ЖИВОЕ СЛОВО


ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

Что такое, на ваш взгляд, «горе от ума»?

Протоиерей Валентин Кобылин (п. Красноборск Архангельской обл.):

– Сами по себе знания нейтральны духовно. Господь не на веки вечные запретил употреблять плоды древа познания, иначе не стал бы его насаждать. Просто Адам и Ева, прежде чем употребить эти плоды, должны были духовно созреть. Именно незрелость обращает знания во зло, в то время как мудрость – в добро. Сами по себе знания ни добра, ни зла в себе не содержат. Скажем, человек может сделать из руды плуг, а может – меч, а, сделав меч, может употребить его для защиты своей семьи, а может – и для разбоя. Не знаний нужно бояться, а своей неготовности употребить их во благо.

Православный сегодня должен иметь хорошее образование и постоянно его пополнять, чтобы должным образом послужить Церкви и Отечеству. Нужно знать святых отцов, историю Церкви, историю своей страны. Но полезность новых сведений будет зависеть от силы веры и культурного уровня человека. Вот посмотрите: в детских домах живут малыши, которых бросили родители, но они всё равно их любят, мечтают, что мама вернётся. Любят даже те, кто знает о своих матерях много плохого, – сердце ребёнка через страдание обретает опыт почитания родителей. И наоборот, мы видим детей обласканных, окружённых заботой, но не питающих к матери, отцу никакой любви. Они грубят, хамят, помнят все ошибки родителей. Вот во что недостаток культуры превращает знания.

Но ведь и взрослые люди по отношению к родине и Матери-Церкви часто ведут себя точно так же. Знания какие-то есть, но без любви они в лучшем случае пустая, бессмысленная информация, в худшем – яд. Опасны и половинчатые знания, когда человек, не имея мудрости, опытности, хватается за книги, которые ему не по силам. Например, не стоит читать мирянам многие книги Игнатия (Брянчанинова). Они написаны не для них. Не стоит людям, которые непрочно стоят на ногах, читать таких богословов, как о. Александр Шмеман или о. Иоанн Мейендорф. В том, что они написали, есть много верного (например, Шмеман прекрасно пишет о литургии), но есть и заблуждения. Опытный христианин верное примет, ошибочное отвергнет. Неопытный употребит и то и другое, отчего получит «несварение» ума. Я не всем благословляю читать и владыку Антония Сурожского, у которого можно почерпнуть много замечательного. Но в то же время можно прочитать, будто не было никакого введения Богородицы во храм. Это лишь мнение, но есть немало христиан, которые не понимают, что такое мнение. Они думают, что раз владыка или священник написал, значит, это истина. Или наоборот, раз написал такое, значит, еретик. И тех и других приходится оберегать от книг, которые им повредят.

Я всё больше склоняюсь к мысли, что нужно как можно больше читать святых отцов, не бояться того, что они писали для паствы, жившей в третьем, четвёртом веке. В храме я прочитал несколько поучений святого Иоанна Златоуста, люди их прекрасно поняли. Лучше читать не знаменитых современных проповедников, а святых. Они меньше думали, как поразить, но лучше чувствовали душу человека. Это очень важно сегодня, когда разброд в Церкви стоит страшный. Одни поносят Церковь, думая, что служат таким образом её очищению, другие надевают розовые очки и убеждены, что у нас всё замечательно, сплошная благодать. И тем и другим нужно больше читать святых, а прежде всего – Священное Писание. Там есть ответы на все вопросы.

С самого начала Церковь стала задаваться вопросом, что человеку знать полезно, а что нет, и полемика подчас была очень острой. Так, апостол Пётр укорял святого Павла, что тот говорит вещи, способные повредить неутверждённым в вере. Но что было делать? Скрывать что-то? Тогда бы мы превратились в секту, с «посвящёнными» и «тайными знаниями». Но там, где «посвящённые», там гордыня, которая любое знание превратит в ложь, да ещё добавит множество заблуждений. Такова её природа. Понятен порыв святого Павла – он снаряжал воинов Христовых на смертельную битву; понятны опасения святого Петра – он знал, что по неопытности многие схватятся за оружие прежде времени и порежутся. Но хочу напомнить, что мы празднуем память этих апостолов в один день.

Игумен Рафаил (Беловолов) (г. Воркута):

– У Экклезиаста говорится: «Кто умножает познания, умножает скорбь». Так действительно часто бывает, особенно когда человек читает книги, не предназначенные для него. Например, мирянка берётся за «Добротолюбие», составленное для монашествующих, и, когда начинает читать, входит в некий соблазн. Приходит к священнику, спрашивает: « Почему у нас нет ночных бдений? Я прочитала: нужны бдения!» И что на это ответить? А мирянка между тем задумывается: наверное, у нас батюшка какой-то не такой, неправильный. Мирянину полезно читать книги, написанные для мирян. Есть, например, «Добротолюбие для мирян», содержащее полезные выдержки из отцов. Это касается всей святоотеческой литературы. Всё-таки лучше посоветоваться с духовником, прежде чем принимать духовную пищу. Есть пища твёрдая, есть мягкая, и не стоит воображать, что тебе любая по силам.

Что можно и нужно читать всегда и всем – это Четвероевангелие, послания святых апостолов. Они писались для всех христиан. Если что-то непонятно, есть хорошие православные толкования. Но ни в коем случае нельзя обращаться к пересказу Нового Завета Ренаном и подобными ему безбожниками и полуверами. Скажем, у Толстого есть «Евангелие для детей», где упразднены все чудеса, совершённые Христом, нет ни слова о том, что Он Бог. Христос представлен таким же моралистом, каким был и сам Толстой. Настолько непомерна была гордыня этого писателя, что он всех, кто выше его, пытался пригнуть. А ведь был прекрасным писателем, но вот до чего может довести тщеславие. Именно гордыня является главным источником «горя от ума», когда знания, вместо того чтобы возвышать человека, становятся средством самоутверждения.

Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори Мурманской обл.):

– Ум наш повреждён после грехопадения, поэтому для нас есть пределы, которые мешают нам увлечься, погубить себя и Церковь – это догматы, каноны. Если дать ограниченному, послеплённому рассудку неограниченную свободу, он увлечёт нас в ереси и расколы. Нужно очень осторожно относиться к своему разуму, чтобы не попасть в ловушку к лукавому. Стараться советоваться с опытными священниками, мудрыми людьми, не полагаясь во всём на себя. Когда священник готовится к Божественной литургии, одна из молитв напоминает ему, что через ум диавол уловляет человеков. Лукавый может нам предлагать мысли, которые, как нам кажется, исходят от нас самих или даже от Духа Святого. Без смирения, памяти о том, что человек сам по себе очень слаб, с этим не справиться.

Конечно, профессиональные знания нужны, необходимо образование, но при этом следует помнить слова апостола Павла о том, что знания надмевают, а любовь назидает. Вчера, пока возвращался домой из Москвы, читал в поезде книгу отца Анатолия Малинина, ныне покойного батюшки из Новгорода Великого, с которым мне посчастливилось служить в Софийском соборе и многому от него научиться. И сейчас учусь. Так вот, отец Анатолий пишет, что лучший способ познания Бога и вообще познания – это любовь. Эта мысль кажется такой простой, но как мало людей её понимают. Только любовь ко Христу людям даёт истинное ведение, без неё мы слепы.

Гордый в Церкви будет провоцировать расколы и пытаться заразить людей лжеучением. Ему кажется, это самый короткий путь для того, чтобы самоутвердиться. Но ведь так же и в науке, и в любой другой области, где гордый человек вместо поисков истины занимается самоутверждением. Только через любовь человек способен хоть сколько-то проникнуть в суть вещей.

И есть другой путь – тупиковый: приобретать информацию, «накачиваться» ею. Сегодня всё образование построено на этом, но это не более чем скольжение по поверхности. Иной раз видишь: человек эрудирован, обо всём знает, а любви в нём нет. И никаких звёзд с неба он не ухватит, разве что, при известной ловкости, умыкнёт чужие. Без любви и смирения – способности сомневаться в своей непогрешимости – настоящий учёный немыслим. Корень «горя от ума» – гордыня, она обращает знания в прах.

Как печально всё это. И какая радость – поговорить с человеком мудрым, который иной раз имеет всего несколько классов образования. Истинные знания такие люди получают от Бога, через Духа Святого, через исполнение заповедей Божиих.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга