ВЕРТОГРАД НАЧАЛО ПОСЛЕДНЕГО ДНЯСлово на Пятидесятницу «Праздник сошествия Святого Духа». Произносишь эти знакомые слова, и вдруг поражаешься им, словно услышал в первый раз. Да, с детства знаю, что через десять дней после праздника Вознесения, и значит, через пятьдесят дней после Пасхи праздновали и празднуют христиане сошествие Святого Духа, по церковному его названию – праздник Пятидесятницы, а по народному, бытовому – Троицын день. В этот день с незапамятных времен украшали церкви зеленью, ветками, а церковный пол устилали травой... В день же праздника, на торжественной вечерне, стояли люди с цветами в руках. Таким вошел этот праздник и в народное сознание, и в родную литературу – как некое солнечное торжество, праздник цветения, радостная встреча с Божьим миром во всей его красе и благодатности. Все религии – и среди них самые древние – знали праздник первых всходов. Но в Ветхом Завете этот общечеловеческий праздник приобретает новое значение: он становится ежегодным воспоминанием восхождения Моисея на гору Синай, где в несказанной, мистической тайне явился ему Бог и заключил с ним Завет. Религия, иными словами, стала началом истории: Бог раскрыл человеку Свой замысел о нем. Весна, лето, вечный природный круг – сделались символом не только природы, но и духовной судьбы человечества и ему заповеданного возрастания в полноту жизни и совершенства... И наконец, в последний период Ветхого Завета праздник этот стал в учении пророков праздником, обращенным к будущему, к последнему торжеству Бога в Своем творении. Вот как говорит об этом пророк Иоиль: «И будет в последние дни – излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... И покажут знамения на небе и на земле... прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется...» Если в ветхозаветной религии Пасха была праздником весеннего воскресения природы, то Пятидесятница – праздником перехода весны в лето, праздником космической полноты. Итак – праздник природы и космоса, праздник истории, как раскрытия воли Божией о мире и о человеке, праздник победы Бога над злом, наступления великого и последнего «дня Господня»... Все это надо вспомнить, чтобы понять, как воспринимали и праздновали праздник Пятидесятницы первые христиане, почему стал он одним из главных христианских праздников. Именно с описания того, что произошло через пятьдесят дней после Воскресения Христа, начинается книга Деяний Апостольских, посвященная истории первых христиан. Начинается она со слов Христа, сказанных Им перед Вознесением: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня...» И вот через десять дней, по рассказу Евангелиста Луки «при наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им говорить». Видевшим это и недоумевавшим апостол Петр объяснил смысл совершавшегося словами пророка Иоиля… Итак, для христиан праздник Пятидесятницы – это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божием – и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину – и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь – все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом. Начался в мире последний и великий день Господень! Протоиерей АЛЕКСАНДР Шмеман |