ДОБРОСЛОВ


О ЗДРАВОЙ ВЕРЕ И ПАТРИАРШЕЙ СИЛЕ

Игумен Игнатий (Бакаев)

В последнее время недовольство властями высказывают не только малоимущие и обездоленные, но часто и чиновники и люди бизнеса.

Больше года не бывал у нас в храме молодой бизнесмен, который прежде вместе с отцом и всей семьёй приходил к нам каждую неделю. И когда отец отошёл в свышний мир, сын с растущей семьёй продолжал посещать церковь. Всё было в их духовной жизни. Спотыкались, молились, вставали и продолжали свой земной, житейский путь в Царствие Небесное. А потом вдруг исчезли. Но ведь в городе много других православных храмов, так что я о них не тревожился.

И вот встретил снова, случайно. Мы обрадовались друг другу, обнялись, но общаться особо было некогда и я предложил: «Приезжай ко мне, расскажешь, как живёте». Спустя какое-то время он действительно приехал и стал рассказывать: «Слава Богу, живём хорошо: мама не очень болеет, дети растут, дом построили. Но, батюшка...» И тут я вижу: не всё у него слава Богу. Чем дальше слушал, тем яснее открывалось, что он сильно ожесточён. Из-за налогов и прочего рентабельность его бизнеса сильно снизилась. Отсюда обида на власти и даже на Патриарха. Сейчас это бродит в в умах народонаселения – в экономических и политических проблемах винить Церковь и, конечно, Святейшего.

Спрашиваю:

– А Патриарх здесь при чём? Он же не определяет ни политической, ни экономической жизни.

– Как при чём? – вскидывается гость. – Он же сильный. Пошёл бы к Медведеву, Путину, сказал бы им... Кто, как не он, должен наводить справедливость в стране?

Спросил бизнесмена, читал ли он хоть одно послание Патриарха. «Нет», – ответил он. Дальше выяснилось, что мой собеседник повёлся с раскольниками, находящимися в оппозиции Московской Патриархии. Надо полагать, там ему и напели про то, что Святейший может, да не хочет вступиться за народ. То ли дело они. Вот только мало их. Но то-то и хорошо, что мало. Оттого имя им – «малое стадо». То есть последние православные, устоявшие в истине. Оттого не боятся бросить вызов Патриарху, который кругом виноват.

Из истории известно, что всякий раскол зиждется на грехе осуждения. Осуждение – их платформа, на нём строится вся аргументация. О чём ни заговорят, всё сводится к отрицанию, на нём и утверждаются. Много, азартно говорят про то, как плоха Патриархия, какие у неё прегрешения: и коррупция, и симония, и бездуховность, и безблагодатность. В то время как сами раскольники – благодатны и почти безгрешны.

И, увы, скольких они совратили – иных совсем, других отчасти. Так что человек вроде и не уходит к ним, но осуждает Церковь, судит священноначалие. Мой бывший прихожанин, молодой бизнесмен, тому пример. Пообщавшись с нездоровыми в вере, растеряв любовь, радость, мир, терпение, он приобрёл злость, уныние, безнадеждие. Такая беда.

Всё думаю о том слове, которое сказал мой гость о Патриархе: «сильный». В чём же его сила? Авторитет отца зависит от его чад. Чем крепче, сильнее, влиятельнее дети, тем сильнее и влиятельнее их отец. Сила Патриарха в нас – чадах Русской Церкви. Если все мы – священнослужители и миряне – не радеем о службах, увлечены суетой и ложными устремлениями, не молимся, не стремимся любить Бога и ближнего, да и самих себя, не считаем святую Церковь своей матерью, редко исповедуемся и причащаемся Святых Тайн, то мы не только сами слабнем, но ослабляем и Патриарха.

Если же мы стремимся жить по Христу, Солнцу Правды, стремимся любить Бога и ближнего как самого себя, добросовестно относимся к своим послушаниям (данным от Бога) – быть священнослужителями, главами администраций, педагогами, врачами, учёными, журналистами и прочими специалистами, монашествующими, супругами, родителями и детьми, не транжирим понапрасну время, не ищем своего, но каждый – пользы другого, как заповедовал апостол Павел, – то, конечно, мы укрепляем и свои силы, и силу Патриарха.

Каковы мы на самом деле? Мне пришлось ехать в купе с женщиной-мусульманкой, киргизкой, у которой на руках была больная дочь. Вычислив во мне православного батюшку, она долго и в красках рассказывала, как мучаются в своих могилах, в загробной жизни, женщины, делавшие аборты. Но особенно мучаются медработники, совершавшие эти аборты. Киргизка была удивлена, что и Православная Церковь против абортов. Недоумённо спросила: «Отчего же тогда русские их делают?»

Ещё заявила, что христиане не отдают денежных долгов. Сначала просят в долг ради Аллаха, но долго не возвращают, потому что для них Аллах не Бог. Потом просят ради Христа – и тоже не возвращают, ссылаясь на молитву «Отче наш», где говорится: «Прости нам долги наши». Это была, конечно, выдумка одного из её единоверцев, человека, как видно, недоброго и острого на язык. «Христиане возвращают долги. И не делают абортов, – ответил я женщине. – Просто не все русские – православные». «Зачем же тогда вы хороните их под крестами?» – спросила киргизка.

Да, действительно, хороним под крестами. Но много ли под ними христиан? На Краснозатонском кладбище Сыктывкара под окормлением нашего прихода находится часовня Всех Святых. Её двери постоянно открыты. Можно поставить свечу и запиской заказать панихиду. Похоронены под крестами тысячи тел. Сотни их родственников приходят на эти могилы. А заупокойных записок набирается не более десятка за неделю.

Дорогой крест, цветы, венки, ограда «как у людей»... А что душа покойного мучается из-за духовного небрежения и невежества родных, до этого и дела нет. Конечно, такое отношение к жизни вечной не прибавляет силы Патриарху.

Как же нам, христианам, строить отношения с окружающим миром? На каких общеполагающих и понятных принципах? Чтобы лучше понять настоящее, вспомним об ожидающем нас Страшном Суде, перенесёмся в этот финал человеческой истории.

Придёт Христос и скажет, по слову апостола Матфея, овцам: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». И скажет козлищам, что они не сделали ничего из этого. «Мы не видели Тебя!» – возопят неправедные, но услышат: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

Обратите внимание, на Суде Царь царей не спросит, сколько там у нас числится квадратных метров, лошадиных сил в автомобилях, есть или нет нефтяные скважины и какова прибыль от них. А спросит лишь, стало ли обездоленным и страждущим лучше рядом с нами. Спросит с каждого: со священника и с Президента, с прокуроров и судей. Со всех. И помнить об этом есть начало спасительного страха Божьего, основа здравой веры.

Русь Святая, храни веру православную!

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга