ПОЧТА ТАКОВА ЖИЗНЬ Проза в стихах
В нашу редакцию из Архангельской области прислали книжку стихов. На обложке цвета июньской зелени значится имя автора: Пелагея Олькина. И название: «Такова жизнь». Мы подумали: имя-то какое редкое, не иначе как псевдоним, и стихи, наверное, в модном нынче «народном» стиле... Как же радостно было ошибиться! Оказалось, всё настоящее: и имя, и стихи. Автор этой книжки, 70-летняя Пелагея Мироновна Олькина, уже больше двадцати лет находится в интернате для инвалидов. Стихи, которые она записывает непослушными пальцами, – о том, чем напиталась и о чём наплакалась душа в юности: о родных, о деревенском труде, о бедных колхозных коровках, о пережитом в военные годы. Древний былинный слог оживает в этих строчках, и такая в них правда. Земляки, знакомые с книгами Пелагеи Олькиной, так и отзываются о них: «Берут за душу. Ведь в жизни так и было» (А. Ф. Амосова, д. Красное). В книжку было вложено письмо Пелагеи Мироновны – несколько листков, исписанных мелкими неровными буковками. Вот что она пишет. Здравствуйте, уважаемая редакция православной газеты «Вера»! С наилучшими пожеланиями – Олькина Пелагея Мироновна, инвалид с 1979 года. Приковал меня к постели полиартрит, и вот в 1987 году брат с сестрой привезли меня, лежачую, в город Вельск в инвалидный дом. Два дня ехали с пересадкой в Архангельске. В те дни августа как раз праздновали 850-летний юбилей деревни Кевролы, посёлка Пинеги и города Вельска. Лёжа на нижней полке, дороги не видела – всё слёзы сами лились из глаз. А было мне тогда 49 лет. Обо всём этом в моей книжке «Малая планета» написано. Что меня волновало, про то и писала. В книжке «Такова жизнь» – о жизни моих родных. А дядюшке Савватию Лукичу Чуркину и его семье посвящена книжка «Сеятель». Жили и работали он и жена его Ульяна Афанасьевна в посёлке Краснозатонском под Сыктывкаром. Из Сыктывкара-то и шлёт мне «Веру» двоюродная моя сестрица Анастасия Савватиевна Клем. Уж до чего трогает душу эта газета! Помню, напечатали вы в № 605 рассказ про то, как женщина ухаживала за монахиней. Это нам близко – нас тут 50 инвалидов, половина совсем беспомощны физически, и я в их числе. Спасибо вам большое за газету! Она даёт мне радость и силы, когда её читаю. Нахожусь я в интернате посёлка Солба, недалеко от города Вельска. О Вельске что могу рассказать? Есть там Успенская кладбищенская церковь. В ней 28 лет служил батюшка Валентин Таразевич (ушёл от нас в 2001 году). Недалеко от храма покоятся его родители – Феофан и Надежда. Красивая церковь, каменная, но многие не хотят креститься, венчаться из-за того, что она на погосте, и ездят в Вологду. Была ещё в Вельске часовня, посвящённая святому Кириллу Вельскому, да уже давно сгорела, а его мощи неведомо где. Но в память святого начиная с 2000 года в Вельске проходит Кирилловский фестиваль. Открывается он крестным ходом 22 июня и длится целую неделю. Там и выступления самодеятельных артистов из города и района, и ярмарки, и выставки изделий народных умельцев – кто на что горазд, одним словом. Но я ничего этого не видала и в церкви не бывала. Зато у меня батюшки бывали, например отец Михаил с певчей Инной (они оба бывшие врачи). Теперь батюшка в Коряжме служит. Знаю, что по благословению отца Николая Залитского (Гурьянова) отец Михаил восстанавливал в городе Мезени Иоанно-Богословский храм. Служил там всего пять лет: голодал, холодал, но сделал, что надо было. С добром вспоминаю и нашего батюшку Валентина, он бывал у меня, и отцы Стефан, Иеремия бывали, всем им благодарна. Крещена я была в 1939 году верующей тётей Елизаветой, а здесь, уже в 1995-м, докрестил помазанием батюшка Валентин Таразевич. Когда он скончался, на погребение его приезжал епископ Тихон со свитой. Простите меня, пожалуйста, что много пишу, может, и не нужно вам это, не интересно. А стихи свои пишу так: не даёт покоя воспоминание, болит оно – и сказываю его стихами. Вот в прежние годы был такой торгсин (то есть торговля с иностранцами), очень от него страдали люди бедные. И был такой случай.
В 20-х годах власти разрешили крестьянам иметь свои поля. И землю распахали свои же мужики, и с хлебом стали жить. И жить бы красоваться тате с любимою семьёй – домик построили, амбар наполнили зерном, коровушку купили. Но вот пошли колхозы, и отобрали у людей хлеб, коровок, лошадок, повозки, инвентарь... Сколько было горя и слёз у матерей! Вот два стихотворения о том времени.
Маменька наша работала конюхом. Однажды лошадка Груша со всей силы ударила её копытом в живот (а мама в ту пору ждала дитятка). Взмолилась к Богу со слезами и смогла дойти до дому. Но братик Ванечка родился нездоровым, и в младенчестве его Господь прибрал.
Много стихов писала я о своём отце. Тяжёлую жизнь он прошёл. По возрасту он уже не был годен на фронт, и его взяли в трудовую армию, в город Молотовск. Вернулся он оттуда едва живой, но мама его выходила – топила ровно сорок дней баню, лечила тату травами, массажом. Хоть и встал отец на ноги, но остался инвалидом.
А про то, как помогали фронту мы, жители северных деревень, написано вот это стихотворение.
Больших вам успехов в такой нужной людям работе по распространению православия, крепкого здоровья, счастья в семейной жизни и милости Божией! Болящая грешная р. Б. Пелагея «В ЧУДНОЕ ВРЕМЯ ЖИВЁМ...» Мир вам и дому вашему! Здравствуйте, редакция православной газеты «Вера»! С наилучшими пожеланиями к вам раб Божий Анатолий, сын Тарасов. 62 года мне, инвалид детства. Живу в «списанной» деревне Папулово, в родительском доме. Времени у меня много свободного, и вот рассуждаю. В чудное время мы живём. Атеизма государственного нет теперь, но люди лучше не стали. Как говорили раньше предки наши, «всяк крестится, да не всяк молится». Или так: «По бороде Авраам, а по делам – Хам». Дань моде отдаём, показушничаем. Пишу не осуждая, а рассуждая, простите, если обижу неосторожным словом. Многие ли из нас любят нищих своих братьев во Христе – бедноту, которая ночует под дырявой лодкой, спит в лесу у костра, скитается где попало – на вокзале, на базаре, по помойкам?.. Знаю, что они чувствуют, потому что в молодости я был странником Христа ради. Наставником моим в 80-е годы был Анатолий Иванович Налимов. Он тоже странничал, в рот не брал спиртного, не курил, был истинно православным христианином. И вот, помню, когда я временно жил вот так, странником-то, приехал я в город Сыктывкар. Тогда там была одна всего церковь – в местечке Кочпон, Свято-Казанская. Никого там, конечно, не знал, и православные посоветовали мне попроситься переночевать к одной старушке из ссыльных монахинь (фамилию не буду называть). Помирать буду, но и на смертном одре не забуду её слов: «Молодой человек! Не за то волка ругают, что сер, а за то, что овцу съел. Вот Бог, а вот порог». Я на неё не был в обиде – скорее всего, эта старушка приняла меня за подосланного человека. Она давно уже померла, вечная память рабе Божией Марии. А приют я тогда всё-таки нашёл – у Василия Ивановича Попова. Встретил и проводил меня на высшем уровне. Он был настоящий христианин. Будучи в преклонных годах, почему-то пенсию не получал, но бедняков, а тем более странников, он жалел сильно. Жена его, Ольга Ивановна, работала уборщицей, а деток было много (помню лишь младших – Вася и Даник их звали). Вывод, который сделал я в течение своей жизни, такой: православная вера есть вера истинная, и в ней есть спасение. Лишь одно условие: если человек пожелает стремиться к этому сам. С уважением – А. Т. ОСТАШОВ
| |