ЭКСПЕДИЦИЯ

МЕЗЕНСКИЕ ОБЕТЫ

(Продолжение. Начало в №№ 648, 649)

Из дневника Михаила Сизова:

Никола помог

Лешуконск Кузнецов

Пригревшись на солнышке, сидим мы с Виктором Петровичем во дворе его дома на окраине Лешуконска. Сладко пахнет мяклым и липким смольём, сквозь этот древесный дух едва пробивается тонкая горечь огородных соцветий. Где-то в соседних усадьбах всклёкивает петух, взынькает пила, гаснет человечий клик-отголосок... Живая земля. И сколь страшно, наверное, покинуть её – уйти за морской горизонт, где нет ничего, кроме водной бездны под тонким днищем карбаса.

– Когда «ненцы» прикрыли нам рыбную добычу, решил я свой карбас продать, – продолжает Виктор. – Хороший был карбас – лучше прежних, какие я себе сшивал. Но почто ему на берегу сохнуть? Вскорости нашёлся покупатель, хозяин зверобойки. И вот отправились мы с Люсей на карбасе в Архангельск, чтобы оформить там куплю-продажу...

– А не страшно вашей супруге в море-то было идти? – прерываю Виктора.

Кузнецов Виктор Лешуконское

– Так не всё по морю. Вышли из устья Мезени и забежали в устье Кулоя. А там, в верховье, на притоке Сотка старый канал есть – прорыт до Пинеги, по которой можно спуститься в Архангельск. Этак по речкам валандались мы целую неделю. В Архангельске новый хозяин карбас зарегистрировал, дооборудовал, топовые огни поставил. Так бы и вернулся домой, если б не один пункт в договоре. На радостях, что нашёл покупателя, пообещал я, что сделаю первую ходку до Зимней Золотицы. Обязательство не весть какое обременительное – сбегать по морю 120 км и доставить товар в хозяйский магазинчик. При хорошем раскладе – два дня туда и обратно. Загружаемся топливом, спрашиваю хозяйского капитана: «Куда ж пойдём-то? Шторм завтра будет». Он: «Ничего, проскочим...»

В принципе, мы успевали. Но в проливе близ острова Мудьюг в сухое море упёрлись, время потеряли, пока возвращались и остров с другой стороны огибали. Наконец Вепревский нос миновали, до устья речки Золотица осталось всего 12 км – и тут резко усилился ветер, пригнавший моросящий дождь. За этой пеленой берег совсем скрылся из виду, и, как на грех, батарейки у навигатора сели – как вход в устье искать? Был вариант к самому берегу прижаться, чтобы визуально ориентироваться. Но опасно – можно на мелководье попасть, а там судно потеряет управляемость и станет игрушкой волн, мигом опрокинется. Выжить при таком раскладе, конечно, есть шанс, но судно мы точно потеряем. Да и как выжить... Был у нас похожий случай. Двое рыбаков так же в шторм выбросились на берег. Пока насквозь мокрые шли до рыбацкой избушки, один умер от медленного переохлаждения, а другой замёрз уже на пороге. В общем, и в море – смерть, и на земле. У нас же берега тундряные, пустынные, никто на помощь не придёт.

...А шторм всё набирал и набирал обороты. Выход один: идти дальше в море, где глубина поболе и волна поотложе. Целый час вытягивались мы в море, пока не накатила такая гора, что чуть не снесла все надстройки. Всё, конец нашим брыканиям – пришла пора отдаться во власть стихии. То есть ложиться курсом строго по волне, а там уж куда вынесет. И вот покатились мы по волнам навстречу судьбе.

Лешуконское Кузнецов карбас

К исходу вечера шторм не только не стих, а ещё усилился. Ночью скорость ветра достигла 18 метров в секунду, волны – под 6 метров, по воздуху хлопья пены летают. Стоило слегка отклониться от курса строго по волне, и карбас накрывало с головой. В целом ситуация была под контролем, но заглохни движок – и нас бы волны закатали за несколько минут. К счастью, старенький движок уверенно стучал, и мне ничего не оставалось, как молиться на него да не забывать подливать бензин в бак и масло в картер.

Прошли вторые сутки без сна. Наступило хмурое утро, а ветер и не думает стихать. И вот когда были слиты в бак последние запасы бензина, а кругом всё так же бесновалась водная бескрайность, пришла пора и Бога вспомнить.

Ладно, думаю, погибнем мы с капитаном – жалко, конечно, но лучшие наши годы уже позади. Видать, судьба. Мы-то ладно. Но есть ещё третий член команды – зять хозяина судна. А у него жена молодая и двое малых детей. И вспомнил я своего покровителя – Николая Угодника, который не раз и не два отводил беду в морских скитаниях. «Выручай, Николе, покровитель наш морской! Если живыми останемся, честное слово, поеду на Анзер монахам помогать, месяц отработаю! И просьбу их я помню, судёнышко им надо... ну, постараюсь я!» Эдак пообещал. И что ты думаешь! Не прошло и десяти минут, как прямо по курсу на горизонте – там, где бесновавшиеся волны сливались со свинцовым небом, – поднялись из пучины два штыря, словно сам Николай Угодник своими перстами показал путь к спасению. Сомнений нет – земля! Прошло ещё полчаса, и штыри превратились в мачты, а ещё через полчасика преобразовались в заводские трубы, над которыми вился дымок. Потом из моря выплыли заводские корпуса. Оказалось, волны вынесли нас прямо на Северодвинск.

карта Белого моря
На схеме указаны точки маршрута

Ещё полчаса, и мы бросили якорь в уютной бухточке под заводскими стенами. Всё – спасены, спасибо Николаю Угоднику. Впоследствии узнал я, что в старину именно в этой бухточке нашли своё спасение два монаха, шедшие под парусами на Соловки. И в честь своего благополучного спасения они поставили на острове Никольский храм. Ну, а мне как раз и предстояла дорога на Соловки. Такое вот совпадение.

Пока приводили судно в порядок, пили чай, созванивались с городом – ветер стих, и только мощная накатная волна напоминала о прошедшем шторме. Но нам уже ничто не страшно – Северодвинск стоит близ устья Двины, точнее, у западного её, Никольского, рукава. Достаточно по нему подняться – и вот он, Архангельск. О Золотице мы, конечно, и думать забыли, лишь бы живыми вернуться...

Попив чайку, двинулись вдоль берега в поисках захода в Никольский рукав. Но упёрлись в песчаную косу, далёко уходящую в море. Пока её огибали, оторвались от берега. Да тут ещё капитан вспомнил, что он главный на корабле, и решил в город возвращаться через Мудьюг, фарватером. Ну, что ж, давай рули. Благо на море штиль. И пошёл я в кубрик спать – сказались бессонные ночи. Вот только не учёл важную вещь – во время того шторма капитан свои очки разбил.

В итоге вместо Мудьюги оказались мы в 120 км, совсем в другой стороне. Знать, Николай Угодник принял мой обет и направил нас прямиком на Соловки – ещё бы километров 50 прошли тем же курсом, и можно было бросить якорь в Капорской бухте Анзерского острова. Так бы и случилось, если б движок не встал – кончился бензин.

Не дойдя немного до Анзера и сориентировавшись по GPS-навигатору, повернули мы обратно. И тут такие искушения начались! Слили из пустых канистр последние капли топлива, завёл я мотор – и от искры воспламенились бензиновые пары. Пожар в моторном отделении! Потушили его, пристали к ближайшей деревне, Лопшеньге, чтобы бензина у народа попросить. А там – «северный завоз», топливо в дефиците. Ну, словно кто-то не отпускает нас! Кое-как дотюхали до Унской губы. Там в селе Пертоминск – тоже «северный завоз», но, к счастью, встретился земляк и выручил нас.


Унский обетный крест Петра в Михайло-Архангельском соборе

А в этом старинном селе, которому более 400 лет, я и раньше хотел побывать – посмотреть на Петров обетный крест. Ведь тут какая история: не только мы, простые рыбаки, но и цари в море Богу взмаливались. Оно ведь, море-то, не разбирает, какого ты звания человек, все равны. Так и с Петром I было. Из Архангельска шёл он под парусом на Соловки и в страшную бурю попал. И вот эта Унская губа спасла его судно. Сойдя на берег, царь взял топор и собственноручно вырубил обетный крест. Крест долго стоял на берегу, пока его не перенесли в Михайло-Архангельский собор Архангельска. А нынче в Унской губе на высокой горе поставлена копия того креста... Вообще эта губа интересная, там же ещё Преображенский монастырь был, святые Пертоминские похоронены...

Заправившись, дошли мы благополучно до Архангельска. И вскорости отправился я на Анзер, месяц там трудничал. Столярничал, занимался реставрацией Голгофского скита. Вот и вся история.

– А вы про какое-то судёнышко упоминали, – спрашиваю у Виктора Петровича, – которое монахам обещали...

– Так это ещё раньше настоятель просил меня продать карбас – чтобы с парохода на берег паломников возить. Вот я и вспомнил. У меня же имелся ещё один карбас, бесхозный – для заказчика сшил, а тот не смог купить. Пригнал его на Анзер, а сзади на буксире ещё малый карбас с юбочкой привёл, чтобы монахам по речке плавать.

На крылечко вышла Людмила Леонидовна: чего, мол, на улице сидите, вертайтесь в дом! Но мне уже надо идти искать своих спутников, чтобы отправляться дальше. Спрашиваю напоследок про обетные кресты, много ли встретим их по Мезени. Виктор начинает перечислять деревни и местечки, потом берёт мой блокнот, рисует план, как найти в Дорогорском его родительский дом, под стенами которого большой крест стоит:

– Вот сюда повернёшь и сразу увидишь. Этот крест дедушка Михаил Астафьич в реке Мезени выловил, он вниз, к морю плыл...

– А ещё обязательно в деревню Погорелец загляните, – советует Людмила. – Там моя сестра Саша при церкви служит, она много вам расскажет и даже стихи свои споёт. Церковь там ладная, крепкая – ещё наш дедушка мечтал её открыть, после войны писал в епархию. Но деревенька-то небольшая... А вот нынче собрались всем миром и храм обустроили. Витя мой тоже хотел погорельским помочь, ему же не впервой – почти всю зиму у нас в Лешуконском храме по дереву работал. Но те сами управились, слава Богу. А места там какие красивые! Батюшке нашему, отцу-настоятелю Владимиру, они тоже понравились – говорит, так бы и жил там...

Виктор Петрович снова берёт блокнот, рисует сухопутную лоцию – где на мезенском тракте отворотка к этой деревеньке. Прощаемся. Крепкое пожатие твёрдой, мозолистой ладони. Знакомое по прежним годам экспедиции чувство радости, что встретился такой человек, и грусти... Приведёт ли Бог ещё свидеться на этом свете?..

Из дневника Игоря Иванова:

Пустеющие гнёзда

...От места нашей ночёвки к храму вновь пришлось проезжать мимо креста, который вырезал Виктор Петрович Кузнецов. Крест стоит возле самой дороги. Вспомнился рассказ отца Владимира о местных шумахерах: машин стало много и теперь одно из любимых развлечений местной молодёжи – поддав, гонять по улицам райцентра. В Лешуконском на месте некогда порушенного храма Илии Пророка стоит крест, и один мужичок по пьянке наехал на него, но тут же всё выровнял, потому что, как известно, Илия Пророк – покровитель десантников, а вэдэвэшников – горячих парней – в селе немало... (Кстати, такая закономерность – поставят крест ли, часовню, и откуда-то берутся бабушки, готовые ухаживать за ними, сами, безо всякой разнарядки от священника...) А знакомому ещё по прошлому нашему приезду сюда лётчику Сергею Федулову батюшка посоветовал, смеясь: «Ты на своём доме ставь звёздочки, как на самолёте. Две звезды можешь уже сейчас рисовать» – в этом году в его дом въехали уже две машины – первый раз только забор снесли, а второй – стену пробили, простеночек он потом фанерой заделывал...

Отца Владимира я через несколько минут встретил возле храма – всё так же, с непременным рюкзачком за спиной. Живёт он в другом конце села, но передвигаться предпочитает пешком – с одной стороны, оно и полезно, а с другой – каким бы ты «шумахером» тут ни был – всё равно из конца в конец села можно проехать за пять минут.

– Как матушка Анна поживает, как её Марта и Ежевика? – ещё в прошлый приезд сюда я узнал клички коров и решил блеснуть памятливостью.

– Матушка – хорошо, она у меня теперь и клирос, и певчая, и псаломщица, и всё остальное. Я считаю её подвижницей – у человека ни слуха, ни голоса, а вот надо, и делает. А коровы – их пришлось зарезать в одночасье. Как раз в тот год, когда мы восстанавливали храм, случилось дождливое лето. В принципе, сено можно было поставить на стожары, чтоб оно проветрилось, но тогда нужно было бросить храмом заниматься. Естественно, мы предпочли храм. Думали, к зиме сено подкупим, а купить смогли всего 200 кг – столько, конечно, на зиму не хватит и скотина голодная будет стоять… С болью, со слезами на глазах пришлось матушкин «бизнес» ликвидировать. А про самую хорошую корову, которая у нас родилась и которую мы сами вырастили – она уже 25 литров начала давать, – думали: хоть бы не убивать! Одна женщина её купила у нас (мы даже ниже цены мяса продали) и, конечно, осталась довольна.

Вспомнил, как матушка сетовала на то, что на личных подворьях коров порезали, а за рекой, считая с Мартой и Ежевикой, пасётся всего восемь коров – теперь-то, должно быть, совсем опустели пастбища в заречье. Человек предполагает, а жизнь свой пасьянс раскладывает...

– И как вы выживали после этого? – спрашиваю. – Ведь десяткам человек молоко продавали – доход какой-никакой!

– Год мы продержались на деньгах от проданного мяса, а потом и пенсия у матушки подоспела. Так и выживаем потихонечку.

– А народ как?

– В каком смысле? Если в материальном – то работы всё меньше, народ уезжает. Это понятно. У нас зарплату только бюджетники – учителя да врачи – имеют. Предприниматели чуть карабкаются, их дело «купи-продай». У них работают продавцы, шофёр да бухгалтер, и всё.

А если в духовном отношении – кто-то в церковь, а кому-то телевизор мозги промывает. Вот бабульки нахвалят мне сериал какой-то и заглянешь узнать, о чём же там, чтоб потом можно было разговор поддержать. Но ни разу не смог досмотреть – такой идиотизм.

– А молодёжь?

– Заходишь в деревенскую школу – а там все пацаны в классе ходят с такими чубчиками, и по сторонам выстрижено. Один школьный лидер сделал себе – все следом повторяют, потому что боятся стать белой вороной. А девчонки! Как ужасно они красятся! Говорю одной юной прихожанке: «Ты глянь в зеркало, тебе Господь такую красоту дал, вытрись и посмотри на себя без косметики!..» «Батюшка, я не могу прийти ненакрашенная. На меня пальцем будут показывать, смеяться станут». И дело-то в том, что обычно малосимпатичные и поэтому подмалёвывающие себя девчонки – они же и лидеры. Говорю: «До причастия не допущу!» Но там уж компромисс, и на причастие она ненакрашенной ходит... Боятся иметь собственное, отдельное мнение. Наверно, это деревенская зажатость. Потому что в городе наоборот – стараются выделиться.

«А может, это остатки былого сельского коллективизма, общинности, так криво прорастающие ныне среди молодых? – подумалось мне. – Ведь и доброе начинание здесь так же легко подхватывается: сам батюшка говорил про кресты и часовни: кто-то один начинает строить, и это, можно сказать, становится делом чести...»

– ...А ещё у молодёжи теперь Интернет, – продолжает о. Владимир. – Я тут в деревню одну ездил, у них электричество не всегда есть, но, когда дают, бабка своего 13-летнего внука от компьютера оттащить не может. Если раньше они прислушивались к моим рассказам о Священном Писании, то сейчас в 11-м классе уже мысли о том, что всё это сказки. У них авторитеты – артисты, бизнесмены, герои «Дома-2»...

– А с малышами можно разговаривать? Вы, помнится, говорили, что только на детей и надежда...

– До пятого класса – да, иногда можно протянуть до седьмого. А потом начинается…

– Ваши детки как поживают?

– Детки мои в Москве. Поразъехались. Женя работает в секретариате Свято-Тихоновского университета и учится в аспирантуре. Варя в этом году окончила в Москве медицинское училище. До этого она в училище сестёр милосердия была. Хочет стать медсестрой, ухаживать за больными. Ей важен сам процесс, и когда она приезжает сюда в гости – все бабушки у неё друзья...

– В Лешуконское никто не хочет вернуться?

– Женя не вернётся. Говорит мне: «Папа, очень хочется здесь жить, устала от Москвы, с её пробками и духотой, но там вокруг меня прекрасные умные люди – учёные, доктора… Мне в Лешуконском их не будет хватать». Варя тоже не хочет возвращаться.

– Грустно, когда дети разлетаются из гнезда. Слабое утешение, что не только у вас – вся молодёжь уезжает отсюда... Они ж помощниками, помнится, были, на клиросе пели. А сейчас кто?

– Младшая дочь Юля, ей тринадцать, начинает подпевать, на службах помогает. Вот вчера Шестопсалмие читала... Ещё четыре года побудет, а потом тоже куда-нибудь упорхнёт, – вздыхает батюшка.

География и биография

Перевожу разговор на дела учебные. Отец Владимир оживляется:

– У Юльки к литературе и истории интерес, а к географии – так себе. Одно время по географии даже начала тройки таскать. Думаю: «География – это же интересно! Это я прохлопал, учитель не при чём». Надо садиться с ней заниматься. Есть такая закономерность: любой ребёнок учится для родителей. Он не понимает, что это нужно и в жизни пригодится. Он потом только уразумеет, что, оказывается, для себя учился. А какая перспектива, если он не выучится и школу закончит кое-как?.. Значит, нужно большое внимание ребёнку уделять. Не быть равнодушным, а его радости, какие-то его победы разделять с ним. Вместе учиться. Если этого нет, то и у ребёнка интереса к учёбе не будет. Мы с дочкой начали постоянно заниматься, и скоро она меня стала радовать: «Пап, по географии четвёрка!» А потом географию и на пятёрку сдала.

– Часто говорят, что из сельской школы детям сложнее поступить в вузы...

– В лешуконской школе мне всё нравится. Атмосфера хорошая, очень добрые преподаватели, в основном работающие пенсионеры. Профессионалы своего дела – я видел, как классная над детьми квохчет, как каждый преподаватель с ними работает, – и выучивают на высокую оценку ЕГЭ. Только бы ребёнок сам хотел...

Я слушаю и поглядываю на сына-восьмиклассника, который рядом томится «взрослыми разговорами», думаю: может, что полезное запомнит? На самом деле, как потом оказалось, полезного больше извлёк из разговора со священником я сам: раньше, призывая сына учиться лучше, всё напирал на сознательность, а с этого года понял, что контроль и «участие» поважней будут. И стал больше вникать в его школьные дела... Но это потом.

А пока мы остановились в ограде церкви в ожидании звонаря – Любови Рубельт. Скоро должна подойти. С ней мы познакомились ещё в 2005 году в Койнасе – теперь она переехала и живёт в райцентре.

В ограде на небольшой звоннице вместо колоколов висят два обрезанных газовых баллона.

– Как звук? – поинтересовался я.

– Замечательный! Попробуйте! Высокоуглеродистая сталь, толщина стенки 10 мм. Хотим ещё нарезать и повесить – разных.

Я брякнул в «колокол» раз, затем другой. Звук получился действительно глубокий и чистый.

– А Миша сейчас у Виктора Кузнецова гостит... Тот, наверное, ему свои морские истории рассказывает...

– Есть что рассказать, – согласился о.Владимир. – Тут как-то он куда-то на рыбацкую базу команду повёз, перегоняя свою самодельную лодью, – предприниматели её купили. Казалось бы – получил деньги, и до свиданья. А ему жалко стало людей, решил помочь с первым рейсом. Они выпили и завалились спать, а в это время шторм разыгрался. И во время бури Витя понял, что смерть рядом – сейчас их просто-напросто накроет, и всё. 18 часов он стоял у штурвала и молился Николаю Чудотворцу. «Мне, – говорит, – ничего не было видно, и во тьме свет загорелся, как солнце». Чудо. «Я, – говорит, – понял, куда нужно идти, и вышел в нужную бухту. Тогда и обет дал, что отработаю на Соловках». Так он вымолил и себя, и тех людей, которые были с ним. А когда сошёл на берег, то жене Люде позвонил: «Передай батюшке, что Бог есть!» Люда, а мы с ней давно дружили, приходит ко мне: «Витя звонил, просил передать, что Бог есть». Смеюсь: «Я, вообще-то, давно об этом знаю». И потом он работал на Соловках бесплатно, Анзерский скит восстанавливал – такой послушник! И кирпич клал, и с деревом работал, и рыбу ловил... А потом приехал, тут начал мне помогать...

Слушаю я батюшку, удивляюсь, и думаю: интересно, как-то эту историю сам Виктор Михаилу рассказал?..

Прощай,монастырёк

Лешуконское Рубельт

Во дворе дома Любови Рубельт днищем вверх лежит-сохнет челнок. Лодка родом из Койнаса, а сама Люба вспоминает давнюю историю, как мы после годового отсутствия вернулись в Койнас и нигде не могли найти смолы, чтобы приготовить «Фёдора Сухова» к продолжению экспедиции. Так и поплыли на несмолёной лодке, только успевая воду вычерпывать...

В ногах у неё крутится белоснежная лайка; без дела не гавкает – видит, что хозяйка разговаривает с гостем. Мы беседуем возле её теперешнего дома. Так и не сложилась ее жизнь в Койнасе – может, оттого, что характер человека формирует его судьбу, а может, как она говорит, Сам Господь привёл её жить поближе к храму. За прошедшие пять лет в жизни Любови произошло много событий.

Любовь Рубельт Лешуконское

Из радостных – в прошлом году вышел поэтический сборник с трогательным названием: «Надеяться, и верить, и любить». Безыскусные стихи о природе, о Боге, есть и стихотворный рассказ о паломничестве в пустыньку «К Юде Трофимовичу»: «С детства искала дорогу в обитель твою, что в лесу...» – так начинается стих. Случилось в прошедшие годы у Любови и драматическое событие – сына Витю по какому-то странному обвинению, несмотря на болезнь (он, как я понял, страдает чем-то вроде аутизма) увезли в Архангельск и засадили в следственный изолятор. Много он претерпел, немало денег потрачено было на адвоката, но, слава Богу, выпустили. «Оклеветан ты, мой милый, Самый дорогой, Злу людскому нет предела, Знаем мы с тобой... Наказанье будет Божьим, И не нам судить, Будем мы молиться оба, Так же всех любить». Так она написала об этом в своих стихах. И всё равно спрашивает меня, как лучше: добиваться полного оправдания или оставить дело на суд Божий?

Теперь сын живёт вместе с мамой в Лешуконском, вместе они ходят молиться в храм. Чтобы вручить мне книжицу, Любовь и пригласила меня в дом, предупредив: «Витя-то у меня не всех привечает. Нехороших людей не воспринимает...» Оттого вхожу я осторожно. Витя сидит, занимается... «Ну вот, хорошо тебя принял», – успокаивает меня Любовь, и показывает жилище. По сравнению с её таким справным домом в Койнасе этот – просто избушка на курьих ножках. Но и здесь она, кажется, сделала всё что могла: перегородка убрана и стало просторно, всё сверкает чистотой...

Прощаемся, а всё никак не наговоримся. Так бывает во журналистских командировках: сдружишься, а потом хоть и узнаёшь много интересного, а уже и слова о человеке не можешь написать в газету, – не то подспудно опасаешься обидеть неточным словом, не то слишком многое узнаёшь о человеке, а писать при избытке информации даже труднее, чем при недостатке...

Лешуконское храм на кладбище

На обратном пути проезжаем мимо кладбища с красавцем-храмом. Не хочешь, да остановишься полюбоваться, сфотографировать. Срубил его Саша Карпов, мастеровой человек, учившийся и работавший в кресторезной мастерской на Соловках, по Северу да по стране поездивший с артелью храмостроителей. Но, видно, устал мотаться по белу свету, вернулся с семьёй на родину, построил здесь дом, и теперь в районе он – знатный древодел. Брёвна этого деревянного храм так тщательно обделаны, что кажутся цилиндрованными.

Отец Владимир рассказал: «Прихожу на стройку и вижу: несколько видов топоров разложены, а сам он вырубает в бревне бороздку. Это ж классика! Так давно никто не делает – трудозатратно, да и не умеют! Со знанием дела строит!»

Жаль, не довелось нам с Сашей повидаться-поговорить.

Дорога к переправе ведет мимо отворотки на Монастырёк. Мысленно прощаюсь. Помнится, как-то раз я решил поглядеть на него из космоса, на карте Гугла: оттуда воспринимаешь всё иначе – не видно величественных столетних лиственниц, только тень от них, вместо часовни – крохотный квадратик металлической кровли, и тропка едва просматривается. Может быть, карта устарела, но на самом деле сюда раскатана целая лесная дорога. Даже пока мы тут были, подъезжали какие-то люди на машине, но, увидев нас, тактично развернулись.

Сколько лет люди приходили сюда поклониться святому месту, ничего не трогая, не поновляя, но лишь молчаливо взирая на ветшающую святыню... И вдруг, откуда ни возьмись, является беспокойный человек, которому чуть больше «надо» , чем остальным. И всё самым чудесным образом оживляется – уже чередой люди на подмогу идут, жизнь начинает не только созерцать, но и жительствовать. Главное у нас всегда – кому-то начать, повести за собой...

В своё время Лидия Степановна Малышева обратилась к отцу Владимиру: «Батюшка, благослови построить там часовню! Мы хотим своей семьёй построить. Нужна она будет или не нужна, а только мы-то со своими знакомыми ходить будем...» Священник благословил. И за три недели часовню подняли. Начала строить, и помощь пришла: узнав о таком деле, каждый день всё новые люди приезжали на стройку – одни уйдут, другие приходят. А Лидия за их работой только знай присматривает.

Но поставить часовню или крест мало – нужно ведь и ухаживать за ней. Вот, например, как зимой быть? – ведь и в это время года идёт сюда народ помолиться, а через сугробы в пояс разве пролезешь? Договорились с дорожниками, что они будут грейдером и дорогу на монастырёк расчищать. Безо всяких договоров о спонсорской помощи, бесплатно начали работать. Никто не ругал тракториста за истраченные несколько литров солярки, а сам тракторист – не требовал за это зарплаты. Проходит время, и такое доброделание входит в привычку, трактористы меняются, а прочистить дорожку до часовни всяк считает своим долгом... Жертвой «невидимому Богу». Бабушки вышитые полотенца принесут, охотник – сигареты оставит. Я в прошлый приезд думал, что это мужики обет дают впредь не курить, но сейчас только улыбаюсь своему прекраснодушию. При всей религиозной непросвещённости, незнании, что курение Церковь считает грехом, не настолько мужик прост, чтобы не понимать: Богу-то его сигареты не нужны... Это действительно обет, или жертва такая – умилостивление Бога перед охотой. Что-то древнее, дремучее в этом есть. И именно это смутное желание привлечь Божье благословение влечёт охотника сюда, велит оставить такую подлинную (на охоте как без курева остаться!) ценность.

(Продолжение следует)




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга