ХРОНОГРАФ ЗАКОН ДОВЕРИЯ У нашей страны за последние 20 лет было много разных неудач, но никогда возмущение провалом не было таким всеобщим, как после ванкуверской Олимпиады – худшей для нас за всё время участия в олимпиадах с 1908 года. Даже Святейший Патриарх Кирилл высказался о внутренней слабости, которая может скрываться «за стеклянными, пластиковыми и стальными фасадами» псевдомодернизации страны и может проявиться «во всех областях – от науки до спорта». При этом в спорте она виднее всего, ведь там результаты налицо, их не спрячешь за бодрыми реляциями чиновников. О псевдомодернизации Патриарх говорил студентам и учёным Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ), куда приезжал 4 марта для освящения университетского храма. Ныне это один из немногих научно-образовательных центров, которым Россия может гордиться. В целом же наша наука находится не в лучшем положении, чем спорт. Реанимировать её пытаются разными способами. В частности, в феврале Президент РФ объявил о создании российской «Силиконовой долины» в Подмосковье, которая по примеру американского аналога должна стать инкубатором изобретений и инноваций. Накануне Владислав Сурков – «серый кардинал и идеолог Кремля, автор суверенной демократии», как его величают на Западе, – специально ездил в США в Массачусетский институт технологий, где познакомился с тамошними «инкубаторами идей». По этому поводу журнал «Тайм» заметил: «Несмотря на то, что проект Медведева вызывает в голове картины свободных мыслителей, проводящих в технопарке “мозговые атаки”, он... полагается на центральное планирование, а не на движение энтузиастов, работающих в своих гаражах, и управлять проектом будет государство». Сиречь, управлять будут чиновники, которые у нас много чего загубили. Сурков редко даёт интервью, но на этот раз он ответил: «Возникновение великих идей, как и самой жизни, пока считается чудом. Конечно, чудотворцев среди чиновников и бизнесменов нет, но мы вместе должны создать обстоятельства, при которых чудо возможно». Сомнение корреспондента «Ведомостей», можно ли преодолеть стагнацию и осуществить прорыв без политической открытости, он категорически отмёл: «Консолидированная власть в России – это инструмент модернизации. И, смею вас уверить, он единственный. Если вы хотите пустить всё дело на самотёк и ждать, пока из склоки либералов, из их бесконечных споров возникнет новое экономическое чудо, вы никогда не дождётесь, я вам это гарантирую». Трудно не согласиться. Между тем свобода творчества – штука удивительно живучая. Даже при Сталине она была: учёному давали средства, людей и жёстко спрашивали за результат, а как он его добьётся, никого не волновало. Чтобы совсем убить свободу, надо было очень постараться. Для этого требовалось выстроить такую сложную систему, чтобы, получив средства, человек ими никак не распоряжался, имел над собой иерархию управленцев, которые бы регламентировали каждый шаг и чтобы никто ни за что не отвечал. Это сложно, но можно. Нынешняя Россия тому пример. Так что одной консолидации власти мало. Необходимо ещё обоюдное доверие: раз народ доверил кому-то власть, то и власть могла бы доверять людям. Говоря языком физиков, в государственной жизни имеется своё Первое начало термодинамики – этакий «закон сохранения доверия». Если в монархическом государстве человек во всём доверяет царю, то при этом пропорционально расширяется его чувство личной свободы, поскольку ему не нужно принадлежать какой-либо партии. В парламентской республике, напротив, люди вольны выбирать, но при этом они включаются в искусственно созданный общественный консенсус, который налагает свои ограничения. Чистой свободы нигде нет, но и несвободы – тоже. Хотя опять же, если очень постараться... На днях написал своему другу в Германию: «Знаешь, я думал, что только у нас государство пытается всё зарегулировать. А у вас, в ЕС, оказывается, ещё хуже! Увидел по телику, как в Финляндии у русско-финской семьи Рантала отобрали ребёнка за то, что тот в школе брякнул, будто папа его шлёпал. Папа-финн собирается поменять гражданство на российское и даже грозится принять православие, лишь бы ему вернули родного сына. Заглянул в Интернет: а ведь не первый случай, это уже практика. Там же прочитал про восьмерых русских эмигрантов, христиан, которых в Германии посадили в тюрьму за то, что они не разрешили своим детям посещать уроки полового воспитания. За отказ от растлевающего секс-просвета – в тюрьму?! Почему ваше государство так не доверяет родителям? Да и может ли государство быть выше семьи? Не дай Бог, наши законодатели скопируют у вас ювенальный закон (а к этому движется), тогда уж мы последнего лишимся!» Немец ответил в том духе, что эмигранты обязаны подчиняться правилам, принятым в новой стране проживания: «В Германии детьми занимается югент-амт, одна из задач которого – предупреждение варварства в демократическом обществе. Пример: азиат-эмигранд мучает или убивает юную сестру, вступившую в недозволенный секс. Отказ от уроков полового воспитания – из той же сферы». Признаться, слово «варварство» меня возмутило: «С точки зрения твоего “азиата”, варварство – это как раз половая распущенность, ведь даже животные не спариваются просто так, у них есть свои свадебные ритуалы!» В общем, допёк я друга, он почти сдался: «Ладно, ладно. Только ты не верь всему, что в Интернете пишут. За отказ от урока не могли посадить...» Спустя время, впрочем, написал: «Я посмотрел местные источники, да, такие факты были. Только людей посадили не за это. Например, в городе Зальцкоттен отец восьмилетнего и девятилетнего мальчиков не пустил их на шуточный карнавал ряженых в школе и несколько раз забрал с уроков сексуального просвещения. Администрация наложила на него взыскание в размере 80 евро. Строптивый индивидуум пренебрёг лояльностью к власти, не уплатил. Сумма штрафа резко возросла и составила за каждого ребёнка уже около 500 евро. Отец подал в суд, но суд не принял жалобу к рассмотрению, ввиду того что существует закон об образовании. Строптивец настаивал на своём праве “оградить” своих детей от сексуального просвещения, между тем штрафы обросли большой пеней – и только тогда отца заключили в тюрьму, на неделю. Другие родители в такой же ситуации отсидели лишь по нескольку дней». По мысли моего немецкого друга, в законопослушной Германии их посадили не за сопротивление секс-просвету и отстаивание личных свобод, а за неуважение к государству с его законами. Такая вот казуистика. Слава Богу, что мы ещё только «модернизируемся» и не успели этим заразиться от Запада. Хочется верить, что наша «суверенная демократия» сможет сохранить суверенность семьи и личности, и жизнь в России будет свободнее, чем там. Михаил СИЗОВ |