ПРАВОСЛАВИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СИТУАЦИЯ ДОЛЖНА ИЗМЕНИТЬСЯ...Один из участников Межрегиональных образовательных чтений, помощник председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Михаил Браверман поделился своими мыслями о прошедшем форуме. Духовно-нравственное воспитание – одно из понятий, закреплённых в новом государственном стандарте школьного образования. А что такое духовное воспитание? Это в том числе знание своей культуры, которую на протяжении тысячелетий вырабатывала Православная Церковь. Причём новый предмет – ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики) – комплексный, он предполагает изучение не только православной культуры, но, по выбору родителей, и других традиционных для нашего общества религиозных культур: буддистской, мусульманской, иудейской. Выбор в соответствии с законодательством должен осуществляться родителями. То есть не просто в школу «спускают» тот или иной предмет, как иногда это происходит на деле... Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подчёркивал, что наш город должен быть не только культурной столицей, но и столицей духовно-нравственного воспитания. Когда первый человек в городе обозначает именно такую позицию, то естественно, что подчинённые должны быть его единомышленниками. Поэтому я думаю, что ситуация будет меняться в лучшую сторону. Проблема заключается в другом. Учитель может как привить любовь к уроку, так и вызвать негативные чувства. Ведь, согласитесь, «Основы православной культуры» – это предмет, затрагивающий глубинные, тонкие струны человеческой души. Однако дело в том, что зачастую даже родители не готовы нести ответственность за своих детей. На деле обычно бывает так: директор даёт указание учителю, тот вызывает родителей и говорит: «Мы будем изучать светскую этику или, в крайнем случае, “Основы истории мировых религий”». В этом случае родители, как правило, не спорят. Осознают свою некомпетентность, боятся или не имеют своего мнения. До сих пор предмет ОРКСЭ существовал экспериментально, в его рамках Основы православной культуры в нашем регионе изучали только 12 % школьников. И тем не менее этот опыт преподавания ОПК дал положительный результат. Было проведено анкетирование, которое показало – детям предмет нравится. Им это интересно, они заявляют, что в будущем с радостью вернулись бы к его изучению. Это важно. Нельзя растить людей, не знающих историю своей родины. Православная культура является фундаментом, и не знать её – означает быть выключенным не только из общероссийского, мирового, но и из общеисторического культурного контекста. Если человек не знаком с Евангелием на уровне сюжета, то для него сокровища Эрмитажа или Русского музея остаются «закрытыми». В идеале мировоззрение ребёнка должна формировать семья. Но семьи зачастую неполные, проблемные, поэтому школа может и должна заниматься воспитанием детей. И в этом плане сам предмет «Основы православной культуры» способен помочь человеку обрести нравственные ориентиры в своей жизни. Но какова ситуация с преподаванием ОПК сегодня? Сначала этому противодействовали чиновники и директора школ, теперь настал черёд противодействия родителей, потому что их поколение не получило подобного воспитания и в этом плане, к сожалению, мало что может дать своим детям. Многие наши ровесники боятся нового, того, с чем никогда не были знакомы. Они приходят в храм, когда уже становится поздно, и просят: «Батюшка, поговорите с ребёнком, у нас проблемы с наркотиками!» Я спрашиваю: почему не приходили раньше? «Раньше не было нужды». А вернее было бы сказать: они не видели этой нужды. Именно такие люди и думают, что их ребёнок способен будет сам определиться. Это то же самое, что думать: вот когда мой ребёнок вырастет, он сам решит, изучать ему русский язык или оставаться безграмотным. Впрочем, даже учителя часто не знают, что выбор одного из модулей ОРКСЭ – это дело родителей. Которые, к слову, также не подозревают об этом. Всем прихожанам нашего храма я объявлял: «Пожалуйста, знайте, что это ваше право». На епархиальном собрании всем настоятелям раздали объявления; в них сказано, что родители имеют право и возможность влиять на то, какой профильный модуль из предмета ОРКСЭ будет введён в школе. Мы недавно общались с директором одной из петербургских школ. Он пригласил меня, потому что понял: ему не справиться своими силами. Думаю, школе есть что почерпнуть и из положительного опыта Церкви. Речь идёт не о том, чтобы священник заменил педагога. Но Церковь не отделена от этого процесса именно потому, что она не отделена от жизни общества. Мы находимся в тесном дружеском контакте с учителями. При Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования существуют курсы повышения квалификации учителей. Мне кажется, что хороший учитель литературы или истории может стать и хорошим преподавателем данной дисциплины. Всё уже готово, необходимо только, чтобы люди об этом знали. Поэтому на Знаменских чтениях и стояла главная задача – помочь в этом школе. Основной вывод, к которому мы пришли: преподавание православной культуры будет шириться, потому что ни семье, ни школе не обойтись без того, чтобы как-то учить детей нравственности. ЦЕРКВИ ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬИз доклада главы Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии епископа Гатчинского Амвросия на Знаменских чтениях Мысль о том, что религиозное вдохновение лежит в основе как творческих достижений, так и нравственного совершенства, Александр Пушкин выразил так: «Религия создала искусство и литературу; всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра...» Чтобы понимать великое наследие мировой и российской культуры, человек должен быть знаком с духовной традицией. Великая русская литература так и останется не до конца осмысленной, если читатель не узнает о тех евангельских идеях, которыми вдохновлялись её творцы. Более того, даже современный кинематограф в своих лучших проявлениях несёт в себе аллюзии на евангельские тексты. То есть без знакомства с христианской культурой сегодня трудно представить образованного человека. Подлинная культура невозможна без воспитания нравственных качеств. Именно Церковь в культурно-историческом процессе формирования российского общества воспитывала в человеке любовь и сострадание к ближнему, побуждала к делам милосердия. Выработанные церковной культурой этические нормы доныне продолжают жить в нашем обществе, и введение в будущем году модуля «Основы православной культуры» в рамках ОРКСЭ поможет школьникам вырастать людьми, знающими свою историю и созидающими свою культуру. Хорошим примером сотрудничества школы и Церкви может служить проведённый в школах нашего города урок «Казанский собор – памятник российской воинской славы», посвящённый 200-летнему юбилею Казанского собора. Храм представляет собой синтез всех искусств, в нём воедино соединились прошлое и настоящее – история и культура. С Казанским собором связаны имена Пушкина, Чайковского, Мандельштама, Кутузова, Барклая де Толли. А Казанская икона Божией Матери напоминает о славных страницах русской истории – народном ополчении и освобождении Москвы в XVII веке. Таким образом, рассказ об одном только храме нашего города послужил поводом рассказать об очень многих событиях нашей истории. Церковь может предложить школе и обществу другие формы взаимодействия. На сегодняшних секциях представлено два доклада наших священнослужителей. Один из них посвящён совместному проведению трёх праздников, которые являются одновременно и церковными, и государственными, – это Рождество Христово, День славянской письменности и культуры, День народного единства. Участие Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания представляется органичным возвращением к искусственно прерванной в XX веке традиции. Ведь это Церковь в лице святых равноапостольных Кирилла и Мефодия дала нашей Родине алфавит, первое на Московской Руси высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. На протяжении тысячи лет лучшие сыны государства Российского – святые князья, преподобные, святители, военные и политические деятели, писатели и художники – воспитывались Церковью на основании евангельских заповедей. Современная общественно-политическая ситуация бросает нам новый вызов. По всему миру прокатываются волны молодёжных волнений и беспорядков. Молодые люди, лишённые духовно-нравственного стержня, становятся нарушителями общественного порядка, совершают преступления. Церкви есть что сказать сегодняшним школьникам, потому что заповеди даны всем и навсегда. Они были актуальны две тысячи лет назад, когда только начиналась история Церкви, и до сих пор они обращены к сердцу каждого человека и каждого могут научить жить в мире и гармонии. Церковь готова помогать молодым людям в поиске нравственных ориентиров, чтобы нынешние поколения школьников вырастали достойными детьми своего Отечества. |