ДОБРОСЛОВ

РАДОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ

Игумен Игнатий (Бакаев)

Перед каждой литургией по воскресеньям, кроме дней Великого поста, я служу молебен с акафистом Воскресению Христову. Когда читаю первый кондак акафиста, меня потрясают слова: «В ад ныне сошедшему и Собою вся воскресившему». Ведь наша Россия, наша действительность во многом соответствуют аду. Посмотрите на отношения между людьми, отношения родителей и детей, бессмысленность действий многих учреждений, все те беды и страхи, которые на нас обрушиваются.

Вспоминаются слова из проповеди архиепископа Киевского Иннокентия (Борисова). Он говорил, что Богу легче было создать весь мир, в том числе и человека, чем сейчас его исправить. Для этого и пришёл Сам Бог к нам: не герой, не апостол, не пророк, а Христос – Он один может нам помочь. «Когда Он пришёл, не было ни одного здорового человека на земле, не побитого грехом, – говорит архиепископ Иннокентий, – и до сих пор нет ни одного человека». Ценой страданий крестных, Своей крови и смерти Спаситель развернул нас к Воскресению. В Воскресении мы все оживаем, приходим в себя. И, даже сознавая себя грешниками, получаем твёрдую надежду на наше спасение.

В прошлую пятницу в нашем храме служил архиерей – владыка Питирим. Посещение архиереем прихода – это всегда потрясение для настоятеля, народа приходского. Сёстры сначала растерялись, не знали, что готовить, какие блюда, стали спорить. Чтобы как-то их примирить, припугнул: «Помрёте – отпевать не буду». Они знали, что я шучу, но шутка всех отрезвила. И такой стол замечательный накрыли из постных блюд – выше всяких похвал. Чтобы всё прошло благополучно, получилось в Духе Святом, мы с братией за три дня до приезда владыки начали служить особые молебны. Молитва дала плоды. Сама служба удалась, владыка был в хорошем настроении, присутствовало восемь батюшек.

Несмотря на то что пост и служба сдержанная, ощущение было, что водопад Божией благодати обрушился на меня, разверзлись Небеса. Словно обрёл я крылья. Сам Господь подсказал краткое слово за трапезой, что я себя чувствую Закхеем, принимающим Господа, и пообещал всем прихожанам, кому из братии недодал внимания, любви, вернуть четверицею.

Прошло больше недели с тех пор, а радость не проходит. Её не могут заглушить ни болезни, ни страдания, ни склоки, ни другие искушения. Эту неделю всё получалось. Уже и поболеть хотел, не выходить из дома, кашель, насморк преследовали, но грех было радость не использовать, не поделиться. Мы освятили новое здание профилактория, пообщались с людьми. На следующий день после этого снова не мог усидеть дома и поехал в школу пообщаться с директором. К сожалению, директора не застал, но хорошо поговорили с завучем и двумя родительницами. И понял, что если мы с радостью придём в школу, то оплот материализма, которым она во многом является, вполне сокрушим.

Радость не проходит. Думаю: может, я в прелести? Говорю об этом в алтаре иеродиакону Александру. А он отвечает, что с ним происходит то же самое – словами не передать. И не иссякает, только крепнет.

Вот что такое Великий пост! Какие силы даёт. Похудел на четырнадцать килограммов, чувствую себя, будто лев духовный. За что ни берусь, всё получается. Прихожу в онкологию, куда меня позвали крестить пожилую женщину. А она, оказывается, передумала. Прежде не хватило бы мне сил так сказать, так помолиться, чтобы она вернулась к прежнему, спасительному решению. А тут всё вышло хорошо. Окрестил.

Делаю поклоны земные, а мне всё равно хорошо. Я вообще-то жизнелюбец, люблю хорошую компанию, меткое слово, люблю природу, животных и птиц, много чего люблю. И приходит на ум Малахов Георгий Иванович, который пропагандирует здоровый, как ему кажется, образ жизни. Это когда всё ради тела, а в итоге в этом самом здоровом организме должен зародиться почему-то здоровый дух. Это, конечно, замечательно, когда человек полон здоровья. Но даже в самом замечательном стакане не появится само собой молоко из-за того, что он вот такой начищенный, хорошо блестит. Так же и с духом. С ним у Малахова точно не всё в порядке. Врёт, что будет жить вечно, что это в его силах. Не потому, что душа бессмертна, нет – он физически умирать не хочет. И его можно понять. Когда всё для тела и ничего для души, умирать действительно неприятно. Он называет себя жизнелюбцем, но на самом деле – миролюбец. Любить жизнь значит любить Бога – Источника бессмертного. А Малахов источником считает себя. И уж слишком он унылый какой-то для жизнелюбца, несчастный, по сути, человек, несмотря на здоровую печень. С утра до ночи думает о режиме, что и в какой дозировке есть. И нет там места Воскресению Христову.

А радость – когда любишь жизнь вечную, тогда и эту жизнь начинаешь любить по-настоящему, радоваться всему, чем Бог одарил. Какой заряд жизни я получил от архиерейской службы! А впереди Светлое Христово Воскресение, когда соберутся в храме наши прихожане, люди, которых я люблю! То-то радость будет! Любого честного человека, даже далёкого от христианской жизни, коснётся эта радость. Многие прочтут мой рассказ на Светлой седмице. Давайте запомним эти светлые дни, ощущение этих дней, попытаемся сохранить его на всю оставшуюся жизнь.

Есть такой момент на литургии: все становятся на коленочки, и батюшка со свечой и кадилом возглашает: «Свет Христов просвещает всех». Если мы это примем в сердца, то все наши несчастия, лицемерие, нестроения – всё это останется позади, как кошмарный сон. Люди сегодня перестали понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Одна женщина спросила меня, что такое духовная жизнь. Объясняю: это когда делаешь, что должно, а не что хочешь. Например, уступаешь место в автобусе, хотя ноги гудят. «Если я уступлю место, – не понимает женщина, – значит, себя не люблю». «Нет, – объясняю, – это как раз любовь и к себе тоже – уступить место другому».

Есть такие люди – христиане, у которых всё наоборот. Отчего же они радостные, почему так крепко стоят на земле? Господь и пришёл-то, чтобы научить нас жить и в этом мире тоже. Радости согласия со всеми. Христос воскресе!

Игумен ИГНАТИЙ (Бакаев)




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга