ИЗ ПЕРВЫХ РУК ПРАВО РЕБЁНКА И ПРАВО РОДИТЕЛЯО многострадальном предмете «Основы православной культуры» разговоры идут ровно двадцать лет, с тех пор как в 1991 году его начали изучать в нескольких школах Смоленской области. Предполагалось, что вскоре эксперимент распространится на всю страну, но сначала не хватало православных педагогов, а затем у Основ стало появляться всё больше противников. Борьбой с религией у нас много лет занималась ВКПб-КПСС. Но в конце 80-х коммунисты утратили всякий интерес к этому занятию, как опасному, глупому и совершенно антинародному. Для безбожников это было не лучшее время. Потеряв поддержку власти и возможность навязывать свои убеждения, они не сразу пришли в себя. Из кого впоследствии сложился альянс противников ОПК? Это и либералы, и левацки настроенные интеллигенты, и просто неверующие, или, как они себя называют, светские люди, которые желают, чтобы дети росли похожими на них. Они убеждены, что близки к совершенству: продвинуты, порядочны, лучше других знают, что нужно стране. И очень боятся, что православие лишит их всякой власти над умами. Для этого есть основания. Можно сколько угодно изгаляться над Церковью в СМИ и на интернет-форумах, но когда родители видят, как, узнавая о Боге, дети становятся лучше, растут добрыми и умными людьми, богоборцу только и остаётся, что бессильно злиться. * * * Противник Церкви знает, что не в состоянии честно, на равных противостоять православию. Поэтому методы, к которым он прибегает, не отличаются изяществом. На днях стало известно, что лишь одиннадцать процентов детей в Республике Коми будут изучать Основы православной культуры. Между тем опросы показывают, что за ОПК в традиционно православных регионах ратует более половины родителей. Республика Коми – не исключение. И вдруг – 11 процентов... Разумеется, речь идёт о сознательном саботаже решения правительства о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики». Это решение предполагает, что люди сами будут решать, что изучать детям. На выбор предлагается шесть модулей. Это Основы православной, мусульманской, буддистcкой, иудейской культур, а также мировых религий, кроме того, светской этики. Но многие руководители на местах решили ограничиться Основами мировых религий и светской этикой. В прошлом году, когда преподавание Основ решили обкатать в двадцать одном регионе страны, лидером саботажа стала Пенза. Местное министерство образования заявило, что ни один человек в области не захотел изучать Основы православия. То есть получается – ни один мирянин, ни один священник этого не захотел, а ведь у нас батюшки, как правило, многодетны. Понятно, что это клевета в адрес пензенцев, но вместо того чтобы извиниться, чиновники от образования продолжали лгать. Они заявили, что «жители региона исторически толерантны в отношении людей других религий. Возможно, отсюда и повышенный интерес именно к вере народов, живущих рядом, и светской этике в целом». Никто не сомневается в толерантности русского человека. Десять веков он хорошо уживался и с мусульманами, и буддистами, и людьми других религий. Но когда толерантность понимают как пренебрежение собственной верой, это выглядит, мягко говоря, убого. «Пензенская область является многонациональным и многоконфессиональным регионом, – пояснила «Газете.ru» главный специалист-эксперт областного министерства образования Ольга Дворянская. – У нас богатый опыт ведения факультативной работы по преподаванию историй и культур разных религий. Потребность родителей в изучении религиоведческих курсов в целом удовлетворяется (в частности, при каждом культовом центре уже давно работают воскресные школы)». Поясню, «культовый центр» – это храм. Человек, судя по всему, настолько отвык называть вещи своими именами, что не смог произнести слово «церковь». Равно как и объяснить, почему даже в Чечне нашлись желающие изучать Основы православия, а Пензенской области – нет. Ясно, что речь идёт не о свободном волеизъявлении родителей, а о насилии, которое чиновники неумело попытались скрыть за красивыми словами. Естественно, разразился скандал. С тех пор прошло около года. На днях я созвонился с председателем Отделом образования и катехизации Пензенской епархии – иеромонахом Дорофеем Постниковым, спросил, как обстоят дела. Он ответил: – Владыка Вениамин взял ситуацию по свой контроль. Встретился с главами районов, руководителями управлений образования, учителями, родителями. Сейчас из десяти тысяч учеников четвёртых классов Основы православия изучают шесть-семь тысяч, примерно 65 процентов. Причём число желающих растёт. Почувствуйте разницу между нулём процентов и шестьюдесятью с лишним. Это расстояние между мечтами богоборцев и реальностью. * * * Вообще итоги прошлогоднего эксперимента поразительны. 42 процента мам и пап «решили» (на самом деле за них решили сотрудники местных органов образования), что их чадо будет изучать основы светской этики, треть выбрали основы православной культуры, 18 процентов – основы мировых религий, основы исламской культуры – 9 процентов. Это дало повод некоторым атеистам и иноверцам возрадоваться: – Получается, что 60 процентов родителей выбрали для своих детей нейтральные предметы – светскую этику и основы мировых религий, – заявил руководитель общественной организации «Право ребёнка» Борис Альтшулер. – Мне кажется, этим они проголосовали за то, каким должен быть курс. Альтшулер ничтоже сумняшеся обошёл вниманием цифры, полученные из тех регионов, где работники образования не особо препятствовали изучению Основ православия. В Костромской области ОПК выбрали 75 процентов родителей, в Тверской – более 62 процентов, Ставропольском крае – свыше 65. Перед нами свидетельства: в этих областях руководители системы образования уважают людей, их выбор. К сожалению, положение дел в Коми удручает. На сегодняшний момент республика в числе лидеров среди регионов, где попираются свобода совести, права родителей и детей. Надеюсь, что на этот раз у чиновников хватит здравого смысла удержаться от разговоров о «толерантности» жителей Коми и исправить то, что натворили. ПОД ПРЕССОМ КОСНОСТИБеседа с сотрудником Коми республиканского Института развития образования Ниной Михайловной Мищенко – Нина Михайловна, насколько я понимаю, с преподаванием Основ православной культуры в республике возникла сейчас серьёзная заминка. Но подробности мне не известны. – От учителей требуют: «Переориентируйте родителей на светскую этику». Всё это в приказном тоне, вопреки постановлению правительства. Родители должны сами сделать выбор, что изучать детям, но их обманывают, скрывают информацию. Например, в некоторых школах Усинского района предложили выбирать между Основами мировых религий и светской этикой. Что-то подобное было в Тамбовской области, но общественность возмутилась и в итоге 85 процентов родителей выбрали Основы православной культуры. Наш Институт провёл мониторинг по заказу Министерства образования республики – среди руководителей муниципальной сферы, образовательных учреждений, педагогов, родителей, старшеклассников. У всех пяти категорий респондентов, кроме директоров школ, изучение православия – на первом месте. На втором месте светская этика, на третьем – Основы мировых религий. Но сейчас, думается, включили административный ресурс... Учителя жалуются, что на них оказывают серьёзное давление. – Почему? Неужели у нас так много атеистов? – Да, много, но против не только атеисты. Есть ещё сектанты и так далее. Наша епархия обращалась в Министерство образования Республики Коми, но там разводят руками и говорят, что инициатива борьбы с православием исходит не от них. Возможно, это действительно так. Например, Управление образования Сыктывкара категорически против преподавания Основ православия, а в Сысольском районе совершенно другая картина. Там родители свободно выбирают, что изучать. Не стали бороться с православием на Удоре и в Прилузье, то есть в трёх из двадцати районов республики. – Всё это очень неожиданно. Дохнуло даже не восьмидесятыми, а двадцатыми годами. Я не раз обращал внимание на то, как много среди прихожан православных храмов учителей. Наверное, им сейчас приходится очень тяжело. – Да, им сейчас непросто. – Противники ОПК убеждены, что, изучив этот предмет, дети побегут в храмы. Это так? – Предмет по объёму очень небольшой, на него отводится немногим больше 30 часов в четвёртом и пятом классах. По уму, конечно, всё нужно делать иначе. Например, как обстоят дела в Калининградской области? С первого по четвёртый классы обучение проводится по программе «Истоки». Ребёнок знакомится с базовыми ценностями своего народа. Ему рассказывают, что такое семья, дом, род, храм, книги, культура, песня, сказка, труд. Потом идут Основы религиозной культуры и светской этики, а с шестого класса – предмет, который называется «Живое слово». Дети читают тексты нравственного содержания русских и зарубежных писателей, например, «Снежную королеву» Андерсена в переводе без купюр, ведь до того как эта сказка попала в руки советских цензоров, она была христианской, там Герда читает молитву «Отче наш», в пути ей помогает Господь. Когда ребята становятся постарше, изучают «Маленького принца» Экзюпери, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, и так далее. А у нас тридцать часов – капля в море, но даже этого пытаются лишить. Более или менее цельные представления об истоках нравственности даются только в Пыёлдинской школе Сысольского района. Там хорошая программа: например, дети узнают о святынях своей малой родины, их учат почитать родителей и многому другому. В 3-й гимназии Инты и школе № 30 Сыктывкара детям в некоторых классах уже несколько лет преподаются Основы православной культуры, в Русской гимназии изучают древнерусскую, то есть православную, литературу. В Спаспорубской школе лет десять назад даже Закон Божий начали изучать, факультативно, после уроков, но потом чиновники из местного Управления образования запретили это делать. – В 1988 году закончились гонения на Церковь, а богоборцы этого не заметили. Уверены, что отделение Церкви от государства – это другое название борьбы с верой. Доходит до трагикомедии. Приходит батюшка на родительское собрание (ребёнок у него в этой школе учится), и слышит: «Это незаконно, священник не имеет права здесь находиться». Нина Михайловна, у вас есть личный опыт преподавания Основ православия в школе? – Да, я два года преподавала ОПК в 27-й школе Сыктывкара. Там был задуман эксперимент: с 1-го по 11-й класс факультативно знакомили детей с христианской культурой. Но когда мои ребятки перешли в третий класс, у них сменился учитель и начал переориентировать их на валеологию, уговаривал родителей не пускать ко мне детей. В результате у меня осталось около десяти ребятишек и эксперимент велел долго жить. В 1-й эжвинской гимназии что-то подобное делала Вера Терешонкова – человек со свято-тихоновским образованием, большим опытом работы с детьми. Родители были довольны, дети тоже, но потом инспектор услышал разговор двух учителей: «Ты сейчас свободна?» – «Да, моим там о Боге говорят». Инспектор разозлился, и программу закрыли. Теперь Вера Петровна ведет уроки по православной культуре в школе № 1. – Как вы оцениваете готовность детей воспринимать азы православия? – Это было счастьем, временем открытий – два года общаться с малышами. Каждый урок – праздник, к которому я всю неделю готовилась. Не только ты детям что-то даёшь, но и получаешь не меньше. Интерес к вере у них огромный. Как они отвечали, как мыслили! Знаете, закон Божий записан на скрижалях сердца человека. В первом, втором классе дети знают многое, что потом, после столкновения с падшим миром, будет подвергнуто сомнению. Как-то раз рассказывала им, что семья – это малая церковь. Вижу: откликаются! Говорю, что Глава нашей Православной Церкви – это Христос, а кто глава малой церкви? «Папа», – отвечают. Причём я каждого отдельно спросила, они шептали мне на ухо: «Папа, папа», хотя не у всех есть отцы, а у тех, у кого есть... На вопрос, обращённый к мальчикам, «что значит быть отцом», глазками хлопают, не знают. Ведь примеров, образцов для подражания у них нет. Наша задача – заложить позитивный образ семьи, человеческих отношений, дать понятие об истинных ценностях, подтвердить то, что записано на скрижалях сердца, помочь не забыть, сохранить то, что открыто детям изначально. – Именно ваш Институт готовит учителей к преподаванию Основ религиозных культур и светской этики. Как это происходит? Есть ли успехи? – Наш Институт делает что может. Уже больше ста учителей прошли у нас 72-часовые курсы по «Основам». На днях подошла немолодая учительница, призналась, что полностью пересмотрела свои взгляды. В следующем году мы должны будем подготовить уже четыреста учителей и, в общем, к этому готовы. Работа проделана огромная, собраны первоклассные материалы, фильмы, методические пособия. Упор делается на Основы православия, так как это самый востребованный курс. Кроме того, даже светская этика имеет религиозную основу. Пытаемся это объяснить, потому что некоторые полагают, что светская – значит атеистическая. Ничего подобного. Беседовал Владимир ГРИГОРЯН |