СТЕЗЯ ГРАЖДАНИН ВЕЛИКОГО УСТЮГА Хозяин «Пчёлки» Паломники, приезжающие в Великий Устюг поклониться в храме Прокопия Праведного его цельбоносным мощам, ныне могут увидеть рядом с ракой святому и устроенной над ней новой сенью мемориальную надпись: «Сень сея выстроена попечением гражданина Великого Устюга раба Божия Василия». О православном предпринимателе Василии Михайловиче Перевалове от его земляков можно услышать самые разные отзывы, в том числе и не вполне лестные. Народ у нас в основной своей массе очень беден, поэтому богатые не в чести – независимо от того, хороший это человек или плохой. Но большинство устюжан Перевалова уважают, а многие и молятся за него, как за своего спасителя и благодетеля. Желание встретиться с Василием Михайловичем у меня возникло после посещения старейшей прихожанки Прокопьевского храма 86-летней Марии Прокопьевны Усачёвой, в квартире которой занимались ремонтом рабочие из строительной фирмы Перевалова. Ремонт старушке делали бесплатно. Причём строители трудились, как я успел заметить, не спустя рукава, как в других организациях – день прошёл и ладно, а на совесть. Работа у них кипит. – А почему же к вам строителей Василий Михайлович прислал? – спрашиваю Марию Прокопьевну, не понимая такого интереса генерального директора крупной фирмы к нуждам простой старушки. – Да вот однажды пришёл в гости, – объясняет мне хозяйка, – сел на этот же стул, где вы сейчас сидите, посмотрел на квартиру: всё уже старое, обои, штукатурка отваливаются. Ему это не понравилось. И прислал рабочих. – А он что, родственник ваш? – Нет, вообще незнакомый человек. С тех пор, как его ребята у меня работают, я всё плачу и плачу. Я кто ему – никто, просто в храм хожу да молюсь. За что он мне всё это делает?! Нынче-то ведь люди, знаете, какие пошли? А он один такой, помогает всем... И работников хороших себе подбирает – вон какой у него коллектив! Конечно, и на него напасти всякие наваливаются. Рано умерли мать с отцом. Но вот Господь даровал ему талант руководителя. Он и детский сад построил на горе, и дома для людей строит. Все здания освящает, священника всегда приглашает. А уж потом люди вселяются. Я вижу, что каждый выходной он в храм приходит, ставит свечи, молится. Господи, дай ему благодать Святого Духа и Божьей помощи в работе! Своей предпринимательской деятельностью Василий Михайлович начал заниматься в 1996 году, выступив в городе с идеей строительства комплекса пищевых перерабатывающих предприятий. Не прошло и трёх месяцев, как свою продукцию стал выпекать хлебопекарный цех. Предприятие, во главу угла которого Перевалов поставил качество, он назвал «Пчёлка». «Пчёлке» пришлось немало «полетать», прежде чем заработать уважение у устюжан. С декабря 1999 года в Устюге под вывеской этой фирмы открылся новый колбасный цех, потом пельменный. Продукцию «Пчёлки» сегодня можно встретить на прилавках архангельских, кировских, вологодских, ярославских магазинов. Свой двухэтажный улей-офис «Пчёлка» основала в центре Устюга, на улице Красной. Что меня поразило – у генерального директора перед дверью его кабинета нет никаких секретарей, призванных «фильтровать» посетителей. Поэтому на приём к Василию Михайловичу может попасть любой человек. Кабинет его довольно представительный, но и простой, с красным молитвенным уголком. И, судя по хозяину, иконы в его кабинете – не просто дань моде. Кроме того что Перевалов, как верующий человек, помогает нуждающимся и участвует во всевозможных социальных проектах, он строит ещё часовни и храмы. Вот об этом я и решил расспросить хозяина кабинета. – Василий Михайлович, расскажите, как вам пришла идея строительства храма Симона Воломского в пос. Полдарса?
– Тут такая история получилась. Я, вообще-то, хотел восстановить храм Покрова Пресвятой Богородицы у нас в Устюге. Но он расположен в таком месте, что архиерей посчитал его невостребованным для молитвенной жизни. Там промышленная зона, это на окраине города. И владыка попросил меня рассмотреть вопрос о строительстве сельского храма в Полдарса. Это крупный посёлок лесозаготовителей. Там уже десять лет местная община собиралась храм строить, но у них нет ни денег, ни организатора. А приходская община зарегистрирована в честь местного святого Симона Воломского, и храм они хотели построить в честь этого святого. Дело в том, что Симон спасался километрах в 30 оттуда, в диких Воломских лесах, основал там в XVII веке монастырь. Погиб преподобный мученически – был убит местными разбойниками, которые его долго мучили, а потом отрубили голову. Монастырь в XVIII веке закрыли, на его месте остались приходской храм и деревня Волома. В этой деревне сейчас никто уже не живёт, но в полуразрушенном храме остались мощи Симона Воломского. Архиерей очень любит посещать этот храм и служить там на день памяти преподобного. Я тоже там был. Мне понравилось. И вот я принял Соломоново решение: по просьбе владыки Максимилиана построить храм Симона Воломского в Полдарса и одновременно с этим, из уважения к Пресвятой Богородице, поставить на месте храма Пресвятой Богородицы в Устюге хорошую часовню. Немного истории Несмотря на то что почитание Симона началось сразу же после его мученической кончины (люди приходили на его могилку и получали исцеления), мощи святого всегда хранились под спудом. Попытки обрести их предпринимались несколько раз. В первый раз это было после закрытия монастыря в 1764 году. Священник Крестовоздвиженской церкви Антипа решил тайно открыть мощи преподобномученика. Для этого он пригласил пономаря Феодора Попова и двух крестьян. Целую неделю они постились, молились и просили преподобного Симона, чтобы он сподобил их видеть его святые мощи. Вечером после заката тайно пришли в церковь, сняли сень и гробницу и начали копать землю. Не успели крестьяне докопать до середины могилы, как в яме показалась вода, которая начала бурлить, как кипяток в котле, и быстро подниматься кверху. Видя это, они начали закапывать яму землёй, водрузив гробницу преподобного и сень на прежнее место. В 1930 году последнего воломского священника – о. Аркадия – арестовали, через четыре года Крестовоздвиженскую церковь закрыли. В это время, по мнению очевидцев, произошло что-то невероятное: главный колокол сам упал с колокольни и от него отвалился большой кусок. При образовании колхоза здание церкви приспособили под склад, а потом под сельсовет. В 1970 году воломские деревни были отнесены к числу неперспективных. По причине укрупнения деревень местные жители большей частью были переселены в посёлок Полдарса.
В 1995 году заброшенную Симоно-Воломскую пустынь посетила экспедиция Кичменгско-Городецкого краеведческого музея вместе с хорошо известным читателям «Веры» настоятелем Казанского храма города Никольска протоиереем Сергием Колчеевым. 25 июля, в день памяти преподобного, был отслужен первый молебен святому. С этого года паломничества к преподобному на его день памяти стали совершаться ежегодно. С 1997 года в них принимает участие владыка Максимилиан. В храме перед мощами всегда проходили праздничные службы. Правда, последние годы из-за аварийного состояния храма её совершать перестали. Образовавшийся в 2000 году приход в посёлке Полдарса решил построить новый храм в честь Симона Воломского у себя в селе и восстановить Крестовоздвиженскую церковь в Воломе. По молитвам святого над его могилой вновь стали происходить чудеса исцелений, которые записываются в отдельную тетрадь. В это время вологодским священством было принято решение обрести мощи святого и переправить их в Вологду или другие крупные населённые пункты для всеобщего поклонения. Но перед этим важным делом решили испросить совета у духовника Троице-Сергиевой лавры старца Кирилла (Павлова). Отец Кирилл делать этого не разрешил, сказав, что со временем в Воломах будет образован монашеский скит. Поэтому мощи святого оставили в покое. Строительство деревянного храма Симона Воломского в Полдарса уже подходит к концу. Окна, двери и другую тонкую работу выполняют устюжские мастера, над некоторыми изобразительными работами трудятся художники мастерской Ильи Глазунова. «Я – деревенский» – Сейчас у нас освободилась бригада строителей, классные специалисты, мы их поставим на строительство часовни, посвящённой Богородице, – продолжает свой рассказ Василий Михайлович. – На месте храма в советское время была построена огромная водонапорная башня. Она снабжала весь город водой. Последнее время была заброшена. Мы её пять лет не могли демонтировать – никто не брался, кого ни просили. Пришлось пригласить кавказцев, и они вручную разобрали 50-метровую башню. И вот на этом фундаменте мы хотим поставить часовню. – У вас, наверное, особое отношение к Пресвятой Богородице, – спрашиваю Перевалова, – раз так настойчиво хотите восстановить Богородичный храм? – Богородица для меня идёт сразу же после Всевышнего. Мы иногда не замечаем помощи, идущей от Богородицы. В аварию попадаем – и не погибаем. Невидимо Господь и Пресвятая Дева нас всегда оберегают. И милостивая Пресвятая Богородица всегда рядом, когда нам худо – мы же должны как-то отблагодарить Её за это. Дальше Василий Михайлович разъяснять не стал. Как я заметил, он не очень разговорчивый человек – из тех, кто мало говорит, но много делает. – Видимо, благодаря помощи Божьей и фирма ваша процветает? – делюсь с Василием Михайловичем своими предположениями. – Ведь в наше время не просто своё дело начать и сохранить его. – Да, фирма довольно успешная. Я думаю, что всё в нашем мире взаимосвязано. Для меня и работников нашей фирмы православие, общение с Господом Богом – это не пустой звук, и, на мой взгляд, во многих вещах нам действительно помогает Господь. Конечно, мы и сами много трудимся, не зря одно из головных предприятий называется «Пчёлка». Во всей нашей деятельности во главу угла поставлено качество. Но лишь благодаря Господу всё идёт успешно. Претворяются многие кризисные проекты. В последнее время у нас объёмы не только не уменьшились, но и выросли. – А когда вы пришли к вере? – Я не могу определить ту границу, когда я стал верующим. Мне кажется, что православие вошло в меня с молоком матери. Я вырос без отца, мама воспитывала нас троих одна. Она верующая, жила по православным канонам. Может быть, в советское время их не так легко было соблюдать, но мама соблюдала и всех детей воспитала в таком же духе. Я с детства стараюсь придерживаться христианских заповедей. На мой взгляд, вера, общение с Богом и всё, что связано с православием, – это, в первую очередь, нравственные начала. – Устюг – ваша родина? – Нет, мы родились в деревне Мериново, в 60 километрах отсюда, в самой глуши. Той деревни, в которой я родился, давно уже нет. А в нашем сельсовете, который объединял несколько деревень, когда мы там жили, числились тысячи человек, а на сегодня осталось двести. Сегодня там полная деградация. Я поддерживаю своих земляков, как могу. Со всеми у нас хорошие отношения, нашу семью на родине уважают. Своих земляков я бросить не могу, но, с другой стороны, к каждому не встанешь, просто невозможно за всеми следить, чтобы не пили, вели себя пристойно. Недавно вот своей первой учительнице помог переехать в город. В деревне невмоготу стало жить. – К большому сожалению, – сетует Василий Михайлович, – сегодня происходит разложение деревни. Оно началось ещё при советах, где-то в 70–80-е годы, вместе с «укрупнением» деревень и колхозов. И до сих пор эти процессы продолжаются. Крупные населённые пункты объединяют, а дальние небольшие деревни остаются не востребованы. Люди вынуждены уезжать, оставлять свои дома, покидать родную землю. На мой взгляд, это губительно для нашего народа и для всей страны. – А вы сколько лет в деревне жили? – По сути дела, я и сейчас считаю себя деревенским. Восемь классов закончил в деревне, потом поехал в Ленинград учиться. После армии то в селе жил, то в городе, но меня и сейчас постоянно тянет в деревню, на природу. Природа для меня – родной дом. Камень преподобного
– Василий Михайлович, расскажите, как у вас возникло желание сделать такое большое дело – раку преподобному Прокопию Праведному и сень над ней? – Эта история тоже давняя. Началась она ещё при отце Ярославе, это он первый предложил мне устроить раку и сень Прокопию Праведному. Но тогда осуществить это нам не удалось. Уже отец Вадим посчитал мне смету на расходы, я согласился. Правда, сумма в конечном итоге получилась в пять раз больше. Москвичи утвердили эскизный проект, и после этого мы начали всё это претворять в жизнь. Работа шла около двух лет. Прокопий Праведный – это наш святой, хотя пришёл он в Устюг вообще из другой страны. Остался здесь по Божьему велению жить, стал защитником и покровителем нашего города. Как же его не уважать за это? Обязанность всех жителей, я считаю, не только своих святых уважать, но и своих предков, создавших этот город, украшавших его храмами, монастырями, домами. Столько было прекрасных купцов-устюжан! Вот Булдаков сад городу подарил, дом свой, где сейчас располагается училище... Я, конечно, не купец, сейчас купцов нет, считаю себя обычным хозяйственником. Но тоже хотелось бы оставить добрый след в истории города и принести пользу обществу. – Когда вы раку устанавливали, я приезжал в это время в храм и видел, что велись раскопки до гробницы, которая находится под спудом. Во время этих раскопок что-то удалось найти? – Да, рядом с гробницей Прокопия, где-то на глубине 1,5-2 метров нашли камень. Историки предполагают, что это тот самый камень, на котором молился и часто сиживал Прокопий. На сто процентов ни у кого такой уверенности нет, но ведь никакой другой и не положат рядом с мощами. Мы его достали из-под спуда, вытащили на поверхность, аккуратно почистили. Положили на постамент рядом с ракой, сделали для него маленькую оградку. До этого времени камнем Прокопия Праведного считался тот, который лежит рядом с храмом. В принципе, не грех и тот, и этот почитать, потому что и он намоленный. Уже не один раз такое было: женщины, которые долгое время не могли зачать, приходят, помолятся, посидят на нём, а через несколько месяцев снова приезжают уже в положении благодарить святого. – Очень красивая сень получилась. Из чего она сделана? – Да, все это отмечают. Каркас у неё металлический, а обрамление – с позолотой и драгоценными камнями. Много использовано дорогих материалов. Слава Богу, получилось маленькое чудо, и об этом говорят не только простые люди, но и признают специалисты, крупные учёные из Москвы. – А кто писал плащаницу Прокопия Праведного на раку? – Отец Дионисий из Москвы. Он с послушниками из своего монастыря приезжал, они молодцы, хорошо всё сделали. Занятая вакансия – Василий Михайлович, как вы относитесь к тем предпринимателям, которые делают свои деньги на перепродаже спиртного? – Негативно. Что наркотики, что перепродажа, что торговля спиртными напитками – нехорошие это дела. Для меня такой бизнес неприемлем. Вообще, у каждого человека по жизни должна быть какая-то своя стержневая составляющая в виде морали – что в этой жизни нельзя делать, а что можно. – К сожалению, у некоторых новых русских такого стержня нет. Деньги делают на палёной водке и просроченных продуктах, можно сказать, наживаются на здоровье людей. А денег у них не допросишься не только для сирот и бедных стариков, но и на строительство храмов. – Другие пусть за себя и отвечают. Сейчас вот у нас на берегу реки поставили шашлычную, как раз на том месте, где раньше церковь стояла. На месте алтаря туалет построили. Разве можно такие вещи делать? Ну как относиться к хозяину этого заведения? Естественно, я ему прямо в лицо говорю, что его не уважаю. – Я слышал, что никто из работников от вас не бежит – наоборот, из других городов едут наниматься? – Ну-у, обижаете. К нам не попасть! Сейчас я, чтоб наглядно было, позвоню начальнику отдела кадров... Алё, Валентина Васильевна! У нас вакансии на пельменный цех есть? – Нет, там всё укомплектовано, – раздаётся голос из динамика «громкой связи». – А на «Устюгхлебе», не в курсе? – Там тоже нет. – А на стройке? – Тоже ничего. – Вот вам ответ на ваш вопрос, – заключает Перевалов. – К нам не попасть. Просто у нас люди уверенно себя чувствуют. Зарплата никогда не задерживается. В среднем рабочие получают по 17-20 тысяч. Это не слишком, может быть, много, но это нормальная заработная плата на сегодня по России. Всегда есть возможность получить больше. У нас есть премиальные, 13-я зарплата, социальная помощь. Люди выходят в отпуска. В общем, созданы все условия, как в государственном учреждении, даже лучше. Много различных плюсов, из-за которых люди свою работу у нас на другую не променяют. Всё это для нас норма жизни, как нормой является и то, что мы помогаем нуждающимся. – А у вас нет желания в Москву перебраться? Все успешные предприниматели перебираются в Москву... – Нет, меня никогда Москва не притягивала. Сейчас я туда приезжаю по делам, и она настолько вытягивает все силы, энергию – ужас просто. Жить мне там не хочется. – Василий Михайлович, как вы отдыхаете, какие у вас увлечения? – Иногда люблю в шахматы поиграть, в шашки. У меня очень большая коллекция керамики, фарфора. Всё из разных стран. Где-то 700-800 изделий. Но самое большое моё увлечение – рыбалка. Вообще, я человек деревенский и интересы соответствующие. Ничего лучше нашей северной природы я не знаю, только здесь чувствую себя хорошо. Как говорится, где родился, там и пригодился. Евгений СУВОРОВ | |||