ПО СЕВЕРУ СЕВЕРНАЯ ЗАСТУПНИЦА Три года назад Мурманская и Мончегорская епархия обрела святыню – икону Тихвинской Божией Матери. Это точный список знаменитого образа, хранящегося в Успенском монастыре г. Тихвина. Икону украшает драгоценная риза (мастера постарались, чтобы по красоте она не уступала окладу оригинала). А находиться икона будет в селе Варзуга, что на Терском берегу Белого моря. И не только потому, что когда-то именно из Варзуги, первого русского поселения на Кольском Севере, православие стало распространяться на весь полуостров. Дело в том, что новая драгоценная икона Тихвинской-Мурманской Божией Матери стала достойной заменой прежнему чудотворному Тихвинскому образу, столь любимому варзужанами. В 2007 году он был торжественно перенесён из Афанасьевской церкви Варзуги в возрождённый Тихвинский храм села Кашкаранцы (именно там в конце XIX века произошло от иконы удивительное чудо). И чтобы жителям Варзуги не было столь горько расставаться с Заступницей, решено было написать новый Её образ. Так что же случилось в селе Кашкаранцы? Вот как пишет об этом настоятель Успенского прихода Варзуги игумен Митрофан (Баданин) в своей книге «Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря»: «Зимой 1888 года, 5 (18) января, в Крещенский сочельник, около трёх часов ночи жители села Кашкаранцы были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря, сила которого угрожающе нарастала. Когда же гул перерос в страшный грохот, похожий на пушечную канонаду, и жители села с факелами высыпали из домов, им открылась ужасающая картина: со стороны моря на берег надвигались горы льда небывалого размера. Ледяные массы “возвышались горными уступами на 5 и даже 8 сажен высоты”, что в переводе на метрическую систему составляет 10,5 и 17 метров соответственно. Для примера: стандартная высота пятиэтажного дома – 11-12 метров. Самым странным при этом являлось то, что не было никаких объективных причин для движения льда на берег, для появления ледяных гор столь фантастической высоты. Стояла спокойная зимняя погода, дул тихий северо-западный ветер. Изучавшие впоследствии этот факт исследователи так и не нашли вразумительного объяснения причин того небывалого явления. Как только жители села осмыслили весь ужас происходящего, было решено срочно послать в Варзугу за священником. В это время настоятелем церквей обоих сёл – Варзуги и Кашкаранцев – был иерей Михаил Истомин. К слову сказать, могила его жены, матушки Анны Истоминой, – единственная, сохранившаяся до наших дней из всех многочисленных могил, что были рядом с варзугской Успенской церковью. Все попытки спасти селения лишь сильнее выявляли страшную силу движущихся ледяных громад, ломавших брёвна, как спички. К этому времени ледяные горы уже превратили в деревянную пыль 41 карбас жителей села и два торговых судна. К моменту прибытия в Кашкаранцы отца Михаила Истомина жители села пребывали в состоянии полного смятения и ужаса. Ледяные горы успели поглотить 27 амбаров со съестными припасами и рыболовными снастями, 11 бань и шесть дворов с хлевами. Лёд приступил к уничтожению жилищ поморов – два ближайших к морю дома вместе со скотными дворами превратились в труху. Ледяные громады уже нависали над церковью. Священник обратился к народу, призвав всех собраться в храме и всем миром вознести молитву ко Господу о спасении кашкаранцев. Всё село устремилось в церковь, где начался слёзный молебен. Люди молились так, как не молились ещё никогда в жизни – всем сердцем. Из Тихвинской церкви жители вышли крестным ходом с иконами, крестами и хоругвями. Впереди несли главную надежду и святыню села – Тихвинскую икону Божией Матери, давнюю заступницу кашкаранцев и всего Русского Севера. Люди встали перед ледяными громадами. Впереди держали икону два помора – староста села и дьячок церкви. Священник запел, и люди горячо подхватили самую любимую народную песнь-молитву православных христиан ко Пресвятой Богородице: “Царица моя Преблагая, Надежда моя Богородице...” Рокочущая, страшная и неумолимая ледяная стихия приблизилась вплотную к стоящим насмерть с верой в душе людям. Кто-то стал отодвигать назад детишек, пряча их поглубже в толпу. Люди смыкали ряды и пели. Казалось, ещё мгновение – и ледяные глыбы обрушатся со страшной высоты и раздавят наивных смельчаков... И тут вдруг что-то произошло, что-то изменилось. Люди не сразу даже поняли, что именно. А это наступила тишина – лёд встал. Он даже двинулся назад, как бы пятясь, отступая от необоримой силы христианской веры. Какое-то время все стояли, замерев и затаив дыхание. Прислушивались, боялись поверить, что наваждение, кошмар этой ночи закончился, их молитва услышана и Господь сохранил родные Кашкаранцы заступничеством Тихвинской иконы Божией Матери. Небывалая радость охватила всех, люди обнимались и плакали. Кто-то бросился обнимать священника, кто-то ещё продолжал недоверчиво глядеть на застывшие, уходящие в небеса ледяные громады... Отец Михаил подошёл к иконе, земно поклонился Царице Небесной и отошёл в сторону, смахивая слёзы, а затем встал на колени. За ним с молитвой опускались на колени все жители села. И долго ещё стояли с иконой два помора, пока каждый из сельчан не подошёл к чудотворному образу, целуя его и благодаря Божию Матерь – Заступницу и Спасительницу этого древнего села, что на Терском берегу, на Кашкаранском наволоке. Масштаб небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, стало возможным оценить, лишь когда окончательно рассвело. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от полосы границы максимального морского воздействия на берег волнами и приливами, ледяные горы сумели продвинуться в направлении села на 150 метров. Как сообщали в Архангельских губернских ведомостях очевидцы, “движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега, так что описанное бедствие в полном смысле – явление совершенно небывалое”. И в памяти жителей села “небывалость” этого явления навсегда осталась связанной с чувством благодарности к Тихвинской иконе Божией Матери и верой в Её неизменное заступничество за село Кашкаранцы». С 2008 года в весенне-летнее время икона «путешествует» по приходам Мурманской епархии. Как отмечает игумен Митрофан, «некоторые верующие со слезами на глазах провожают икону из своего прихода». О чём это говорит? Наверное, о том, что сокровенно икона продолжает являть чудеса, пусть не такие глобальные, как чудо в Кашкаранцах. Драгоценные пожертвования на оклад иконы принимаются по сей день. К 9 июля – дню памяти иконы – Тихвинская-Мурманская вернётся в село Варзуга. Вероника ГОРПЕНЮК |