ДОБРОСЛОВ


ПОСТРОЙ СВОЙ ХРАМ, ИЛИ РОЖДЕНИЕ НОВОГО ПРИХОДА

Когда я начал воцерковляться, открытых храмов было мало, а людей в них – много, так что стоять приходилось в тесноте. И я испытывал некоторую неловкость оттого, что занимаю в них место, более необходимое старым, малым, больным, ослабленным. Не ходить, конечно, тоже не мог – ведь через таинства исповеди и причастия укреплялся в вере, но думал, что просто обязан построить храм. Первый опыт оказался неудачен. В деревне Кадтытпом нам с другом удалось два раза собрать людей, в основном дачников. Выбрали красивейшее место для храма, но построить его вблизи от родных грядок не удалось, потому что в третий раз народ на собрание не пришёл.

Лишь когда я стал священником, Господь дал мне нужное дерзновение, помощников, средства, чтобы строить и восстанавливать, по благословению владыки, церкви. Но всё равно их недостаёт и некуда людям, живущим в посёлках, привести детей и внуков. В город всякий раз их ведь не повезёшь. Расскажу, как нам удалось положить в этом году начало ещё одному Божьему храму.

Пасха. Радуемся Светлому Христову Воскресению. В гостях у собрата Валерия мы молимся, вкусно кушаем, наслаждаемся общением, по-доброму шутим. Рядом родные во Христе люди – ощущение неизъяснимое, невозможно передать словами. Так, наверное, души ощущают себя в раю... А рядом на участке высится гора больших ящиков и поддонов, на которых прежде возили кирпич и металл. Дело в том, что наш гостеприимный хозяин имеет свою машину с краном-манипулятором и эта тара у него скопилась после выполнения заказов. Сделана она из хорошего бруса, и я обращаюсь к Валерию: «Слушай, а ведь из этого материала можно построить часовню». «Благослови, батюшка, и построю, давно об этом думаю», – отвечает он. «Бог благословит, строй, а с владыкой я согласую!» – «Батюшка, а давай построим у реки?» – «Хорошо, строй у реки».

Но вскоре выяснилось, что у реки не получится – это место затопляется весенним паводком. Стали подбирать другое. И когда подъехали к конечной автобусной остановке в Морово (это дачный посёлок в двадцати с небольшим километрах от Сыктывкара в сторону Кирова), то изумились: рядом было место, будто специально оставленное для храма! Правда, занято оно было огородом, но земля эта огородникам не принадлежала. Они поначалу на меня ополчились, приехали ночью «разбираться» – а уехали умиротворённые, радостные от сознания, что там, где они что-то сажали, церковь вырастет. Несколько десятилетий пользовались этой землёй, но поняли, что есть кое-что поважнее, чем картошка.

Намного труднее оказалось найти фактического владельца этой земли, который давно о ней забыл. Земля есть, а кому принадлежит – неизвестно. Всё лето искали, потом были тяжёлые согласования, с тринадцатью инстанциями нужно было найти общий язык. Но что удивительно, каждый раз, когда мы заходили в тупик, находились союзники в нашем святом деле. Даже далёкие от Церкви люди, помогая нам, приближались к храму. Иногда они вносили свои материальные лепты, иногда помогали советом или добрым словом. Порой, правда, казалось, что враг рода человеческого специально нам пакостит, направляет в тупик. Но потом всё разрешалось. Нас предупредили, что труднее всего будет с Роспотребнадзором. Но дивны дела Божии – ужасный Роспотребнадзор предстал нам в образе милой женщины, которая быстро сделала всё, что требовалось.

Разумеется, всё это время мы не только ходили по кабинетам, но и строили церковь. Допустить, что нас могут погнать с этого места, мы не могли. В мыслях не было, что Господь оставит, не поможет справиться. В июне было ещё холодно, в лесу снег не растаял. С матушкой Стефанидой, настоятельницей Кылтовского монастыря, когда она приехала, мы попали под ледяной дождь, но всё равно были радостны. На месте стройки по воскресеньям стали совершать молебны и заупокойные литии, освящать иконы, общаться на духовные темы. Устроили звонницу из самодельного колокола – сварщики нам сделали его из куска рельса и двух газовых баллонов. Забавно было наблюдать за звонарями: как развешивают они свои звоны, берут молотки и, затыкая уши, начинают радостный перезвон. В летние дни послушать их собиралось до 60 человек. Не на всяком приходе есть столько прихожан. Тем более таких. Дачники – народ крепкий, находчивый, деловитый. Дела на стройке шли хорошо.

К 7 ноября закончили сторожку. Заложили фундамент под храм. Но больше строительных дел меня, разумеется, волнует духовная жизнь прихода ещё несуществующего храма. Из истории мы знаем об ужасной роли маёвок в гибели русского самодержавия. Там плелись заговоры против законной власти, против страны и Бога. А вот наши молебны стали как бы маёвками наоборот. Мы среди сосен молимся Всемогущему Богу за себя и своих близких, за богохранимую страну нашу, за власти и воинство её. Каждое воскресенье, посещая Морово, испытываю удовлетворение, что мы действительно выполняем Божий наказ – седьмой день отдаём Богу. Не только начинаем его с литургии в нашей максаковской церкви, но после неё трудимся во славу Божию и отдыхаем под Его Покровом. Местные жители ставят самовар, ведутся беседы. Хорошо бы и другие дачные посёлки переняли этот опыт, начали звать батюшек посетить их, чтобы вместе помолиться.

Возник вопрос: в честь кого мы возводим церковь? Сосны кругом, старые пни, как на иконе преподобного Серафима Саровского, подсказали: конечно, в честь отца нашего Серафима! И вот приближается 1 августа, его престольный праздник, а с владыкой ещё ничего не согласовано – владыка в отъезде. Есть опасение, что не благословит это имя, ведь в епархии уже есть храмы в честь преподобного. Накануне праздника, поборов робость, звоню владыке. К счастью, наше желание не вызывает никаких возражений. Так что ни храма ещё нет, ни престола, а мы уже отметили престольный праздник. Какая это радость – строить храм! Это как ребёнка растить: видеть, как он ещё совсем крошечный, потом встаёт на ноги, – замечательное чувство! И сам обретаешь благодать, и люди начинают меняться в лучшую, благую сторону. Я приглашаю и неверующих поучаствовать, понять, правда ли не веруют, или, может, не вкусив плод, судят о нём. А ведь нам и такие помогали – добрыми делами, пожеланиями, пожертвованиями.

Основали этот посёлок репрессированные поляки. И в дни памяти жертв политических репрессий мне стало как-то особенно ясно, что Церковь – то единственное место, где молятся и за гонимых, и за гонителей. Для того чтобы самим не стать гонителями и не быть гонимыми. Русь святая, храни веру православную!



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга