ХРОНОГРАФ

ПОЧЁМ «СДЕЛАТЬ ПРОЛОМ»?

12 июля Таганский суд Москвы должен был вынести приговор организаторам выставки «Запретное искусство». Ю. Самодурову и А.Ерофееву инкриминировалось то, что в марте 2007 года в Общественном центре имени Сахарова «демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих». Прокуратура предложила приговорить обоих к трём годам лишения свободы.

Тюрьма за святотатство. Не слишком ли сурово? Мы, православные, люди, вообще-то, соболезнующие, больше на суд Божий полагаемся, а не на мирские судилища. Опять же вопрос возникает: как юристы разберутся, что «унижает и оскорбляет» религию, а что нет? И почему только их судят? Вот, к примеру, нынче в первый день Петрова поста в той же Москве открылась выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог». Там тоже были сомнительные изображения. Картина «Чёрная Троица» представила Бога в духе «Чёрного квадрата» Малевича. А другая модернистская поделка состояла из буквенных начертаний имён Бога, которые, не вмещаясь в полотно, налезали друг на друга и как бы гасили себя, самоуничтожаясь. Чем не надругательство?

Для православного имя Божье сакарльно, у нас его пишут под титлом. В иудейской традиции перед тем, как писали имя Божие, мыли руки, кстати, это сохранилось и в древнерусской традиции. А здесь одно имя налезает и уродует другое! Спрашивается, почему ответственного за эту выставку не привлекли к суду? Лишь потому, что он – священник, а сама выставка проходила не где-нибудь, а в притворе храма св. мц. Татианы при МГУ?

В конце нынешней зимы мне довелось пообщаться с настоятелем этого храма о. Максимом Козловым. Позже, узнав про его выставку «Двоесловие/Диалог», я ничуть не удивился. Батюшка, так скажем, необычный, университетский. Когда я спросил, чем университетская церковь отличается от обыкновенной, городской, он ответил: есть городские поликлиники, а есть ведомственные, которые специализируются на лечении профессиональных болезней. Надо думать, выставка в его храме тоже была «ведомственной» – чтобы привлечь инфантильных студентов к осмыслению духовных проблем, и понадобился некоторый эпатаж. Но ведь и в Сахаровском центре могут то же самое сказать: мы приглашаем людей к размышлению. Разница-то в чём?

А разница есть. Причём принципиальная.

Всем известно выражение «за умышленное больше дают». При этом имеется в виду, что за другое – неумышленное – злодеяние срок тоже дают, только меньший.

Скажем, если в газете случится опечатка и обычное слово превратится в нецензурное, то за это штрафов не дают и газету не закрывают. Ну, выговор корректору влепят. Но если видно, что матерное слово написано специально и таких слов десятки, и даже заголовки статей матерные, – это официальное предупреждение для СМИ, повторится – и газету могут закрыть. А ведь примерно такое и выдал скандально известный Центр имени Сахарова.

Началось это ещё в 2003 году, когда центр при участии политтехнолога Марата Гельмана устроил выставку «Осторожно – религия!» Уже в самом названии – явная направленность против религиозных чувств россиян. Выставленные картины были безобразны: порнография, сквернословия на фоне распятия Иисуса Христа и т.д. Московский суд признал выставку «разжигающей религиозную рознь», но серьёзного наказания не последовало. В итоге спустя три года те же лица устроили вторую кощунственную выставку. Гельман пообещал нынче и третью – наметил её на 19 июля, через неделю после вынесения приговора сотоварищам. Видно, что за этим его обещанием стояла не отвага, а банальное чувство безнаказанности. Ведь Гельман прекрасно понимает, что у нас не Израиль – это там за насмешку над иудаизмом однозначно попадают в тюрьму. И в своём понимании российских реалий он не ошибся. Суд приговорил Ерофеева и Самодурова к символическим для них штрафам – в 150 тыс. и 200 тыс. рублей.

Может, и вправду Бог им судья – к чему нам жаждать чьей-то крови? Но тут дело принципа. Протоиерей Александр Шаргунов так об этом сказал: «Агрессивная наглость, тем более с обещанием и впредь устраивать такое же, должна быть остановлена. Одна из главных задач для них – ”сделать пролом“, создать прецедент. Гельману и его прихвостням надо, чтобы все увидели, что это не страшно – по крайней мере не очень страшно. И начали тиражировать кощунства по всей стране». Сколь жестоким может быть наказание кощунникам? Отец Александр привёл пример: «Святой Феофан Затворник отличался подлинно христианской, несравненной добротой. Это ему принадлежат слова: ”Чем больше я живу, тем больше убеждаюсь, что все люди хорошие и плохое в них как бы случайно“. Так вот, святитель Феофан призывал ввести наказание смертной казнью за публичную пропаганду атеизма. Какой ужас! Но дело в том, что он предвидел, что последует за нарастающей пропагандой безбожия, какие реки крови прольются... Всё в истории человечества решается, прежде всего, на духовном уровне».

Да. Всё начинается с малого, с безобидной, казалось бы, картинки. В июле на улицах Архангельска появились объявления об открытии некоего кинофестиваля. На них помещена и эмблема фестиваля – радуга. Прекрасный символ! В Библии сказано, что радуга была явлена Ною после Всемирного потопа как символ прощения грехов человечества и что потопа никогда больше не будет (Быт.9, 13-15). Но, оказывается, радуга нынче – международная эмблема геев и лесбиянок. И на тех объявлениях на фоне радуги изображены человечки, которые залезли вдвоём в одну пару мужских трусов и обнимаются. Картинка очень забавная, сделана в стиле детского рисунка – и конечно, привлечёт внимание детей. Подпись под ней: «Бок о бок». Это название содомитского кинофестиваля, который длился в Архангельске пять дней, как раз во время всероссийского празднования Дня святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Проводить его собирались в элитном отеле «Пур-Наволок», построенном на месте Михайло-Архангельского монастыря, с которого и началась история поморского города. Архангельский священник Евгений Соколов посетовал: «Я никогда не думал, что придётся дожить до такого духовного позора своих земляков. Но что можно сделать? Как с этим бороться, если всё разрешено на законодательном уровне?»

Всё, да не всё. В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть пункт 26 статьи 5, предусматривающий наказания за оскорбления религиозных чувств граждан. Там, где возможно, его надо использовать. Например, подать в суд на участников этого фестиваля, которые надругались над памятником святым Петру и Февронии. Под покровом ночи они сунули в руки изваяний святых листовку «Бок о бок» и сфотографировали. Снимок этот пачкуны разместили на вебстранице фестиваля «Бок о бок», снабдив его снимком бронзовой таблички, удостоверяющей, что «шутка» была проделана именно с памятником православным святым, покровителям семьи и брака. Похоже, воинственные гомосексуалисты чувствуют себя безнаказанными и убирать кощунственный снимок (он находится по адресу www.community.livejournal.com/bok_o_bok/5937) не собираются.

Михаил СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга