ПАЛОМНИЧЕСТВО

РОДИНА У НАС ОДНА

Путевые заметки фотографа

Ранним июньским утром от Епархиального управления Сыктывкара отправился автобус. Нам, его пассажирам (представителям русской, коми, украинской, белорусской автономий и диаспор), предстояло за одиннадцать суток пути проехать в общей сложности шесть тысяч километров по территории России, Белоруссии и Украины, побывать в разных святых местах, знаменитых и вовсе безвестных (поездка была организована в рамках программы по возрождению духовно-нравственных ценностей и работы с соотечественниками за рубежом). Благословил путешественников владыка Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский.

Первая остановка – ещё на Коми земле, в селе Куниб. Здесь живут несколько монахинь вотчинского Стефано-Афанасьевского монастыря. Мы были рады познакомиться со словоохотливой матушкой Анфисой и сёстрами, а также с козами, кошками и собакой (которая поначалу всё гавкала, пока не решила наконец, что мы хорошие). Гостеприимные монахини угостили нас всем, чем на тот момент мог порадовать их огород, и было на удивление вкусно. Женщины наши помогли вымыть посуду, и мы снова двинулись в путь.

До Москвы ехали без остановок, затем – Троице-Сергиева лавра, литургия, наше потрясение оттого, сколько же здесь народу! У паломничества «на колёсах» есть свои несомненные плюсы, и главный – скорость передвижения. Позади синие купола Успенского собора лавры, и через краткое время мы уже в Бородинском мужском монастыре. Правда, на Бородинском поле побывать не удалось, да и с ночлегом не смогли здесь помочь. Но обителей в России теперь много, и наш автобус завернул в ближний Успенский Колоцкий женский монастырь, где живут тринадцать матушек. Они сердечно нас приняли, провели экскурсию при свете свечи (почему-то не было электричества, и ужин состоялся тоже «при свечах») и уложили спать. А я заночевал в своей палатке на берегу соловьиного пруда. Да, как бы осложнилась жизнь паломников, если бы им не встречались на всём протяжении пути такие добрые и гостеприимные матушки!

Нам хотелось как-то отблагодарить наших благодетельниц, и утром мы, насколько позволило время, помогли им с уборкой территории. А дальше наш путь лежал в древний город Смоленск. Поразило ощущение духовного «блокпоста»: красавец кремль на высоком холме, окружённый мощными стенами. Кстати, немцы Смоленск долго не могли взять, для них это был второй Брест. Побывали мы и у чудотворной иконы Смоленской Божией Матери, которая находится в храме Успения Богородицы. Хотелось почтить память руководителей Польши, погибших при крушении самолёта в апреле, – на том месте уже сооружён мемориал... Но надо было спешить в Брест, чтобы попасть туда в ночь на 22 июня.

Мне лично верится, что в истории славянских народов оборона Брестской крепости займёт такое же значимое место, как сражение Александра Невского 1240 года, Грюнвальдская битва всё с теми же немцами, когда Смоленские полки не дрогнули, предпочтя смерть позорному плену... В первые дни самой длительной мировой войны гитлеровским воякам обломали зубы и они поняли, отдавая честь последнему защитнику крепости, что при такой любви к своему Отечеству «блиц-криг» не состоится. Что, собственно, и произошло.

Желание попасть в Брест как раз 22 июня было у нашей группы так велико, что мы, все 38 паломников, единодушно решили изменить маршрут нашей поездки по Белоруссии, несмотря на то, что до Витебска и мемориала «Хатынь» было рукой подать, взяли курс на крепость. И успели вовремя, слава Богу. Было весьма прохладно, дул сильный ветер. А траурные мероприятия, посвящённые Дню памяти и скорби, уже начались: на большом экране шла премьера российско-белорусского фильма «Брестская крепость», а в 3.30, в самый час начала войны, в церкви стали служить панихиду по убиенным в крепости. Надо сказать, этот старинный храм немцы не тронули, он произвёл на нас неизгладимое впечатление. По окончании службы официальные лица трёх государств – Белоруссии, Украины и России – возложили венки к памятнику героическим защитникам и состоялся концерт. Академический хор исполнил реквием в память о жертвах той страшной войны, прозвучали стихи о мужестве наших солдат и офицеров. Без волнения слушать было невозможо.

В Лавре: «тридцать три богатыря»

После Бреста пересекли белорусско-украинскую границу и уже ночью въехали на территорию прославленной Почаевской лавры. Определились с ночлегом (20 гривен с брата, это около 90 рублей, – совсем недорого для таких прекрасных условий!). Утром в главном соборе отстояли литургию, наслаждаясь пением братского хора. Как же великолепно они пели! Басы, баритоны, тенора – все голоса звучали слаженно. Храм был до отказа заполнен верующими, многие пришли с детьми. И вот на двух канатах спускается к народу звезда – икона Почаевской Божией Матери, замирая на таком уровне, чтобы можно было приложиться к ней... По преданию, этот почитаемый образ обладает исцеляющей силой, вот почему все так устремляются к нему. Вечером того же дня побывали мы у каменной пещеры, в которую вёл узкий ход (потому далеко не каждый смог попасть в неё – габариты не позволили).

Вскоре всех нас ожидала самая душевная часть поездки: мы приехали в село Немиренцы Ружинского района Житомирской области – на родину сыктывкарского священника отца Александра Никитенко, ездившего с нами. Местный священник отец Виктор выехал нас встречать. Он был очень рад такому количеству паломников, впервые посетивших его приход, да ещё из такого далёкого края. С радушием, как родных приняла нас матушка Наталья, угощала настоящим украинским борщом, хоть и без мяса (шёл Петровский пост). И чего только не было на столе! На ночлег нас разобрали по хатам добрые жители, а я устроился в своей палатке во дворе батюшкиного дома под раскидистым орехом.

Совместная служба о. Виктора и о. Александра на сельском кладбище

Два дня прожили мы в Немиренцах. Ходили вокруг села крестным ходом, побывали на кладбище. Батюшки вместе отслужили там службу, и пришло очень много местных жителей. Отец Александр с печалью постоял над заросшей травой могилой своего брата... Почтили мы и память 180 солдат и офицеров, погибших при освобождении этого села в Великую Отечественную, – в их честь здесь сооружён мемориал. Отслужен был батюшками молебен и на месте разрушенного при советской власти храма, который когда-то украшал это украинское село. Тут стоит сейчас Поклонный крест. Присутствовавшая на службе глава сельской администрации пообещала во всеуслышание, что приложит все усилия, чтобы восстановить храм. А пока богослужения проходят в молельном доме, куда мы и ходили, вместе с местными жителями. Эта совместная служба запомнится надолго – радостным единением людей, воодушевлением обоих наших батюшек.

А ещё село замечательно тем, что в нём полным-полно гусей, уток, индюков, коз и другой живности, а урожай садов и огородов обилен. На этой плодородной земле растёт всё, и уж точно Украина голодать в этом году не будет. Кстати, хлебосольная матушка Наталья ещё и в дорогу дала нашим женщинам зелёных грецких орехов и весьма ценный рецепт приготовления из 35 орехов (именно из 35-ти!) целебной настойки. Надо ли говорить, что расставаться с батюшкой, матушкой и их тремя детками было жаль.

У храма в г. Белая Церковь: материнское участие

А далее на нашем пути оказался город Белая Церковь. Здесь прошла моя юность. И пока мои товарищи были в местном храме, я отправился на реку Рось, разыскал памятные мне камни, с которых когда-то прыгал в воду. Берег изменился сильно – «новые украинцы» застроили его двухэтажными, а где и трёхэтажными коттеджами... Но главное, река и камни всё те же, что были во времена моей юности.

Что ещё вспомнить о нашей поездке по Украине? Пещеры в Киевской лавре и замечательный лаврский музей, куда со всех областей Украины собирали яркие крестьянские костюмы и «пысанки» – расписные пасхальные яйца.

И снова колесим по России. Оптина пустынь, утопающая в цветниках, Глинская... Живая история – ещё недавно везде была «мерзость запустения», даже не верится! И была последняя остановка в пути – красивейший Шамординский монастырь. Там живёт около 130 монахинь. Нас расположили на ночлег, накормили – и наутро мы двинулись в родной Сыктывкар, по которому успели соскучиться.

По дороге мы передавали людям в дар книги о Республике Коми – о духовном наследии Стефана Пермского, о родословном древе Куратовского рода, церковные притчи и молитвы на коми языке.

С. ГАВРИЛЕНКО,
журналист, член правления НКА «Украина» в РК
Фото автора

Участники состоявшегося паломничества выражают благодарность главе администрации Сыктывкара Р. Зенищеву и главе РК В. Гайзеру за моральную и материальную поддержку в организации поездки.

назад

вперед

На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга