ПАМЯТЬ


«ЧЕЛОВЕКУ НЕ МОРЕ – СТРАШНО...»

К десятилетию гибели подлодки «Курск»

Когда говоришь, что есть потребность написать книгу, посвящённую десятилетию трагедии «Курска», то в ответ неизменно слышишь удивлённый вопрос: «Неужели уже десять лет прошло?» В этом вопросе вся суть духовного феномена трагических событий августа 2000 года. События десятилетней давности удивительно свежи воспоминаньями и продолжают жить в каждом из нас.


Записка Дмитрия Колесникова, моряка с подводной лодки «Курск»: «Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов, похоже, нет, % – 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо»

Почему же именно эта трагедия продолжает жить в сердце каждого человека? Почему в Сибири и на Украине, на Дальнем Востоке и в Крыму всё это время продолжают писать записки «об упокоении моряков-подводников АПЛ “Курск”»? Почему все эти десять лет в сибирском городе Братске каждое воскресенье служат по ним панихиду, а на другом краю света, в поморском селе, пономарь Ваня каждую литургию поминает все их сто восемнадцать имён?..

Почему у каждого (и не только в России) есть своя история, связанная с «Курском», свой след в душе, своя память сердца? Сколько уже было иных трагедий, сколько страшных историй прошло перед нами за эти десять лет, какое великое множество людей трагически погибло, но ни за кого (разве только за очень близкого родственника) никто не будет молиться целых десять лет. Потому что этому явлению не может быть рационально объяснимой причины, кроме лишь неодолимой духовной потребности, ясного веления сердца и Божьего определения.

* * *

«Человеку на море – страшно, ибо он пред морем, как пред Самим Господом» (из Поморского морского устава XVIII века). Человеку на море страшно, так было всегда и по-другому в этом мире никогда не будет. Человек, связавший свою жизнь с морем, вставший на дерзновенный путь личного общения с этой могучей, непостижимой стихией, неизбежно придёт к глубокой внутренней перемене всего своего существа и постигнет особое состояние духа, которое можно определить как дух морского богоискательства.

Берега Крайнего Севера, издревле усеянные поселениями северных мореплавателей, в полной мере пропитались этим особым духом, что с молоком матери усваивал каждый житель этих суровых мест. Здесь, среди скал Северного Ледовитого океана, формировалось то удивительное братство мореплавателей-поморов, для которых ежедневная смертельная опасность воспринималась как норма жизни. Здесь, на северных берегах Святой Руси, воспиталась особая порода православных христиан, которые не знали многих духовных проблем своих сухопутных собратьев по вере. Этим людям не ведомы были такие вопросы аскетики, как, например, преодолеть холодность сердца и равнодушие, стяжать искреннюю молитву, как научиться в полной мере полагаться на волю Божью. «Начало мудрости – страх Господень», – поучает нас Божественный псалмопевец, и северное море в полной мере давало человеку этого «начала мудрости».

Суровая стихия Ледовитого океана была естественной средой обитания каждого помора с раннего детства. Именно здесь, день за днём, доверчиво и буднично вручали они жизни свои в руки Божьи. Именно здесь всем сердцем постигалась ими мудрость поморской поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». Современному мореплавателю уже трудно в полной мере постичь духовную суть такого «хождения в море». Редко выпадает нынешнему моряку эта очистительная возможность столкнуться с вечностью, открыто взглянуть в пустые глаза смерти, осознав внезапно, что наступает время попрощаться с этим миром, где ты, наивный, думал так прочно обосноваться. Это тот момент истины, когда, заглянув в свою душу, каждый ужаснётся, что вовсе не готов предстать пред своим Отцом Небесным, дабы дать Ему ответ за каждый свой день.

Океанские лайнеры и многопалубные паромы, могучие рыболовные траулеры и грозные военные крейсера порождают опасную иллюзию защищённости от всевластия морской стихии, а равно и печальное и пагубное для души всецелое доверие технике и упование лишь на свои немощные силы. И тогда вразумляет Господь самоуверенного нынешнего человека, погружая в скорбные слёзы и горестные размышления многие миллионы россиян.

Надо прямо сказать, что эти духовные утраты проникли в сердца людей не как результат наступления века, так называемой научно-технической революции. Человеку, находящемуся вдалеке от моря, от океанской стихии, живущему вне среды природных мореплавателей, представляется безумием то спокойствие, с которым помор воспринимает пришедший к нему последний час, спокойно облачаясь в белую «смертную» рубаху.

То же спокойствие и достоинство имели и молодые ребята-подводники, собравшиеся к полудню 12 августа 2000 года в девятом отсеке затонувшей АПЛ «Курск».

Всякий, кто выбрал себе путь профессионального военного служения, без колебаний должен принять в своё сердце и постоянную готовность умереть. В этой «постоянной готовности» – вся моральная тяжесть воинской службы. Именно здесь истоки того изнуряющего внутреннего напряжения и подчас непомерной нагрузки, неотступно лежащей на военном человеке. И это условие абсолютно и непременно. Ибо если нет этого «согласия на смерть», то человек не состоялся как воин, как защитник, более того, он не родился для вечной жизни. Внешне на нём может быть надета военная форма, но по своей сути он «пустоцвет».

Не секрет, что по заповедям Христовым, по учению Православной Церкви, тот, кто «положил душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), особо любим и угоден Господу. Тот, кто выполнил приказ, не изменил присяге, не предал друзей и не цеплялся малодушно за «привременное бытие сие», а «просто» отдал свою жизнь, непременно наследует Царствие Небесное. При этом даже неважно, что он лишь «просто» поднялся из окопа в атаку и тут же «принял пулю на вздохе». Или «просто» продолжал служить Родине, выполняя свои обязанности в жутком ледяном мраке аварийного отсека беспомощно лежащей на дне подводной лодки.

Это и есть «просто» быть русским моряком, «просто» любить родную землю, «просто» не испоганиться сердцем в этом жестоком мире и «просто» «положить душу свою за други своя»…

* * *

Таковы начальные размышления о будущей книге. Автор просит всех, кто имеет свою историю «Курска», свою память в сердце, свой духовный опыт переживания тех событий, поделиться своей информацией. Книга, которую необходимо издать к этому наступающему десятилетию, не будет касаться технических проблем, «объективных» причин и поиска виновных. Об этом сказано очень много, категорично и безутешно.

Нам же необходимо понять, чем это событие было тогда для нас. И чем, по прошествии этих десяти лет, стало то тяжёлое переживание для каждого россиянина и для страны в целом. Каждый христианин должен вспомнить, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22), таков Закон. Так во имя чего Господь попустил нам это горе, во искупление каких грехов была принесена эта жертва? Каким рубежом стало это событие и к чему призывают нас, оставшихся жить ныне, души тех, ушедших, ребят?

Все, кто наиболее тесно были связаны с событиями «Курска», согласились помочь автору в написании этой книги. Даже те, кто принял для себя категорическое решение больше не возвращаться к теме «Курска» и никогда не общаться ни с кем по этому поводу, отозвались на эту идею, взялись рассказать свою историю, поделиться сокровенным, дабы помочь ответить на эти столь важные для нас вопросы.

Всех же, кто имеет памятные, необычные, может, мистические наблюдения, переживания о том времени и желает ими поделиться, автор просит связаться по телефону +7 9113095224 либо написать по адресу:

184712, Мурманская обл., Терский р-н, с. Варзуга, ул. Успенская, д. 37.

Игумен Митрофан (Баданин),
настоятель Успенского прихода,
благочинный Терского округа,
председатель комиссии по канонизации святых
Мурманской епархии



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга