ВЕРТОГРАД

КАК СОХРАНИТЬ АТМОСФЕРУ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Мы посещаем церковные службы, постимся и молимся в определённое время, но всем этим мы ещё не исчерпываем постного подвига. Для того чтобы всё это было действенным и плодотворным, требуется поддерживать его всей нашей жизнью. Иными словами, нужно вести такой образ жизни, который не был бы противоположностью посту, не раздваивал бы наше существование. В прежние времена в православных странах великопостная атмосфера жизни создавалась самим обществом, через совокупность обычаев и навыков, как личных, так и коллективных, создававших то, что так хорошо выражается русским словом «быт».

В течение Великого поста всё общество подчинялось известному ритму жизни, правилам. В России постоянно напоминал об этом <времени> великопостный звон церковных колоколов; театры были закрыты, и прекращались великосветские приёмы во дворцах. Сами по себе эти внешние правила не могли возбудить в человеке покаяния и направить его на более активную религиозную жизнь. Но создавалась известная великопостная атмосфера, которая облегчала личное, индивидуальное усилие. Мы слабы, нам необходимы внешние напоминания, символы и знаки. Конечно, всегда есть опасность, что эти внешние символы могут быть сочтены как уже совершенное и достаточное соблюдение поста и, вместо того чтобы напоминать о нём, могут в общественном мнении заменить сам смысл и значение Великого поста. Однако при правильном подходе видишь, что эти обычаи являются как бы передаточным ремнём, соединяющим духовный подвиг со всей совокупностью жизни.

Мы не живём в православном обществе, и поэтому общественная жизнь в наши дни не может создать великопостной атмосферы. Окружающий нас мир не изменяется Великим постом. Поэтому от нас требуется новое, добавочное усилие, необходимость ещё раз обдумать религиозную связь между внешней и внутренней жизнью. Духовная трагедия секуляризма, обмирщённость нашей цивилизации в том, что они вталкивают нас в подлинную религиозную шизофрению: деление жизни на две части – религиозную и светскую, без какой-либо связи между ними. В наши дни для замены внешних символов и напоминаний требуется особенное духовное усилие. Схематически это усилие можно рассматривать в двух планах: во-первых, по отношению к нашей домашней жизни, и во-вторых, по отношению к жизни нашей вне дома.

В православном мировоззрении домашняя жизнь и семья составляют основу христианской жизни и применение христианских принципов в ежедневном быту. Основы христианского мировоззрения закладываются в нас именно дома, в быте и духе семейной жизни. Не в школе, даже не в церкви, а в семье образуется то мировоззрение, которое вначале может быть даже бессознательным, но которое в конце концов становится решающим фактором всей нашей жизни. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» Достоевского говорит: «... ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства. Этими воспоминаниями спасён человек на всю жизнь». Очень важно, что Зосима говорит это, вспоминая, как мать водила его к Литургии Преждеосвященных Даров, вспоминая красоту этой службы, неподражаемую красоту великопостного напева «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...». В церковных школах, где они существуют, проводится замечательная работа в области религиозного образования детей; но и она очень мало что может сделать без домашней основы этого образования. Что же должно и может быть сделано Великим постом в семье и дома?

Без всякого сомнения, все согласятся с тем, что весь семейный образ жизни радикально изменился под влиянием радио и телевидения. Эта передача новостей со всего мира проникает во всю нашу жизнь. Не нужно никуда выходить или выезжать, чтобы знать, что делается на свете. Весь мир постоянно у нас на глазах. Но это приводит к исчезновению опыта в нахождении своего внутреннего мира, красота существования которого просто исчезает из современной культуры. Там, где этого не делает телевидение, его место заполняет музыка. Музыку не только слушают, она превращается в какой-то музыкальный фон разговоров, чтения, занятий и т. д. Эта необходимость в постоянном слушании музыки показывает неспособность современного человека наслаждаться тишиной, воспринимать её не как что-то отрицательное, как полную пустоту, а как условие для обретения самого подлинного в нашей жизни.

Если христиане прежних времён жили по большей части в мире тишины и молчания, дававших им возможность полностью сосредоточиться на внутренней жизни, то современные христиане должны делать особые усилия, чтобы восстановить ту атмосферу существенно нужного молчания и тишины, необходимых для соприкосновения с потусторонним миром. Таким образом, проблема радио и телевидения – это не побочный вопрос, а в каком-то смысле вопрос духовной жизни и смерти. Надо понять, что невозможно делить жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно подавляет другое. При этом более вероятно, что модный фильм скорее одолевает светлую печаль поста и, наоборот, обратное может произойти только с приложением особых усилий.

Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, – это решительное сокращение радио и телевидения во время поста. В данном случае мы не смеем предложить совершенный пост, т. е. полное воздержание, но хотя бы аскетический, т. е. максимально возможное воздержание от этой привычки. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать слушать новости или серьёзные передачи, обогащающие нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено – это так называемая прикованность к телевизору, растительное существование человека в кресле, прикованного к экрану, пассивно поглощающего всё, что ему показывают.

Когда я был ребёнком (а это было время до появления телевидения), моя мать обычно запирала рояль на первой, четвёртой и седьмой неделе Великого поста. Это сохранилось в моей памяти ярче, чем длинные великопостные богослужения, и даже теперь, когда я слышу постом по радио музыку, это оскорбляет меня как кощунство. Это личное воспоминание служит только иллюстрацией того, какое впечатление производит в детской душе внешнее решение, сознательно принятое взрослыми. Речь идёт не просто об отдельном обычае или правиле, но о живом опыте, оберегающем время Великого поста, о котором надо всё время помнить, чтобы не утерять, не исказить и не нарушить его. Здесь так же, как и при употреблении постной пищи, одно воздержание недостаточно: оно должно иметь свой положительный противовес.

Великопостная тишина, созданная отсутствием светского шума и нарушаемая только допустимым слушанием новостей, должна быть заполнена положительным содержанием. Душа наша питается молитвой, но разум наш тоже нуждается в пище; именно разум современного человека подвержен непрестанной долбёжке средств массовой информации. Поэтому мы тоже предлагаем добавить умственное усилие к чисто духовному. В повседневной жизни мы пренебрегаем столькими шедеврами, столькими замечательными плодами человеческой мысли, воображения и творчества только потому, что гораздо легче и проще, вернувшись с работы домой, уставши физически и умственно, включить телевизор или погрузиться в совершенную пустоту иллюстрированного журнала. Вместо этого следовало бы заранее составить себе программу на время Великого поста.

Составить, <например>, список полезных книг, которые надо было бы прочитать. Нет необходимости, чтобы все эти книги были религиозного содержания. Не все люди призваны быть богословами. Но в то же время в лучших произведениях литературы заложено столько богословских мыслей, а всё, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего творчества благословляется Церковью и, правильно воспринимаемое, приобретает духовную ценность. Мы помним, что четвёртое и пятое воскресенья Великого поста посвящены памяти двух великих учителей христианской духовной жизни: святого Иоанна Лествичника и преподобной Марии Египетской. Надо понять, что в образе этих двух святых Церковь явно указывает нам, что то, чего она ждёт от нас постом, – это обогащение нашего духовного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление могут помочь нам обрести этот внутренний мир и его радость.

Современный секулярный мир не даёт нам вкусить этой радости, настоящего призвания человека, проявляющегося во внутреннем, а не во внешнем мире; но без этой радости, без понимания Великого поста как пути в глубину нашего человеческого существа Великий пост теряет своё значение.

Протоиерей Александр ШМЕМАН
(Из цикла бесед на радио «Свобода»,
посвящённых подготовке к Великому посту
и встрече Светлого Христова Воскресения)




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга