ВЕРТОГРАД «НЕ ОСТАВЛЮ ВАС СИРЫМИ»К 50-летию памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (27 апреля (9 мая) 1877 – 11 июня 1961) Настал великий праздник, праздник величайшей радости для христиан – Дух Святой сошёл на апостолов. И не только на апостолов – Дух Святой пришёл в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Святого, Утешителя». И освятил землю Дух Святой, и будет Он вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой прежде всего снизошёл на апостолов. И как снизошёл? В виде огненных языков – видимо. Больше никогда так видимо Дух Святой ни на кого не снисходил. Что же это значит? Почему нужно было, чтобы на святых апостолов Дух Святой сошёл в виде огненных языков, для всех видимо и ощутимо? Потому что апостолы были святы, потому что через них, через проповедь их должно было во всём мире утвердиться Святое Евангелие. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понёс свет Христов в мир. Потому и отметил их так Дух Святой, нисшедший на них в виде огненных языков. Огненными сотворил Он сердца и ум их, освятил и просветил их, напомнил им всё, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы весь мир ко Христу привести. Но разве и ныне Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять? Разве не преисполнен был Духа Святого преподобный Серафим Саровский? Дух Святой сошёл на него не в виде огненного языка, но так, что овладел всеми помышлениями, всеми желаниями, чувствами и стремлениями его. Он полонил преподобного Серафима. Так нисходил Дух Святой на многих и многих святых, так нисходил Дух Святой и на всех нас, недостойных нынешних христиан, ибо в таинствах миропомазания и святого Крещения подаётся нам всем благодать Духа Святого. Всем подаётся эта благодать, все её получили, но не все её сохранили. Многие потеряли это сокровище, лишились благодати Духа Святого. Ибо разве может обитать Дух Святой в нечистом, полном греха сердце человека? Как дым отгоняет пчёл, как смрад отгоняет всех людей, так и смрад сердца человеческого отгоняет Духа Святого. Дух Святой живёт только в сердцах чистых, только им подаёт Он Свою Божественную благодать, Свои Святые дары, ибо Он есть «Сокровище благих» – всех истинных и самых ценных благ, какими может обладать сердце человеческое. Разве может восприять их сердце нечистое? Разве может восприять благодать Духа Святого сердце греховное, лишённое милосердия и любви? А как же нам приобрести сердце чистое? Как нам воздерживаться от постыдных грехов? Как воздерживаться от соблазнов врагов спасения нашего, от соблазнов мира? Как уберечься от них? Нужно неустанно, всегда, во все дни жизни нашей, в каждый час помнить о том, что Дух Святой не живёт в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну, и когда дух нечистый, враг спасения нашего, нашёптывает нам стремления к земному благополучию, когда рисует картины славной, обеспеченной жизни, когда пробуждает гордость нашу, возбуждает желание чести и славы, мы не должны принимать в сердце наше этих дьявольских нашёптываний, не должны принимать соблазнов мира. Когда приходят в сердце такие соблазны, мы должны сразу понимать, что это искушение. Мы тотчас же должны всеми силами ума и сердца отгонять эти соблазны, не смотреть на соблазнительные картины, которые рисует нам дух нечистый, искушая нас; мы не должны поддаться нашёптываниям его. А если мы этого не сделаем, если будем созерцать эти картины славы и процветания земного, если будем всё больше и больше думать о них, то горе нам, ибо тогда соблазн овладеет сердцем нашим. Великие подвижники благочестия, которые умели наблюдать движения сердца своего, говорили, что, если человек принимает образы соблазнительные, то он сослагается с ними, он душу свою привязывает к ним, соединяется с ними. Святые отцы требуют от нас, чтобы мы боялись сослагаться со всеми нечистыми образами. Если последуем этому наставлению, то нас не постигнет тяжкое и страшное горе – Дух Святой не оставит нас. Не любоваться, не услаждаться соблазнами сатаны должны мы, не сослагаться с ними, но вооружаться против них святым гневом. У апостола Павла есть глубокие слова, которые всем нам нужно твёрдо помнить: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4, 26). Есть святой гнев, тот гнев, которым пылало сердце Иисусово, когда Он бичом изгонял торгующих из храма, когда Он святому апостолу Петру сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Как это Господь Иисус Христос святому апостолу, всем сердцем любившему Его, мог сказать такие слова? В гневе сказал Он это. Так и должно было быть. Не мог Господь не прогневаться на апостола Петра, когда он уговаривал Его не идти на крестную смерть. Вот таким святым гневом должны быть полны сердца христиан, когда они почувствуют нашёптывание слов противления пути Христову. Тогда да спасёт нас Господь от того, чтобы мы остались холодными или теплохладными. Да даст Он нам святой гнев, чтобы прогнать искусителя. Вот что нужно нам. Нужно нам также всю жизнь свою помнить о том, что Господь Иисус Христос призвал нас к тому, чтобы мы стали чадами Божиими и всю жизнь стремились к свету Христову. Нужно всю жизнь свою посвятить Господу Иисусу Христу. Нужно всеми фибрами души нашей стремиться к тому, чтобы ничем не прогневать Господа, и усердно молиться о том, чтобы Он нам, слабым духом, помог. И Господь поможет. И Дух Святой придёт в сердце наше, и освятит его, и даст силы к тому, чтобы идти по пути спасения. Дух Святой да снидет в сердца наши. Дух Святой да поможет нам на этом трудном пути спасения. Дух Святой да утешит нас и всех скорбящих. Вот чему учит нас этот великий праздник Пятидесятницы. Архиепископ Лука (в миру – Валентин) родился в Керчи в семье провизора, католика Феликса Войно. По окончании медицинского факультета в годы Русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале в Чите, где женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Ланской. Работал хирургом в Симбирской, Курской, Саратовской губерниях, в Москве. В 1916 году получил степень доктора медицины. С марта 1917 года – главный врач городской больницы Ташкента. На Сретение (15 февраля) 1921 года был рукоположён в диакона, а через неделю – в пресвитера. В мае 1923 года протоиерей Валентин Войно-Ясенецкий был тайно в своей спальне пострижен в монашество ссыльным епископом Андреем (Ухтомским), а 31 мая 1923 года, по поручению того же епископа Андрея, будучи лишь иеромонахом, был тайно рукоположён во епископа в Пенджикенте двумя ссыльными епископами: Болховским Даниилом (Троицким) и Суздальским Василием (Зуммером); спустя неделю был арестован. Прошёл по этапу Ташкент – Москва – Енисейск – Туруханск – деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой). В январе 1926-го вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 года был снова арестован и этапирован в Архангельск. Освобождён в мае 1933 года. Осенью 1934 года издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность и была в 1946 г. удостоена Сталинской премии. С мая 1946-го возглавил Крымскую кафедру в Симферополе. Написал книгу «Дух, душа и тело», изданную за границей лишь спустя 17 лет после его смерти. В 1955 году полностью ослеп. Автобиографическую книгу «Я полюбил страдание...» ему пришлось уже надиктовывать... Прославлен Церковью в 2000 году. |