше нельзя, нужно отвезти хотя бы просфоры в храм, а потом можно будет и вернуться. Приезжаю в церковь, вижу уже облачённых и недовольных моей задержкой отца Феодосия и диакона Александра. Отдаю им просфоры и слышу, что вино плохое. Обещаю быстро съездить, привезти хорошее, но уже поздно, отцы совершают проскомидию на том, что было. Это, конечно, было неприятно, но решил – потерплю. Возвращаюсь в скит, внутри всё напряжено, а матушка садится в машину долго (болят ножки), ругая при этом одного из послушников. И тут я всё-таки срываюсь, металлическим голосом говорю: «Можешь побыстрее?» – с ужасом понимая, что теряю благодушие. Как инфекция в меня входил гнев...

В алтаре у всех хмурые лица. Отец Феодосий недовольно обращается ко мне: «Батюшка, ну что это такое!», показывая искривлённую лжицу. Понимаю, что её согнул для удобства гостивший у нас священник. Он – рационализатор, решил, что так лучше. Чувствую себя козлом отпущения. Наверное, это закономерно – начальник отвечает за всё. Обида, гнев нарастают. Возможно, через их призму всё мне кажется каким-то недобрым, вижу мрачные лица вокруг, выговариваю, что в таком настроении на службу приходить нельзя. «Что мне, маску надевать?» – отзывается диакон. Меня разносит окончательно. Заявляю: «Всё, служить с вами не буду!» – и отхожу в сторону.

Молюсь. А в голове мысли: «Не будешь сегодня служить, чем займёшься? Найдёшь ли себя радость и покой вне храма? Да и братия – будет ли она в радости, если с настоятелем плохо? А люди, которые придут на литургию, они ведь хотят пообщаться с тобой после службы – и, не застав тебя, разве не будут раздосадованы? Надо примириться. А как? Ты же виноват, не потерпел искушение. Как мириться – просить прощения? Да, надо просить, и ничего, что сегодня воскресенье, день, когда на колени вставать не принято, проси прощения и проси на коленях».

Заканчиваю молитву, встаю перед матушкой – и падает груз вины. В алтаре обращаюсь к каждому по отдельности, после чего всё моё существо охватывает слабость и чувство освобождения от вины. Боже, какое ты дал нам великое средство – покаяние! Даже если меня и не простят, то через покаяние, через просьбу о прощении я делаюсь мирен. Меня, однако, прощают. И служба внешне, может, и протекает в этот день как обычно, но мы все изменились, стали более бережными друг к другу, чуточку более совершенными. Такая вот вышла история.

Как тяжело бывает нам, христианам, друг с другом! В чём причины? У святителя Николая Сербского написано, что хорошая пшеница растёт на хорошо удобренной земле. Поэтому вокруг неё и сорняки хорошо растут. Так и монастырь. Добро, конечно же, побеждает, ведь именно для него строится обитель, как и поле вспахивают не для сорняков. Только непросто даётся эта победа.

Недавно попросил послушника воды натаскать сначала в купель – это важнее всего, потом в ёмкость, откуда каждый черпает по надобности, и в последнюю очередь в баню. Воды в колодце мало, может не хватить, а в бане вместо холодной воды можно обойтись снегом. Послушник всё исполняет с точностью до наоборот. И я задумался – как управляются светские коллективы? Очень просто: подбором, заменой и расстановкой кадров, оплатой труда, премиями. А ещё раньше коллективы управлялись с помощью фуражек, кожанок и маузеров. В кожаной куртке, с портупеей, громовым приказом можно быстро многое поправить. Вместо любви использовать лозунг «Цель оправдывает средства». Но тогда я перестану быть христианином, превращусь в демона. Нет, нам это не подходит.

Как же управлять христианской общиной, где ни одно из этих средств не годится? Ведь я вижу, что у нас в скиту неладно, столько бесхозяйственности, несовершенства отношений. Конечно, любовью, кротостью, смирением, долготерпением. А ещё – личным примером, послушанием Богу и начальству, Им над нами поставленному.

В селе Новый Бор Усть-Цилемского района о. Варфоломей строит храм во имя святителя Виктора (Островидова). Просит желающих помочь ему, хотя бы ненадолго приехать поработать. Есть материалы, сам отец Варфоломей умеет и плотничать, и всё, что нужно, делать, но нужны люди, которые могли хотя бы подсобить. Связь с ним можно держать через отца Игнатия (Бакаева). Тел.: 88212232008 или 89128658673.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга