ДОБРОСЛОВ


ПРОВЕРЬ, КУДА ГРЯДЁШЬ

Приближается Светлое Христово Воскресение. И нам, жителям земли, имеющим рассудок, путникам во времени и пространстве, хорошо бы каждому сориентироваться, куда мы идём. В юности я слышал пересказанное из одной книги. Капитан возвращался на свой корабль и по пути заметил валяющихся на земле пьяных матросов. Когда он оказался на судне, то выслал наряд с поручением: тех моряков, которые лежали головой в сторону корабля, доставить в кубрики и разложить по спальным местам. Тех же, которые лежали головой в противоположную от судна сторону, – заключить на гауптвахту. Командир считал, что первые шли на корабль, но силы не рассчитали и не дошли – надо им помочь. Вторые же нуждаются в наказании, так как и не помышляли о долге.

Вот так же и мы все. Одни направлены Воскресением Христовым к Царствию Небесному, жизни вечной, и пусть падают, но Господь милосерд, поможет добраться. Другие устремлены в ад, смерть вечную. К сожалению, таких большинство. Известный московский протоиерей Дмитрий Смирнов говорит, что на земле среди живущих много мёртвых. Он сравнивает людей с цветами. Срезанные розы могут несколько дней радовать нас, и даже благоухать. Но для плода они уже мёртвые. Так и от некоторых людей не дождаться плодов Святого Духа – любви, радости, мира, долготерпения, кротости, милосердия, веры. Боюсь, число мёртвых растёт. Всё понятнее печаль Христа, вопрошавшего: «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). Быть может, всё дело в духовной экологии – среде, в которой вольготно мёртвым заражать всех вокруг мертвечиной, стремить в ад.

Иные радуются, что в нынешние времена, послетоталитарные, есть все условия для расцвета веры. А я вспоминаю Пасху 53-го, когда мы с Лёнькой Роговым – двое пятилетних мальчишек – играли в вождей. Я всегда был Сталиным (мне казалось, он главнее) и надевал табуретку на голову, вместо фуражки. Лёнька же приспосабливал подушку, так что получалась вроде как ленинская лысина. Потом мы шли через наш маленький посёлок спецпереселенцев. Помню женщин, которые делали древканаты из поросли черёмухи: мяли, а потом сплетали молодые деревца. Они, узнав, кто мы такие, улыбались нам, спрашивали: «Товарищ Ленин, товарищ Сталин, куда идёте?» «На Пасху», – отвечали мы. Как-то это совмещалось в сознании. Репродуктор всё время вещал про вождей, отношение к ним было спокойным даже среди ссыльных. Когда Сталин умер, многие плакали.

Но и те, кто радовался его смерти, – они всё равно сталинисты и ленинцы. Наше мировоззрение, наши понятия, склонность к определённым методам – они оттуда, из полузабытого прошлого. Это касается и меня, и Путина, и правозащитников, которые проклинают большевиков. Мы как те матросы – лежим пьяные, но одни головой к Церкви, другие – к кабаку. И кабак сегодня торжествует, в него увлекают, заманивают как никогда прежде. Врагу рода человеческого, чтобы погубить народ, довольно извратить нравственные законы, толкнуть мужчин и женщин на блуд, сделать детей непослушными, непочтительными к старшим, легализовать низменные инстинкты. И тогда ад начинает заполнять школы и институты, спившиеся деревни и онечестивевшиеся города, несчастные семьи и внешне благополучные офисы. При этом многие даже не замечают, что живут в аду, поскольку ничего не знают о другой – райской – жизни.

Нам говорят: «Зато людей не гонят больше без вины в лагеря, государство им больше ничего не навязывает». Но разве насилие не передано в частное пользование, разве оно исчезло, или, может, его стало меньше? Сильные продолжают прессовать слабых, не понимая, что обрекают себя на ад. Им не избежать его, за какой бы личиной они ни прятались. Бандит, судебный пристав, милиционер, олигарх, чиновник – если он безжалостен к слабому, то проклят. Если он хочет спастись, то должен уподобиться мытарю Закхею, воскликнувшему: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Но не много тех, кто стремится ему подражать. Весь мир облетели сообщения о том, как на Гаити после землетрясения мародёры отнимали у соотечественников пищу и вещи. Это можно было бы оправдать тем, что мародёры тоже хотят есть, пить, одеваться, их близкие страдают от голода. Но как оправдать тех сытых людей в России, которые, прикрываясь беззаконными законами, строят своё сверхблагополучие за счёт малых сих, не способных им противостоять?

По христианским законам слабые должны быть особенно опекаемы государством, такое государство Бог благословил бы к жизни, а не к кончине. У нас этого нет, как не было и в советское время, когда издевались над верующими, жестокими мерами отучали людей противиться злому, а потом бросили на съедение волкам. Меняются формы насилия, но не его суть. Наш народ обрекают на погибель.

Что может защитить нас? Чтобы выжить, малочисленному еврейскому народу Бог через Моисея дал строгие законы. Согласно им, если жена будет взята в прелюбодеянии, нужно убить и жену и прелюбодея, и если мужчина ляжет с мужчиной для известных дел, убить обоих, и если дети непослушны – их можно побить камнями. Но пришёл Христос и оправдал блудницу, сказав толпе: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8, 7). Бог-Любовь не только оправдал грешницу, не только сделал камни на улицах городов излишними, но и направил женщину в Царствие Небесное словами: «Иди и впредь не греши».

Поэтому мы, христиане, не можем ратовать за то, чтобы вновь вернуться к прежним строгим законам. Нет – любовью Христовой мы должны побеждать мир! Вот только раз за разом то увлекаемся жестокой пародией на ветхозаветную суровость, как это было в советское время, то опошляем, обращаем в мерзость такие понятия, как свобода, любовь. Это происходит повсеместно. В США есть штаты, где разрешено заключать не только однополые браки, но и брачиться с животными, более того, с неодушевлёнными предметами. Так диавол потешается над богоотступниками.

Мы потеряли страх, но вместо мужества приобрели бесстыдство. Моральные запреты рухнули. Даже христиане всё меньше сознают: милосердный Бог может помочь не всякому. Только тем, кто падает на пути к кораблю, а не удаляется от него с оглядками и самооправданием. Проверь, куда грядёшь, православный!



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга