ХРОНОГРАФ


ВСКРЫТЫЙ «ЯЩИК»

Прошёл месяц после потрясшей всех авиакатастрофы в смоленском лесу, где разбился борт № 1 Польши, и теперь можно взглянуть на произошедшее как бы со стороны. Что больше всего, кроме самой трагедии, поразило людей? Как ни странно, поведение высшего руководства России. Об этом много писали и в Польше, и у нас. Такой вот парадокс: христианские, да и просто добрые, человеческие поступки в международной политике вызывают изумление. Словно политика и христианство – антонимы.

Надо сказать, разбившийся в самолёте Президент Польши Лех Качиньский считался добрым католиком – запрещал аборты, парады «геев», многое в стране пытался устраивать по-христиански. Но когда дело касалось чистой политики, сразу что-то отшибало. Низменные страсти электората – ненависть к другим народам, в частности русофобию, – он без зазрения совести использовал и во внутренней, и во внешней политике. Да и роковая его поездка в Катынь фактически «политика на костях». Как христианин, он мог бы приехать туда один и просто помолиться у польской братской могилы. Нет, набил самолёт самыми влиятельными людьми страны – чтобы хорошенько «пропиариться» и отвоевать несколько очков у Туска, соперника по выборам, который перед этим уже побывал в Катыни.

Я не осуждаю покойного. Просто грустно... Читаю так и не состоявшуюся речь Качиньского над Катынской могилой. Вроде добрые слова заготовил: «Ложь разделяет людей и народы, несёт ненависть и злобу. Поэтому нам нужна правда... Мы, христиане, хорошо это знаем: даже самая болезненная правда несёт освобождение и справедливость, объединяет. Так сделаем же так, чтобы катынская рана могла наконец окончательно зажить и затянуться». Но тут же Качиньский не удержался и вставил про «геноцид» и про «причины»: «Причиной Катынского преступления был, однако, и пакт Молотова-Риббентропа, который привёл к четвёртому разделу Польши… империалистические, шовинистические намерения Сталина».

Вот такая «правда»... При этом ни слова об «империалистических, шовинистических намерениях» тех, кому Сталин противостоял. В частности, о шовинизме польского диктатора Юзефа Пилсудского, который для Качиньского всегда был кумиром. Сталин и Пилсудский ненавидели друг друга, но их биографии схожи. Родившись под Вильно (в нескольких километрах от места рождения Ф. Дзержинского), Юзеф с младых лет стал участвовать в «красном терроре». Первый раз его арестовали со взрывчаткой – для покушения на царя Александра III, организатором которого был старший брат Ленина Александр Ульянов. Затем ссылка, социалистическая подпольная работа, участие в съезде II Интернационала, редактирование газеты «Рабочий». Как и Сталин, Пилсудский в 1905-м организовывал боевые группы, которые финансировались за счёт грабежа банков и поездов. Придя к власти в Польше, он устроил чистку рядов, которую назвал «санацией», и ограничил права парламента, пригрозив ему «кнутом». Историки пишут: «Пилсудский был первым европейским диктатором, решившимся на глобальную перекройку политической карты Европы после Первой мировой войны. Гитлер и Муссолини были ещё далеки от власти, когда Пилсудский начал реализовывать свой амбициозный геополитический проект расширения Польши «от моря и до моря», даже за границы 1772 года». Для этого он ввёл войска в Белоруссию, Литву, проводя жёсткую политику полонизации, пытался захватить Киев. Позже эти устремления продолжил его преемник Бек, который первым в Европе (в 1934 г.) заключил с Гитлером пакт о ненападении и вместе с фашистами напал на Чехословакию, отхватив её кусок.

Чем Пилсудский в международной политике отличался от Сталина? На его совести от 16 до 40 тысяч уничтоженных пленных красноармейцев. По инструкции, русских и евреев отделяли от остальных и обрекали на смерть. Правда, в отличие от Сталина, Пилсудский не расстреливал пленных, а просто морил голодом в концлагерях.

Помню, когда я служил в армии, у нас были два друга-старослужащих – русский и эстонец. Один имел привычку бить «молодых» по лицу, а другой – сапогом под коленную чашечку, мол, «сам ударился». В остальном они, несмотря на разную национальность, ничем не отличались. Так и в международной политике ХХ века. Волчье время. Англия, Франция, Германия, СССР, Польша – каждый хитрил, пытаясь подставить друг друга. В ХХ веке только один правитель пытался проводить христианскую политику – царь Николай II. Известно, что он собирал глав государств на миротворческие конференции, добивался разоружения, в войну вступил из-за братской Сербии, пожертвовал при этом планомерной мобилизацией, чтобы по-рыцарски броситься на помощь отступавшим французам. Христианин во всём, он единственный из тех правителей принял мученическую смерть... Вот тут и задумаешься. Неужели наш мир настолько падший, что святость в нём представима лишь в мученическом венце?

Так Бог судил, что и Качиньский погиб трагически – в католическую Светлую седмицу, которая в этом году совпала с православной. Похоронили его в королевском замке Вавель, где лежит и Пилсудский с вырезанным сердцем (сердце его погребено отдельно, в Вильнюсе). В день похорон я послал соболезнование польскому другу, с которым когда-то учился. Ярослав ответил:

«Воистину воскресе, Михаил! Отвечу на твои вопросы. Да, в Польше очень много говорится о сочувствии россиян к нашей беде. Если бы в Польше разбился самолёт с вашим Президентом, вряд ли бы у нас было такое же отношение. Спрашиваешь: сгладит ли трагедия польскую боль от Катыни? Мне кажется, что Катынь – это только предлог. Если бы не она, то поляки нашли бы другие причины упрекать Россию, что она мешает Польше в проведении её политики – по сути дела, антирусской. Эта трагедия пройдёт, и всё вернётся к “норме”. Как видишь, довольно грустные мои ответы. Но, как православный поляк, я стараюсь быть оптимистом. Всех тебе благ от Господа!»

Да уж, оптимист... Нет, не верю я, что всё вернётся к «норме». Не бывает напрасных смертей. Вот это единство с польским народом, чудесно возникшее в трагические дни, – оно же просто так не забудется? Когда-нибудь мы совместно вскроем и расшифруем все «чёрные ящики» русско-польской истории, и, как говорил Лех Качиньский, правда окончательно объединит нас. Уже сейчас, 9 мая, впервые после 45-го года польские солдаты будут маршировать вместе с нашими солдатами по Красной площади. В отличие от других европейцев, поляки воевали с гитлеровцами от начала до конца, имели среди наших союзников третью по численности армию, в составе Красной армии штурмовали Берлин. Разве это можно забыть?

В истории бывают моменты, когда политика государства вдруг совпадает с правым, святым деланием. Они хоть и редки, но столь ослепительно ярки, что отпечатываются в душах народов. Так что рано или поздно нас объединит сознание общей Победы над нацизмом.

Михаил СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга