ЭКСПЕДИЦИЯ НЕ НАШИМ ПРОИЗВОЛЕНИЕМ Заметки из редакционного путешествия в Самару Два вектора В первой половине июня наша редакция предприняла необычную экспедицию, которую можно назвать командировкой в прошлое, или встречей со вторым своим «я». Отправились мы к давнему другу, которого не видели много лет. Когда-то вместе мы начинали, и вот уже 20 лет прошло, как занимаемся одним и тем же делом – выпускаем православные газеты «Вера» и «Благовест». Немногие российские читатели, выписывающие «Веру» и «Благовест», знают, что оба издания делают близкие друзья, вместе учившиеся на журфаке Ленинградского университета. Игорь Иванов, Михаил Сизов (редактор и замредактора «Веры»-«Эском») и Антон Жоголев (редактор «Благовеста») сдружились ещё на «абитуре» 1983 года. Позже к нам примкнули Владимир и Елена Григорян. Сейчас об этом удивительно вспоминать, но В. Григорян вполне мог не поступить на факультет и не стать журналистом, если б не вмешательство одного из нас, старшекурсников. Когда стало ясно, что Володе «баллов не хватает», Жоголев отправился в деканат и устроил там светопреставление: «Как вы можете не принять будущее светило журналистики?!» И ведь как в воду глядел. В общем, были мы дружны, с факультетской библиотеки брали одни и те же «запретные» книги с буквой «ять», штудировали русских религиозных философов да и просто вместе проводили время. После университета жизнь развела нас. Но только на несколько лет. Сейчас, спустя 20 лет, понимаешь, сколь мало и одновременно много значит человеческое произволение. В студенческие годы это противоречие я бы объяснил «антиномией» – термином из законспектированных философских книг. А сейчас смотрю проще: противоречия тут нет, одно предшествует другому. Сначала человек совершает волевое сверхусилие, чему-то себя посвящая, – а затем это «что-то», уже помимо твоей воли, ведёт тебя по жизни. Когда-то, в студенческие, советские ещё, годы, мы очень хотели стать хотя бы малой частицей настоящей, исторической России. И вот, пожалуйста, получи! Вместо того чтобы жить в столицах, быть известными журналистами-писателями (кто об этом не мечтал), поезжай-ка ты, друг, в провинцию. Россия – именно там. Сыктывкар и Самару, конечно, трудно сравнивать – по численности населения и по уровню промышленности. И всё же это одна и та же провинция, в хорошем смысле слова. Ещё эти два города объединяет то, что они находятся как бы на двух остриях «русского движения». Коми земля – конечный пункт движения на северо-восток Европы, через этот край Ермак вместе с коми проводниками перешёл в Сибирь. А Самарская земля – это край Средней Волги, это юго-восток, отсюда русские вступили на Каспий и в Среднюю Азию. Кажется, что оба вектора разнесены далеко в стороны и никак не соприкасаются. Но в эту поездку я с удивлением осознал, что Самара-то отстоит от Русского Севера совсем ничего – только Татария её отделяет. А если взглянуть в исторической перспективе... Впрочем, об истории можно поговорить и в дороге, благо путешествие предстоит всё-таки дальнее. В путь! Русское пограничье Из Сыктывкара мы (И. Иванов, М.Сизов, В. Григорян) выехали 10 июня днём на легковой машине. Через три часа были уже в Мурашах – окраинном райцентре Кировской области. Спустя два часа миновали и сам Киров, двигаясь на юг Вятской земли. Из тех «южных» мест, кстати, происходит род нашего сотрудника Владимира Григоряна, по материнской линии. В «Вятском епархиальном вестнике» когда-то даже вышла статья про Володю с таким названием: «По матери – вятский». А вот остальные наши сотрудники непосредственно связаны с Волгой. Предки Евгения Суворова жили на Нижегородчине, мои предки – в месте впадения Унжи в Волгу, а у Игоря Иванова – близ слияния Камы с Вяткой и Волгой, у нынешних Набережных Челнов. Наш путь лежит вдоль Вятки. Вот минуем городок Уржум. В старину здесь стояла русская крепость с высокими стенами и пушками. Поставили её против татар, которые оседлали Волгу, и их союзников марийцев. Следующий городок – Малмыж, это уже в 294 км от Кирова. Тоже крепость стояла. Когда русские сюда пришли, местный марийский князь Болтуш был даньщиком и союзником Золотой Орды. По преданию, во время битвы он был поражён пушечным ядром и погребён в боевых доспехах вместе со своими сокровищами, а его жена Шошма (переводится как «весна»), увидев смерть мужа, бросилась с горы в реку. Захватив селение, немногочисленный отряд стрельцов в течение 30 лет отбивался от татар, неся большие потери. Когда городок обнесли крепостными стенами, население его резко увеличилось – люди шли сюда из Нижнего Новгорода, Вятки, Перми. Было это уже после покорения Казани царём Иваном Грозным. ![]() Через десять примерно километров за Малмыжем начинается уже Татария. Впрочем, эти 10 километров мы ехали долго, то и дело останавливаясь. Игорь и Володя выходили из машины и щёлкали затворами фотоаппаратов – снимали необычные облака – словно на синее небо кто-то набросал растрёпанные куски ваты. Я тоже не выдержал и достал видеокамеру... А потом вспомнил, где такие облачки уже видел. Именно в этих краях и видел, на пути из Уржума! В 2001 году плыли мы с Игорем на байдарке по Вятке-реке, общались с народом прибрежных сёл и однажды остановились отдохнуть на плёсе. Лёжа на тёплом песочке, глядели в бездонную синь неба – и тут... Только что лазурь была совершенно чиста и вдруг чуть замутилась – проявилось облачко, похожее на кусочек ваты. За ним откуда-то взялось второе облачко, третье... Потом они слились в один белый барашек, который медленно побрёл за горизонт. Спустя время всё повторилось сначала. Здесь, над широким горячим плёсом, прямо на наших глазах зарождались облака. Это зрелище столь поразило, что очерк о путешествии так и назвали – Под большим шатром голубых небес (в №№ 397-401 «Веры»). В пограничье русскому человеку всегда виделась какая-то мистичность. «О, Русская земля, уже ты за холмом!» – восклицал дружинник, вступая в великую степь. Для него этот холм был особенным – рубежным. Хотя он ничем не отличался от тысяч других холмов. Вот и здесь, на границе с Татарией, увиделось в природе что-то особенное – небесная тишина, остановка во времени. Не случайно название «Малмыж» с марийского переводится как «место отдохновения». Газ и минареты Татарстан открылся нам колосящимися нивами, рокотом тракторов, целёхонькими фермами, близ которых пасутся коровы. Ну словно обратно в советское время попали! Неужели здесь ни «перестройки», ни «передела-беспредела» 90-х не было? Просто не верю глазам своим. А если серьёзно, то кое-что «советское» здесь и вправду осталось нетронутым, а именно – особое отношение Москвы к национальным республикам (АССР). После 90-х особый статус Татарстана только усилился – его фактически освободили от поборов в федеральный бюджет. Да и сейчас, хотя республика и стала отчислять средства в Москву, эти деньги возвращаются в Татарстан за счёт различных федеральных программ. Справедливости ради стоит отметить, что деньги эти здесь так не разворовываются, а идут на реальные дела. Например, на поддержку того же сельского хозяйства. ![]() Первая же деревня, в которую мы въехали: улицы опутаны газовыми магистралями, над крышами возвышается островерхий минарет. Эти две детали – газ и минареты – сопровождали нас всю дорогу. Ещё в здешних селениях мы заметили на каждом шагу аккуратные указатели: «На сабантуй». До праздника было несколько дней, но всё уже подготовлено – за каждым селом огорожены площадки для игр и состязаний, на ветру развеваются разноцветные ленты. Миновав несколько таких площадок, заметил я одну странность – все они, равно как и таблички-указатели, были похожи как две капли воды. Словно не сами сельчане их соорудили, а кто-то приехал и сделал всё по одному проекту. И сельские мечети тоже вроде как по типовому проекту. Позже мы узнали, что это в Татарии что-то вроде республиканской программы – в каждую деревню по мечети. Всё по плану, как в добрые советское времена. Как сами татары относятся к исламу и в целом к религии? В одном из сёл довелось пообщаться с одним сельчанином. Ехали мы, ехали и решили пообедать. Захотелось отведать татарской кухни. Остановились у придорожного кафе, вышли из машины – вот те раз, на вывеске написано: «Харчевня». Село оказалось русским. Неподалёку от кафе и церковь православная виднеется. Впрочем, хозяином заведения оказался татарин, по имени Альберт. Скушав прекрасно приготовленные харчо, борщ и русские пельмени, выходим на крылечко и видим, как Альберт обходит территорию, выискивая, не бросил ли кто окурка. Вдруг он наклоняется и поднимает с земли гвоздь. – Вот вчера шёл и наступил на него, – обратился он нам. – Сегодня снова шёл и снова наступил. А теперь поднял и брошу в урну. Произнесши сию проповедь, он действительно опустил ржавый гвоздик в урну. Разговорились. Оказалось, что Альберт в прошлом был милиционером, а когда вышел на пенсию, занялся частным предпринимательством. Директором кафе он стал не по своей воле. Купил это здание и вначале сдал его в аренду приезжим армянам. Те устроили кафе, наняв поварих из местных русских и татарок. Но недолго они кухарили – уволились, и никто к ним больше не шёл работать. И русские, и татарки были оскорблены запретом хозяина питаться с той же кухни. – Представьте, повара приносили с собой на кухню «тормозки» с едой, чтобы пообедать, – пояснил Альберт. – Не по-нашему это. В итоге армяне уехали и мне пришлось самому заняться кафе. – А почему кафе у вас русским стало, а не татарским? – спрашиваю. – Так ведь село же русское, – удивился в ответ татарин. Видно, сёла здесь, как и в старину, чётко по национальному признаку делятся. Ободрённый, спрашиваю про православный храм, действующий ли он. Тут тон нашего собеседника сменился: – Ну, что-то там делают старушки, ремонтируют, а попа нет. Был, да сплыл с миллионом рублей. Ещё четверо монахов жили, да выгнали их из-за пьянки. Судя по тону Альберта, сам он искренне верил в то, что говорил. Мол, что ещё ждать от попов? К исламу тоже был равнодушен, «без намаза живу». Спросили мы его про ваххабизм, есть ли в Татарстане последователи этого учения. – Да, приезжали к нам в село чеченцы, сто человек собирались здесь поселиться, – ответил бывший милиционер. – Но местных братков попросили с ними «поговорить», и они сразу уехали. У нас село мирное, зачем лишние проблемы? Альберт – типичный сельский татарин. Ислам такими людьми понимается, в первую очередь, как «вера прадедов», культурная традиция. И предмет национальной гордости. Мол, наши предки приняли ислам раньше, чем крестились русские. Каждый год в июне у татар теперь в календаре – день принятия ислама, национальный праздник. Именно «национальный». Даже глава Центрального духовного управления России Талгат Таджуддин, выступая нынче на празднике в древнем городке Болгар, отметил в своей речи: «Спасибо нашим дедам и прадедам, которые смогли через века сохранить культуру и жизнь татарской нации. И мы должны передать это своим детям». Вообще, к национальным атрибутам татары относятся трепетно. Их республика – единственный субъект РФ, где сохраняются вкладыши в паспортах с указанием национальности. Дело добровольное, и число желающих обозначить в документе свой род и племя постоянно растёт. В 2007 году, когда ввели вкладыши, их получило 50 процентов населения, а через год – уже 55 процентов. Причём не только татары, но и русские записывают свою национальность, выступив против всеобщей глобализации. Путь наш лежал дальше. Впереди была Казань. Мне она показалась обычным губернским городом, каких много в России. Издалека посмотрели на русский Кремль с новопостроенными минаретами, заезжать не стали - спешили засветло попасть в Самару. По длинному мосту переезжаем Волгу. И всё-таки это русская река! Не какой-то Итиль, как её называли арабы, и не Ра, как её обозначали на картах в античные времена. А Волга. От древнерусского слова «волога», то есть влага, вода. Так её именовали уже в «Повести временных лет». Длина её 3 530 километров. А её многочисленные притоки как кровеносные сосуды пронизывают Русскую землю. Волга-матушка – этим всё сказано. Самарская святость Самара стоит на противоположном от Казани волжском берегу, сразу за Куйбышевским водохранилищем. В этом месте великая река делает петлю, образуя знаменитую Самарскую Луку. Природа здесь необычна для Поволжья – лесистая и холмистая, что дало возможность русским зацепиться и образовать нечто вроде плацдарма. Здесь в труднопроходимых лесах, горах, глубоких ущельях и пещерах русские беглые крестьяне и вольные казаки нашли надёжный приют. Из Самарской Луки волжские казаки постоянно угрожали ногайским улусам за Волгой, не давая им полностью подчинить окрестности. Когда же ногайцы захватили Казань в свои руки, то одновременно они сожгли и пристань Самар, так что русское судоходство по Волге тогда вообще прекратилось. Ситуация изменилась лишь после завоевания Казани в 1552 году, в котором принимали участие и волжские казаки. Эта победа и русский форпост в Самарской Луке (пристань Самар, на месте которой позже, согласно пророчеству свт. Алексия, был построен русский город-крепость Самара) дали возможность двинуться вниз по Волге, решить судьбу Астраханского ханства и выйти к устью великой реки. Это был уже край русского мира – дальше, за Каспийским морем, начиналась Туретчина. Чем отличается это русское движение на юг от освоения Севера? Военные стычки происходили и тут и там. Но есть одна существенная разница. Историк Сергей Филатов подметил следующее: «Поволжье стало одним из первых регионов новой России, вне территории Святой Руси, где православие не имело традиций средневекового монашеского подвижничества, где не было чудотворных икон, по чьей земле в стародавние времена не ходили благоверные князья и Христа ради юродивые. Православие здесь развивалось в Новое время, когда чудеса святых и аскетические подвиги стали редкостью». Историк приводит характерный факт: уже в наше время, в начале 90-х годов, архиепископ Саратовский Пимен убеждал в епархиальной газете свою паству, что «распространявшиеся среди верующих представления о неблагодатности нашего Поволожского края, в котором не было своих святых, чудотворных икон, древних обителей, есть заблуждение». Действительно, в Поволжье просияло множество святых. Но всё же это были «современные» святые. Когда в Самаре мы встретились с нашим другом Антоном Жоголевым, то попросили познакомить с городскими достопримечательностями. Первым делом он привёз нас на волжскую набережную, к часовне святителя Алексия, русского митрополита XIV века. Построена она силами Свято-Алексиевского братства, в том числе трудами самого Антона и сотрудников газеты «Благовест». Митрополит Алексий считается небесным покровителем Самары. Почему именно он? Дело в том, что он единственный из древних святителей ступал по этой земле: когда-то плыл по Волге и сходил здесь на берег. В ту пору это было пустынное место с одним отшельником. Святитель, помолившись, сказал пророческие слова, что здесь вырастет город: "И город этот (как и река Самара - ред.) будет назван тем же именем Самара. В городе сем просияет благочестие и никогда и никем этот город разорению не будет подвержен". Что и сбылось - никогда ни одна неприятельская армия не дошла до Самары. Так рассказывают летописи. А в эту же пору у нас в Коми не просто «ступали на землю», а служили на кафедре сразу четыре святителя – Стефан, Герасим, Питирим и Иона. Впрочем, во всём есть оборотная сторона. Прошли века, и православная жизнь на нашем Севере как бы устоялась, вошла в спокойное русло. А здесь жизнь бьёт ключом. Дело даже не в том, что «Благовест» часто публиковал резкие статьи по разным вопросам и включался в весьма бурные дискуссии, на что мы, холоднокровные северяне, взирали с изумлением. Дело совсем в другом. «Благовест» открыл читателям самарских подвижников современности, таких как блаженная Мария (Матукасова). В новейшие времена Самарская земля как бы спешит восполнить историю своей духовности. Мария Ивановна была обычной уроженкой Самары, работала учительницей. И вдруг после войны взяла на себя подвиг юродства, стала известной на всю Россию прозорливицей. Или взять эпизод с народными волнениями 1956 года, когда православных усмиряли с помощью конной милиции. Поводом для этого было сокрытие властями правды о чуде окаменевшей Зои. Домик на Чкалова Сам Антон – коренной уроженец Самары, у него здесь много родственников. Он вспоминает: – О стоянии Зои я знал давно, от своей мамы. И от одной инокини, которая, будучи девочкой в 56-м, одной из первых прибежала в дом на Чкалова, 84, где Бог покарал Зою за надругательство над образом Николая Чудотворца. Посреди комнаты стояла девушка с иконой в руках, накрытая занавеской или какой-то другой материей. Увидев это, будущая инокиня заплакала. Отодрать окаменевшую от пола никак не могли, пришлось пол вырубать. Девочка приходила несколько раз в этот дом, видела, что вокруг творилось, а потом её мама запретила туда бегать. Сейчас об этой удивительной истории знает вся страна – после премьеры на Центральном канале фильма «Чудо». Но ещё в 90-е годы в свет вышла первая книга о тех событиях. Называлась она «Стояние Зои. Самарское чудо Святителя Николая», и составителем её был наш друг Антон Жоголев.
Удивительное совпадение – мы, сыктывкарцы, оказались тоже причастны к «Чуду о Зое». Человек, сумевший принять из рук Зои икону и тем самым освободивший её от окаменения, с 1964 года служил настоятелем сыктывкарского Казанского храма и был благочинным приходов в Коми. Факт этот открыл сотрудник нашей газеты Владимир Григорян (см. Не горело ли в нас сердце наше в №368 и Доброе имя в №379 «Веры»). Прежде было не ясно, кто же принял икону, многие приписывали это о. Серафиму (Тяпочкину), хотя он не раз говорил обратное. Примечательно, что в Самаре в 2002 году был написан образ Свт. Николая с клеймами, повествующими о стоянии Зои. На них иконописец изобразил священника, читающего молитву перед окаменевшей, и надписал: «Молебен отца Серафима», имея в виду Дмитрия Тяпочкина, который впоследствии принял монашеский сан с именем Серафим. То есть тогда он ещё не был Серфимом. И так получилось, что иконописец, «ошибившись», невольно сказал правду: да, молебен совершал иеромонах Серафим, только это был другой человек, игумен Серафим (Полоз). Сейчас уже многие документы утрачены. По пути на Чкалова, 84 Антон свернул на какую-то улицу и показал на огромный дом с толстенными стенами: «Вот здесь когда-то стояло главное здание УВД Самарской области. Помнишь страшный пожар в 1999 году, потрясший всю страну? Тогда сгорели не только милиционеры, но и весь архив. В том числе бумаги, касающиеся дела об окаменевшей Зое». «Дом Зои» оказался обычным деревянным домиком. Удивительно, как не раздавили его окрестные новостройки. Рассматриваем покосившийся дощатый заборик и железные, с крепкими запорами ворота – защита от любопытных. По периметру домика кто-то начал делать заваленку, видать, он уже не греет, приходится утеплять. Антон объясняет, что сейчас в нём живут не хозяева, а «съёмщики». Заходим во двор, там какая-то девушка снимает развешенное на верёвках бельё . ![]() – Вас тут не мучают туристы? – спрашиваем. – Мучают. Такие, как вы. – Туристы-то в дом просятся? – продолжаем допрос. – Просятся, но не пускаю. Раньше разрешала. – А правда, что на полу след остался – Зою вместе с куском пола вырубили, а дыру новыми досками забили? – Не знаю, у нас нормальные полы, линолеумом покрыты, – собрав бельё, девушка ретировалась. Но тут же вернулась: – А вы откуда? – Из Сыктывкара. – Ой, батюшки! – как-то по-бабьи всплеснула руками девушка. – А вас как зовут? – Наташа. А вот мой муж Коля. А вот моя соседка Людмила Александровна, очень добрая. Тут мы заметили, что из соседних деревянных домишек вышли люди и глазеют на «туристов». Мы на них – они на нас. А вокруг увивается местная собачка и весело лает, приятно ей участвовать в человеческом событии. – Да вы тоже добрая, – говорим девушке, – главное, чтобы не обозлили вас туристы. Уходим. Из «дома Зои» звучит музыка, за занавесками в окнах лампы горят, дом освещён, как на Новый год. Но Наташа, конечно, не Зоя, во всяком случае, одета прилично, по-православному – в юбке и платочке. Ещё Наталья Трандина рассказала, что по вечерам она иногда вспоминает о Зое и рада, когда приходят священники и служат в доме молебен. Сына своего, родившегося пять лет назад, молодые супруги Трандины назвали Николаем – в память о чуде и в честь Святителя Николая. Куда они текут? Как нам рассказали, «дом Зои» собираются в скором времени снести – власти решили устроить на этом месте гаражи с автостоянкой. Единственное, что православные, кажется, добились: выделения места под строительство часовни в память «Чуда о Зое». Вот на Западе этот дом однозначно бы под стеклянный колпак поместили и пускали в него за деньги – тем самым наполняя городской бюджет. Да ещё бы рекламу крутили, бесплатно показывали фильм «Чудо». Но местным градоначальникам такое в голову не пришло. Может, это и к лучшему. На самом деле место-то не святое, а, наоборот, отмечено грехом. Рассказывают, что дому на Чкалова уже более 120 лет. Некогда в нём была прачечная владельца зеркального цеха. До 1947 года в нём жил бывший священник из Днепропетровска, запрещённый там в сане и совершивший какой-то серьёзный греховный поступок, потом продавший дом пивнице Клавдии Болонкиной и уехавший на Дальний Восток. В доме Болонкиной частенько устраивались пьянки. Особо праздновали возвращение из тюрьмы сына Болонкиной Вадима. Рецидивист-домушник попадал туда и возвращался часто. Как вспоминают, та вечеринка, на которой соседской девушке Зое не хватила кавалера и где она и стала танцевать с иконой Николы Чудотворца, была посвящена как раз очередному возвращению из тюрьмы сына Болонкиной. Когда мы вышли за ворота, я подумал: а интересно, сколько таких «Зой» сейчас у нас по Руси? Тех, кто не погнушается святотатством, лишь бы поучаствовать в музыкальном празднестве? Кстати сказать, Самара считается столицей музыкальных массовых «тусовок». Давно уже в стране пользуется известностью Грушинский фестиваль, где исполняют в основном самодеятельные туристические песни и романсы. А с прошлого года в пригороде Самары стали проводить и рок-фестиваль, который называется «Рок над Волгой». На следующий день, 12 июня, в День России он как раз и был намечен. Мы решили съездить туда, тем более «фестиваль проводится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла» – так сообщалось об этом в Интернете (позже мы узнали, что Святейший Патриарх благословлял не фестиваль, а лишь дал персональное благословение игумену Сергию (Рыбко) на выступление с проповедью со сцены фестиваля). ![]() На огромном поле под Самарой собралась тьма народу – под вечер здесь было 220 тысяч человек. Молодёжь съехалась со всей страны, хотя местных, самарских, всё же было больше. Мы пробирались через гигантскую волнующуюся толпу, а с высокой сцены кто-то пел в ритме тяжёлого рока: «Эти реки никуда не текут – они забыли про мо-оре. Эти птицы никуда не летят – они забыли про не-ебо. И эти люди никуда не спешат, они забыли про время. Мне очень жаль, мама, но эти реки никуда не теку-ут...» Шёл я и вглядывался в лица «оттягивающихся» юношей и девушек – кто из них мог бы оказаться на месте окаменевшей Зои? И, к радости своей, не нашёл помрачённых ликов – всё светлые, по-юношески чистые. Нет, им просто в голову не придёт танцевать с иконой – даже вон тому парнишке с рисунком черепа на спине. Слава Богу, молодёжь у нас в большинстве своём нормальная. Что ещё порадовало: когда на сцену вышла певица Пелагея и запела русскую казацкую «Ой, да не вечер», то десятки тысяч голосов одновременно её подхватили. Даже слова народной песни знают! В целом понравились не только слушатели, но и исполнители – «Сплин», «Чайф», «Машина времени» и другие, пошлости почти не было. Разочаровал только кумир молодёжи Кипелов, подделывающийся под сатанистов. К сожалению, Бориса Гребенщикова («Аквариум») мы не застали, а так хотелось посмотреть, как изменили его годы. Помнится, в 84-м году мы с сокурсником общались с ним на «Музыкальном ринге», задавали «духовные» вопросы. Сейчас сокурсник служит священником в Хабаровске и недавно смог лицезреть приехавшего на гастроли «БГ»: «Перед концертом он зашёл в храм свт. Иннокентия Иркутского. Постоял на службе...» Последний свой альбом он назвал «День радости», одноимённая песня в котором заканчивается такими словами: «Это ж, Господи, зрячему видно, а для нас повтори: Бог есть Свет, и в Нём нет никакой тьмы». Может ли «воцерковиться» рок-н-ролл? В прошлом году, когда «Рок над Волгой» проводился первый раз, корреспондентка «Благовеста» Ольга Круглова задала Борису Гребенщикову вопрос: «Вы православный?» Тот ответил солидно: «Вполне». И поправил на груди какой-то восточный талисман. Вот и воцерковляй таких... В конце фестиваля выступила легендарная группа «Дип Пёпл», которая наравне с «Битлз» считаестя классикой рок-н-ролла. 65-летний солист группы Ян Гиллан лихо двигался по сцене. Не обошлось без сюрпризов: в одном из проигрышей он вдруг заиграл «Ах, Самара-городок», а в знаменитой песне вместо «Smoke on the Water» спел «Smoke on the Volga». После чего на сцену вышел игумен Сергий и вручил британцу икону Божией Матери. Выглядело это странно: ну, зачем дарить святыню звезде рок-н-ролла, чтобы он повесил её на стенку в качестве сувенира? И только потом я узнал, что у Гиллана православная супруга, с которой он недавно повенчался в православном храме. Встреча друзей На следующий день у нас было запланировано официальное мероприятие – встреча редакций «Веры» и «Благовеста». Утром Антон придирчиво осматривал нас на предмет «дресс-кода». Ни у кого из нас не нашлось рубашки с длинным рукавом, а Володя вообще приехал в кедах – тех, в которых был на Великорецком крестном ходе. Антонова забота, чтобы друзья выглядели посолиднее, была трогательна. Много лет редакция «Благовеста» находилась в здании издательства «Дом Фёдорова», а не так давно переехала в помещения одного из самарских храмов. Это два обширных кабинета со множеством икон. По случаю нашей встречи сотрудницы редакции накрыли стол, на котором были даже бутерброды с сёмужкой. Как-то неудобно стало – это мы должны были с печорской сёмгой под мышкой явиться, с Севера ведь приехали. За чаем по очереди стали вспоминать, как появились на свет наши газеты.
– Я в то время работал охранником и грузчиком в хлебном магазине, – рассказал Антон Жоголев. – За плечами у меня были газеты «Молодая гвардия» и «Мирненский рабочий». Но ушёл оттуда – не хотелось тонуть в бессмысленной суете светской журналистики. Всё же не зря Господь призвал меня из хлебного магазина, а Игоря Иванова с водозабора – он тоже тогда ушёл из газеты и работал охранником... Так получилось, что, когда вы начали газету, я получил отпуск в магазине и поехал в Сыктывкар. Был март 1991 года. Газета у вас существовала уже несколько месяцев. Посмотрел там на вас – взявшихся за святое дело – и вернулся в Самару с твёрдым убеждением, что я тоже хочу делать церковную газету. Тот импульс повлёк за собой последствия, неисчислимые по значимости. У нас тут столько людей воцерковилось через «Благовест», и у вас тоже… Игорь при этом вспомнил, как его из охранников призвал иеромонах Трифон, впоследствии архимандрит Антониево-Сийского монастыря. Трудно было решиться и круто поменять жизнь, но священник и друзья, Сизов и Саков, к тому времени знавшие батюшку, заверили: будем рядом, поможем. Так всё и произошло. Потом была поездка к старцу Кириллу, благословение на труд. Примечательно, что и Антон Жоголев получал благословение у архимандрита Кирилла, ездил к нему в Переделкино. О многом поговорили – о судьбе, о православной журналистике, о том, сколь похожие и в то же время очень разные наши газеты. Впрочем, не буду дублировать уже написанное – целиком нашу беседу можно прочитать в «Благовесте» (см. под рубрикой «Взгляд» статью «Вершина Святителя Стефана Пермского» на www.cofe.ru/blagovest). Больше всего в этот день меня впечатлил сам коллектив редакции. Умная, проницательная Ольга Ивановна Ларькина – заместитель редактора. Энергичная Ольга Круглова, которая всюду успевает и прекрасно пишет. Талантливая журналистка Татьяна Горбачёва. По численности творческий коллектив «Благовеста» меньше нашего, и видно, что им приходится много и много работать. Помогай им Господь. Примечательно, что профессионального семинара, на котором мы бы поделились друг с другом «секретами мастерства», так и не получилось. Да и какие тут «секреты». Газеты делаются не нашим произволением. За что и Богу слава. Михаил СИЗОВ | ||