ВЗГЛЯД


ДАТЬ МЕСТО БОГУ


Смерть Анания и Сапфиры

Тем, кто читал Библию, знакома история, которой начинается пятая глава книги Деяний апостолов. Напомню, о чём там идёт речь. «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принёс и положил к ногам Апостолов» (Деян. 5, 1- 2). Поступок замечательный, с какой стороны ни смотри. Ныне кто так поступает? Распрощаться с нажитым, продать и отдать деньги общине, пусть даже какую-то часть оставив себе, – не всякий к такому расположен.

Что с того, что утаили, приберегли на «чёрный день»? Нас и Писание учит: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1, 5). Видно, Анания и Сапфира порассуждали, прежде чем принять решение, а уж потом и сделали так, как мы прочитали.

Но такое их рассуждение Богу не понравилось. Совершился суд, и оба были погребены друг за другом с разницей в три часа. Шли послужить Богу, а нашли смерть. В чём причина?

«Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 4). Солгали Богу! Не предполагала эта супружеская чета, чем закончится их «благотворительность», и утаённое не спасло.

Когда я впервые познакомился со Священным Писанием, мне этот случай тоже показался невероятным: оказывается, говоря ложь людям, я лгу Богу, и меня может постигнуть та же участь, что и Ананию. Но ничего со мной не происходило, хотя и обманывал – как без этого проживёшь. С годами, размышляя над Писанием, стал понимать, что тогда, в апостольские времена, по-другому не могло и быть. Созидалась Церковь Христова, закладывался её фундамент, строилось не на время. Обетование Божие говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18). Каждый камень, заложенный в фундамент Христовой Церкви, должен быть безупречен, без «пятна и порока». Тогда врата ада не одолеют. Не думало об этом семейство Анания, и Бог отверг их жертву.

Всякое дело, какое бы оно ни было, если в основании имеет ложь, не устоит, разрушится, будь то семья, бизнес, идеология. Говорят, мол, «все так делают», без этого не прожить. Не надо себя сравнивать с другими, – ты образ и подобие Божие, с Ним и сравнивай, соизмеряй свои дела и поступки.

«Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх. 23, 1-2). Всё, что строится на лжи, не устоит. А у нас часто серьёзное дело строится на трёх известных «китах»: авось, небось да как-нибудь.

Почему же такое случилось тогда и почему сегодня подобное не случается? Ведь на самом деле Анания и Сапфира обмануть пытались не Бога, а Петра, задавшего им этот вопрос. Нередко и мы на вопросы, нам задаваемые, не говорим всю правду. Знаю таких, кто покупает свечи не в храме, а на стороне, где цены ниже, и эти свечи приносит в храм как жертву Богу. Копейка же попадает не в церковную кассу, не на храм, а в руки не всегда добросовестных людей, и неизвестно, на что она будет потрачена. Кого обманываем? Не нужна Богу свечка, Он Сам – Свет.

Почему же нам всё сходит с рук, ничего как будто не случается? Потому что Христос пришёл, чтобы спасать, а не губить. Миловать и прощать. «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 47-48). Всякая неправда наша со временем обернётся против нас.

Мне много писем приходит, стараюсь на все ответить по мере сил и разумения. В одном письме молодой мужчина спрашивает совета, как быть, если до женитьбы имел связь с женщиной, родился ребёнок. Вступая в брак, утаил от невесты этот факт, не сказал об этом и на исповеди у священника перед венчанием. Теперь боится, что рано или поздно жена узнает об этом, и живёт в постоянном страхе быть разоблачённым. Боится, что разрушится семья, уйдёт жена, а терять не хочется. Спрашивает у меня, как устроить, чтобы все были довольны без последствий для него самого.

Бог устами апостола Павла нам сообщает: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6, 7). Закон сеяния и жатвы состоит в том, что сеем маленькое зёрнышко, а вырастает колос. Жать придётся, хочешь ты того или нет. Посеял маленькое зло – пожнёшь большое. То, что сегодня с нами происходит, что, может быть, не нравится нам, посеяно было раньше, а сейчас наступила жатва. Приходится исправлять, а это всегда труднее, чем созидать вновь. Что-то исправить уже невозможно. Но поступать надо по правде Божией, не думая о последствиях. Последствия – не наша область, а Божия. Надо дать место Богу, Его воле.

Мы ведь как думаем: если я сделаю так, как учит Евангелие, то случится то-то и то-то... И рисуем в умишке своём страшные картины последствий, забывая, что человек предполагает, а располагает Бог. Возможно, и потеряешь в чём-то, пострадаешь, но всегда потерянное меньше того, что могло бы быть, и оно – кратковременное. Апостол Павел пишет: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18). Не сетуя на судьбу, не кляня Бога, неси свой крест. Не бойся даже смерти, она побеждена на Кресте. На Пасху мы слышим: «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). Для живого смерти нет, а для умершего – уже нет.

Не надо бояться и болезни. Многие святые были больны, Бог их не исцелял. Апостол Павел пишет: «Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите» (2 Тим. 4, 20). У Павла было не так уж много сотрудников, чтобы больного Трофима оставить больным. Мог бы исцелить, ведь исцелял многих, но, видно, такова была воля Божия.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Болезни бывают у нас от греха. Они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более... Вместе с тем нужно веровать и надеяться, что если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же и подаст ему силу терпения».

«Знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Бог нас направляет на делание добра. Посеешь добро – добро и пожнёшь, это тоже закон. Многие в этом убедились и в жизни нашей этот закон действует.

Бог, дав нам заповеди, не имел цели обременить свой народ, а желал спасти: «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» (Иер. 7, 23). Кому хочется, чтобы было хорошо, слушайтесь гласа Божия. Бог желает общения с нами, но не на наших, а на Его условиях. Право это Он имеет, будучи нашим Творцом, принявшим на Кресте все грехи мира, а значит, и мои.

В прошлом году пришлось месяц лежать в хирургическом отделении. Из-за онкологии много других проблем возникает, организм разрушается. Был солнечный март. В палате девять человек, половина после операции – неходячие, я тоже. Некоторые больные тяжёлые, были двое безнадёжных. В палате жара, через огромные окна солнце палит, до батареи отопления не дотронуться. Телевизор включён на всю мощность, разговоры, кто-то стонет от боли, звонят мобильники. Обстановка тяжёлая, со всех сторон матерщина. У многих на шее крестики и образки на тумбочках, и все чают исцеления.

Мне такая обстановка уже привычна – видел всякое и всякое испытал за годы болезни. Утром и вечером про себя читаю по молитвослову правила и Библию. Многих это раздражает. Напротив меня парень лет тридцати корчится от боли, стонет, злобно приговаривая: «За что?» – и мне этот же вопрос задаёт. Пообещал ответить ему позднее, когда успокоятся боли, не в горячке, спокойно и с рассуждением. Просил его: только не кляни Бога, ругай меня, я не обижусь. Операция у него была несложная, но послеоперационный период действительно тяжёлый, боли сильные. Через пару дней боли стали стихать, парень стал веселее, можно было приступать к разговору.

Ещё до операции, когда состояние его было лёгким, он в палате много рассказывал о своих прежних похождениях. Работал он на большом автофургоне, ездили с напарником на юг, возили фрукты, овощи. Брали негодный товар подешевле, сбывая на Севере как годный, имели хороший доход. Случалось, в дороге их останавливали, забирали наличные деньги, ломали машину, избивали. После таких случаев они с напарником, увидев на трассе какого-нибудь пешехода, останавливались и на нём изливали злость, избивая до потери сознания... Парень был здоровый, и я представлял, каково было их жертве. Весело рассказывал и о других греховных поступках своей жизни.

На его груди на толстой золотой цепи висел огромный крест. Я напомнил ему то, что он нам рассказывал о собственной прошлой жизни. Прочитал ему из Библии стих: «Что посеет человек, то и пожнёт».Это и был ответ на его вопрос: «За что?» Те, им избитые (а был это не единственный случай), тоже, возможно, задавались этим вопросом. Посоветовал парню покаяться и изменить жизнь. Немного поговорили ещё. Трудно спорить с Писанием – он отошёл и вопросов больше не задавал.

Позднее, уже выйдя из больницы, в местных теленовостях увидел этого человека. Он задержал преступника, заступившись за пострадавшего. Оказалось, что этот человек был способен и на хорошее. Порадовался за него: всегда бывает радость, когда видишь добрые дела, совершаемые не корысти ради.

Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Добавить к этому нечего.

Иеродиакон Варнава (Трудов)



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга