КОЛОКОЛЬЧИК ЛЕСНАЯ ШКОЛАДорогие друзья! Сегодня «Колокольчик» наш «прозвенит», поздравляя вас с началом нового учебного года. А эту сказку он хочет рассказать тем мальчикам и девочкам, которые пойдут в первый класс. Конечно же, они волнуются: как там, в школе, что их ждёт? А вдруг там страшно? Герои этой истории тоже волновались... Вот послушайте. Жил-был Ёжик. Маленький, кругленький, с остреньким носиком и чёрными глазками-пуговками. А на спине самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ёжик в школе. Да-да, в самой обыкновенной школе! Как он туда попал, Ёжик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принёс его для «живого уголка» ещё крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ёжик себя помнил, он всегда любил школьные звонки, тёплые руки детей, вкусное угощенье и уроки... Очень нравилось Ёжику, как проходили уроки. Вместе с детьми он учился читать, писать, считать, изучать разные предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает зверёк, радуется жизни. А Ёжик мечтал... И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет, чему научился сам у людей в школе. Вот Ёжик стал взрослым и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Ёж принёс учебники – книжки с картинками, которые помогут научиться писать и считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик – учитель поручил ей отвечать за звонки. Если звенит звонок, значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть. ...В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля ещё нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», – ласково приговаривает она, отглаживая белый воротничок у рубашки. Лисичка волнуется: «Надо Лисёнка помыть, расчесать, а его всё нет, всё где-то с Волчонком играет!» Но Лисёнок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя Ежа. Он получился таким красивым! Жёлтые листья клёна, веточки рябины с яркими ягодами, лиловые крючочки мышиного горошка, кустики черники – всё это вместе смотрелось замечательно. * * * Наступило первое сентября. Нарядные, с новенькими портфелями, приближались зверята к Лесной школе. Учеников встречал учитель Ёж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился. «Спасибо!» – сказал Ёж, и его глаза засветились весёлыми огоньками. Сорока шумно приветствовала зверят звонком-колокольчиком, который эхом разнёсся по всему лесу. – Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! – торжественно произнёс учитель. Первоклассники разбрелись по светлому классу и каждый сел там, где ему понравилось. А потом учитель стал знакомиться с учениками. Все рассказывали о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не сказал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Ёж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся. – А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? – прозвучало над заячьим ушком. – Я? Не-не-не знаю! – дрожащим голосом прошептал Зайчонок. – Кто тебя так напугал? – забеспокоился учитель. – Бра-братишка... – ответил Зайчонок. – Он сказал, что в школе меня проучат как следует, да ещё будут наказывать хворостинками. Кстати, м-можно потрогать ваши иголки? Брат сказал, что они у вас очень острые и что непослушных учеников вы больно ими колете. Ёж и все ученики дружно рассмеялись, глядя на них, заулыбался и Зайчонок. – Ну и фантазёр твой братишка! – с улыбкой сказал учитель. – Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки. – Наверное... – уже спокойно ответил Зайчонок и вылез из-под парты. В школе оказалось совсем не страшно! * * * На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями. – Да, попрыгать-то здесь особенно негде! – произнесла Белочка. – Почему? – возразил Волчонок. – А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков годятся. Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. – Да, повеселились... – спокойно произнёс Ёж. – А звонок на урок уже прозвенел! – Я не слышал! – сказал запыхавшийся Волчонок. – И я не слышала... – прошептала Белочка. – Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, – попросил учитель. Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой всё время крутились, поэтому ничего и не поняли. А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть. – Как у тебя получилось, Белочка? – обратился к ученице Ёж. – А я ничего не смогла сделать, – произнесла она, спрятав орешки в парту. – Но ведь сейчас Заяц ещё раз подробно объяснял задание! Ты не слышала? – Нет! – помотала головой Белочка. – Не слышала... – А что же ты делала? – поинтересовался Ёж. – Я играла с орешками, – честно призналась она. – Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, – обратился учитель ко всему классу. – Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры. Ведь если скакать и бегать по классу, могут произойти неприятности. Какие, ребята? – Испачкаются, сломаются столы или стульчики! – ответил Лисёнок, лапкой нежно поглаживая свою парту. – Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! – забеспокоился Зайчонок. – Да, это верно! А ещё? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно слушать, понимать! – подсказал ребятам Ёж. – А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и там устраивать соревнования? – предложил Заяц. – И ещё повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! – размечтался Лисёнок. – Молодцы, ребята! Здорово придумали! – похвалил учитель. – Так мы и сделаем. Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре, и вскоре по нему весело запрыгал мячик. Это уж точно лучше, чем Белочке прыгать по столам. * * * На следующий день учитель Ёж сказал ребятам: – Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет? – «Правило» – значит делать правильно! – догадался Медвежонок. – Молодец! – похвалил учитель. – А нужны эти правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить. – Как это у вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц. – А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята? – Конечно, согласны! – хором ответили ученики. – Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое. В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу. – Готово! – обрадовался Лисёнок. В школе «здравствуй» говорят И с улыбкой дарят взгляд! – Отлично! Второе правило потруднее. До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт учителя около своей парты. – Можно я попробую? – предложил Зайчонок. – Вот: До звонка ты приходи И порядок наводи! По звонку все дружно в ряд Ждут учителя стоят! – Молодец, Зайчонок! Третье правило. Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку. – Это сложно! Не знаю, подойдёт ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок через минуту. Друга зря не беспокой, Береги его покой. На уроке тишина. Руку поднимай тогда, Когда хочешь отвечать Или важное сказать. – Очень хорошо, Медвежонок! – похвалил учитель и продолжил: – Правило четвёртое. Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются – пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать. – Это легко! – воскликнул Волчонок. На уроке ждут ответ. Кто-то знает, кто-то – нет. Отвечает только тот, Кого учитель назовёт. – Превосходно! Да вы совсем как настоящие поэты сочиняете! Ещё попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо. Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и чтобы товарищам не мешать. – Сейчас моя очередь! – крикнула Белочка. И, подумав минутку, выдала стишок: Вот звонок на перемену, Приготовься отдыхать: Можешь с другом прогуляться, Можешь тихо поиграть, Подготовь к уроку всё, Чтоб училось нам легко! – Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, – порадовался за своих учеников Ёж. – А теперь пойдёмте ко мне, пить чай с малиновым вареньем! – Ура! – закричали ученики и пошли к учителю в гости. А школа глядела вслед этой весёлой компании своими окошками и думала: «Как хорошо, что завтра вы все вернётесь!» По книге М. ПАНФИЛОВОЙ |