ПАЛОМНИЧЕСТВО ГИОРГОБА – ИМЕНИНЫ ГРУЗИИ Страна золотого руна
В начале нынешней зимы я побывал в Грузии, и как-то по-новому представилась мне эта «южная окраина Российской империи». Ведь что для нас, россиян, Грузия? Генеральную линию своей истории мы видим так. Сначала сформировалось ядро: Киев – Владимир – Москва – Петербург. Затем попутно с укреплением Российского государства в него входили и всякие окрестные княжества – типа там Казань, Крым, Бухара, Грузия и т.п. На самом деле в случае с Грузией (да и не только) это самое «т.п.» неуместно. Грузия имеет свою историю и отсчитывает её с Колхидского царства – это VI век до нашей эры. У этого государства, разделявшегося на разные княжества, были свои периоды могущества, например XI–XII века, когда царствовали Давид Строитель и Тамара. Грузины это всегда помнили, а мы – нет. Помнят они и то, как в своё время в царской России упразднили самостоятельность Грузинской Православной Церкви и отчасти русифицировали её, – а ведь это та материя, к которой наиболее чувствительна грузинская душа. Чтобы понять грузин, надо знать, что долгое время они были во вражеском окружении. С момента оккупации в VII веке арабскими войсками Грузия уже не имела вокруг себя ни одного православного соседа – в государственном смысле этого слова. Христианским соседом оставалась Армения, но в историческом масштабе довольно недолго – только до XI века. С той поры Грузия имела все основания ощущать себя единственной хранительницей православной веры на Кавказе, окружённой мусульманскими государствами и народами. Персия и Турция никогда не отличались милосердием по отношению к Грузии (хотя нынешние власти страны регулярно подчёркивают «исторически братские связи между Грузией и Турцией»), так же относились к грузинам и горцы. О битвах царя Вахтанга Горгасали с аланами (предками современных осетин) повествуют хроники ещё V века. И это – с предками осетин, ныне также единоверных! Что уж говорить о многочисленных адыго-черкесских племенах, в большинстве своём исламизированных. Это в качестве предисловия. Чтобы понятней было, с каким чувством ступил я на эту древнюю землю. Самеба и Гиоргоба
В Тбилиси мне довелось жить в трёх минутах ходьбы от главного кафедрального собора Грузинской Православной Церкви – Самеба (Троица). На следующее по приезде утро я пошёл туда – ибо оно было утром национального праздника Гиоргоба, дня Св. Георгия Победоносца. Это своеобразные именины Грузии, день, освящающий её международное имя – Georgia (сами грузины зовут свою страну Сакартвело). В стране с особенным почитанием относятся к св. Георгию, не в последнюю очередь потому, что он доводится дальним родственником Цминда Нино – просветительницы Грузии равноапостольной Нины. Самеба расположена на левом берегу Куры, на холме св. Ильи. По улочке, тянущейся от станции метро «Авлабар», к Самебе беспрерывным потоком поднимались и от неё спускались массы людей. Я присоединился к поднимающимся и с замиранием вошёл под своды собора, с надеждой увидеть Патриарха-Католикоса Илию II. Увы, Патриарх служил в другом храме – в новой церкви в память Сионских мучеников. Самеба производит серьёзное впечатление. Собственно, её роль равнозначна роли Храма Христа Спасителя в Москве, а размер – самый большой среди храмов Южного Кавказа. Он строился девять лет с ноября 1995 года, и в Грузии сложилось устойчивое мнение, что финансировал строительство процентов на 80 известный предприниматель и банкир Бидзина (Борис) Иванишвили – ныне, после смерти Бадри Патаркацишвили, грузинский олигарх номер один. Русский и грузинский
Старшее и среднее поколение грузин практически поголовно знает русский язык, по крайней мере в городах. Молодёжь всё чаще предпочитает английский. Ничего не поделаешь: для грузинской молодёжи русские – это ОДНИ ИЗ иностранцев, причём (после августа-2008) иностранцы с определённым горьким привкусом. Многие учат русский самостоятельно. Преподаватель, журналист, писатель и переводчик Марианна (Маша) Сараджишвили признаётся, что при нынешней официальной русофобской политике она, дающая, наряду с английским и математикой, частные уроки русского, уверена в завтрашнем дне: спрос на эти уроки велик и стабилен. Имя это – Марианна Сараджишвили – хорошо известно читателям «Веры». Маша давно сотрудничает с газетой, связь с которой, впрочем, остаётся по-прежнему пока виртуальной (новые её рассказы, присланные электронной почтой, мы публикуем на следующих страницах. – Ред.). Не так-то просто нынче выбраться из Грузии не то что в Сыктывкар, но даже в Москву. Мы гуляем с Машей по предзимнему, но солнечному и тёплому Тбилиси, и она приводит меня к храму во имя апостола Иоанна Богослова. Это центр русскоязычных церковных служб в грузинской столице. Собор действительно выделяется своим характерным русским внешним видом – белыми стенами, круглыми сводами, луковичными куполами… Увы, трещины, которые ползут по нашим отношениям последние 20 лет, не могли не проникнуть и за церковные врата. В храме Иоанна Богослова было принято половину служб проводить на грузинском, половину – на славянском языках. С какого-то момента в 2008 (самом тяжёлом в отношениях) году самочинным решением настоятеля храма количество славянских служб резко сократилось, грозя вообще прерваться. Прихожане возмутились, причём в числе этих прихожан было немало и этнических грузин. Потребовались неоднократные визиты к Патриарху Илие II, чтобы проблема была урегулирована, настоятель – сменён, а службы восстановлены по прежнему чину. Патриарх и демография Маша говорит мне, что в Грузии сейчас настоящий «бум православия». Собственно, это видно и невооружённым глазом. В Тбилиси невероятное количество церквей, часовен, колоколен, церковных лавок; священнослужителя на улице встречаешь как минимум раз в 15 минут. Православие для грузин – это неотрывная часть их национальной идентичности. Мы как-то бессознательно привыкли к тому тезису, что главная православная страна в мире – это, конечно, Россия, Святая Русь, Третий Рим. Но грузины то же самое думают о себе, в их воздухе точно так же витала концепция «Грузия – удел Божией Матери» (по Св. Преданию, при первичном распределении между апостолами территорий для проповеди Колхида и Иверия достались именно Пресвятой Богородице). Грузия, как государство, приняла христианство в 327 году и исподволь считает себя хронологически второй после Византии православной страной. Ну а поскольку Византии больше нет... Правда, в отличие от Российской империи, перенявшей от Византии государственные регалии, Грузия не могла похвастаться не только могуществом, но даже независимостью от исламских стран. Кроме того, есть ещё Армения, принявшая христианство самой первой. Но это уже детали. Илия II пользуется в Грузии безусловным авторитетом. Вот уже 32 года, как он на патриаршем престоле. Именно с его именем связано масштабное возрождение православия в Грузии. В 2009 году он выступил с любопытной инициативой – объявил о том, что самолично будет крестить каждого ребёнка, родившегося в семье третьим. И слово своё держит – несмотря на свои 76, он чрезвычайно много ездит по стране и иногда за её пределы. Я не располагаю точными статистическими данными, насколько обещание Патриарха содействовало увеличению рождаемости. Но меня уверяют: весьма содействовало. Миссии мира В начале нынешнего года обе наши Церкви обменялись, если можно так выразиться, «послами». 6 января в Тбилиси прибыл архимандрит Роман (Лукин) – для окормления русскоязычных верующих как раз в храме ап. Иоанна Богослова. А 9 января в Москву отбыл архимандрит Вахтанг (Липартелиани) – для сослужения в Грузинской Церкви Георгия Победоносца. В прежние времена, вероятно, никто бы и не заметил таких сугубо, казалось бы, церковных новостей. Сейчас за подобные новости цепляешься с жадностью. Ибо то состояние, в котором находятся нынче наши, православные по своим историческим корням, государства, ничего, кроме горечи, не вызывает. Помочь его исправить может только наша общая вера. И общение простых людей... Валерий ЧЕРНИЦЫН | |||