ПАЛОМНИЧЕСТВО

ЦАРСКИЕ ДНИ В ИЮЛЕ

Дневник сыктывкарской паломницы

Радости и трудности

Несколько лет назад с группой паломников из Сыктывкара мне посчастливилось побывать на Урале в местах, связанных с гибелью Царской семьи: в Храме–на–Крови в Екатеринбурге, построенном на месте Ипатьевского дома, в подвале которого в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были казнены Царственные страстотерпцы; на Ганиной Яме – заброшенном руднике, где чекисты пытались уничтожить следы своего страшного злодеяния и где сейчас построен мужской монастырь во имя Святых Царственных страстотерпцев; в Алапаевском монастыре Новомучеников Российских, основанном на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара и ещё 7 князей Императорской крови. Очень хотелось ещё раз побывать в этих святых местах, политых кровью Царственных страстотерпцев, пройти крестным ходом их последний путь от места расстрела до места варварского уничтожения святых останков, помолиться и попросить помощи в трудных житейских обстоятельствах. Это желание осуществилось в этом году.


Участницы паломничества в Екатеринбурге у Храма–на–Крови

Наша паломническая группа состояла из трёх человек. В неё вошли Татьяна Ивановна Ривчак, преподаватель русского языка и литературы, Болотова Нина Ивановна, уже имевшая опыт этого крестного хода, и я, Терешонкова Вера Петровна, преподаватель православной культуры. Билеты приобрели заранее, решили пробыть в Екатеринбурге целую неделю, чтобы не только пройти крестным ходом, но и познакомиться с историей и культурой города. Уже позже, заглянув в интернет, мы обнаружили целую программу Царских дней, рассчитанную как раз на время нашего пребывания в Екатеринбурге с 13 по 19 июля, так что нам самим ничего и придумывать не пришлось. 12 июля, после праздничной службы святым Первоверховным апостолам Петру и Павлу, мы отправились в путь. Единственное, что нас беспокоило, – это место нашего будущего проживания, о котором мы заранее не обеспокоились. Однако этот вопрос, к нашему удивлению и радости, решился как бы сам собой ещё в дороге. Нам позвонила младшая сестра нашей знакомой и предложила в полное распоряжение свою двухкомнатную квартиру в городе – спутнике Екатеринбурга Берёзовском. Видно, Господь, исходя из нашей немощи, решил не обременять нас в незнакомом городе жилищными проблемами.

Надо сказать, что программа Царских дней была интересная, познавательная и душеполезная. Она состояла из богослужений, лекций, концертов классической и духовной музыки, выставок, показа видеофильмов и т. д. Естественно, всё было связано с тематикой Царской семьи, а также историей Екатеринбурга. Все дни работала православная ярмарка, на которую съехались представители со всех областей России и даже из-за рубежа. Здесь можно было заказать требы практически в любой российский монастырь, был представлен широкий спектр духовной литературы и церковной утвари, продуктов пчеловодства, одежды в народном стиле на самый изысканный вкус и многое-многое другое. Тут же, посреди ярмарки, постоянно проходили концерты различных исполнителей духовных песен. Мы старались объять необъятное, посетить как можно больше мероприятий, впитать как можно больше информации, напитаться неповторимым духом Царских дней.

Наконец наступило 16 июля. Мы постарались хорошо выспаться, ведь нам предстояло провести без сна больше суток. Собрали самое необходимое для крестного хода. К обеду прибыли к храму. Программа этого дня была особенно насыщенной. В 15.00 начался молебен с акафистом Святым Царственным страстотерпцам. К этому времени уже прибыло несколько крестных ходов из различных городов России. Для них и других паломников было организовано горячее питание, поставлены палатки для отдыха, биотуалеты, вода для питья и мытья рук. Все желающие могли исповедаться. Священников было огромное количество, стояли и в храме, и на улице буквально через каждые пять метров. На улице перед храмом был поставлен престол, установлены ещё несколько больших экранов, транслирующих службу.

Любопытная деталь: незадолго до всенощной перед храмом вдруг появилось большое число инвалидов, которые ходили между людьми и просили милостыню. Народ перед крестным ходом оказался щедр на подаяния. Удивляло, однако, то, что все инвалиды были приблизительно одного возраста (не старше 20-ти) и передвигались с одинаковыми тросточками в абсолютно одинаковой манере, заваливаясь на правый бок. От служителей храма мы услышали, что приехал целый автобус с «мафией» из Санкт-Петербурга. Удивительно, но эти же «инвалиды» были первыми, кого мы увидели на Ганиной Яме по прибытии туда крестного хода. А потом они бесследно испарились, так же внезапно, как и появились.

На Ганину Яму

Итак, в 17.00 началось всенощное бдение. Объявили, что прибыл бывший екатеринбургский владыка Викентий, а ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский. Народ встретил его с большим воодушевлением. Служба была яркая, живая. Мы стояли в тенёчке, а священникам в полном облачении приходилось служить на самом солнцепёке. Тот день выдался особенно жарким. Помазание прошло очень организованно – несмотря на стечение огромного количества народа, не было долгих очередей. После всенощной с 19.30 до 23.00 люди имели возможность отдохнуть. Что касается нас, мы посетили свою любимую кулинарию, погуляли по городу вблизи храма и устроились на лужайке перед экраном в ожидании службы. Подошли добрые люди и предложили нам два коврика, которые раздавали днём эмчеэсовцы всем желающим. Мы были рады, ведь появилась возможность вытянуть ноги и слегка отдохнуть перед долгой дорогой.


Ближе к Ганиной Яме идти стало труднее

В 23.00 началась литургия. Люди молились, кто сидя, кто стоя. Дети сладко посапывали на травке, некоторые взрослые, не выдержав усталости долгого пути (иные шли до Екатеринбурга несколько месяцев), тоже не могли снять с себя путы сна и проснулись только к причастию. Мы молились перед экраном, стоя босыми ногами на пожухлой траве, отдавая земле остатки усталости. Где-то примерно половине третьего прошло причастие, также очень организованно, как и всё остальное. Около трёх часов утра начался крестный ход. В нём участвовало 40 тысяч паломников.

Екатеринбург был освещён, как днём. Всё выглядело очень красиво и торжественно. Очень долго шли по городу, постоянно обгоняя кого-то и стараясь пристроиться на свободное местечко. Но то нам наступали сзади на ноги, то мы натыкались на идущих впереди. И опять перебегали и искали, где поудобнее идти. Вдруг мы стали шататься из стороны в сторону, как матросы на палубе во время шторма. Оказывается, мы проходили по мосту, который, как нам объяснили опытные крестоходцы, всегда вибрирует. Честно скажу, стало страшно, казалось, вот-вот мост не выдержит тяжести такого количества народа и рухнет. Но, слава Богу, всё обошлось. Вышли из города уже на рассвете. Мы с Татьяной впервые были в екатеринбургском крестном ходе и по пути гадали, сколько будет остановок для отдыха: три, две или хотя бы одна. Не было ни одной. Все двадцать с лишним километров прошли безостановочно в очень быстром темпе. После шести часов утра стала чувствоваться усталость, хотелось спать, дорога пошла грунтовая, с крупными острыми камнями. Взялись крепко за руки – так и шли до конца, поддерживая друг друга.


Ганина Яма

Примерно в 7 часов прибыли в монастырь на Ганиной Яме (кстати, название Ганина Яма происходит от имени подрядчика, купившего рудник в середине ХIХ века. Его звали Гавриил, или, по-простому, Ганя). Сразу по прибытии прошёл молебен святым Царственным страстотерпцам. Затем люди могли отдохнуть и перекусить. Мы заказали требы, сходили в храм преп. Сергия Радонежского, приложились к иконам, вспомнили, как когда-то ночевали в этом храме в свой первый приезд. С тех пор многое изменилось, появились скульптурные изображения Царственных мучеников, строится новый каменный храм. Некоторые люди очень устали и улеглись спать прямо на лужайках около храмов. Мы же решили отведать пшённой каши, которую варили для паломников солдаты в походных кухнях. Съели по две порции. Попили чаю. А в 10 утра нас уже ждала «Газель», заказанная прихожанами храма Успения Пресвятой Богородицы из г. Берёзовского, в котором мы проживали. Мы заблаговременно озаботились забронировать места в этой машине для возвращения с крестного хода, ибо уже знали, что вывоз паломников с Ганиной Ямы не предусмотрен. Остаток дня 17 июля посвятили отдыху.

Екатеринбургские тайны

18 июля. День памяти св. преподобномученицы Елизаветы, а также преподобного Сергия Радонежского. Были на службе в берёзовском Успенском храме, затем отправились в Екатеринбург. Посетили музей святой Царской семьи на патриаршем подворье и выставку «За веру, Царя и Отечество» с графическими работами А. И. Петухова на шпоне редких пород деревьев, на которой присутствовал сам автор, с которым мы не преминули познакомиться.

В 16.00 мы пошли на лекцию «Ипатьевский дом после убийства Царской семьи, с 1919 по 1977 годы», которую читал Шитов Виталий Васильевич, историк, фотожурналист, член уральского общества краеведов. Это человек, который ещё в советские времена понимал значение для истории дома инженера Ипатьева. Зная, что здание предназначено к сносу, он сумел сфотографировать внутреннее убранство всех комнат, а также, рискуя собственной свободой, зафиксировал на камеру все этапы разрушения Ипатьевского дома, в котором Царская семья провела свои последние 78 дней жизни – с 30 апреля по 17 июля 1918 года. На лекции мы узнали, что разрушение здания произошло с 15 по 17 сентября 1977 года по прямой рекомендации председателя КГБ Ю. В. Андропова в связи с приближением нескольких круглых дат: 60-летия Советской власти, через год – 60-летия со дня расстрела Царской семьи и 110-летия со дня рождения императора Николая II. На Западе в газетах и журналах стали печататься материалы, касающиеся этих событий, что-то передавали западные радиостанции на русском языке. Это подхлестнуло интерес к дому Ипатьева, посмотреть на него приезжали люди даже из других городов. Такое внимание и привело к решению о сносе здания. Сначала была снесена надземная часть (под предлогом расширения улицы Карла Либкнехта), а потом, чтобы выкорчевать фундамент, стали проводить канализацию и электросети. Под местом, где была расстрельная комната, расположили бункер, а на поверхности имеется люк, закрывающий вход в бункер. Этот люк и служит сейчас ориентиром для определения истинного месторасположения расстрельной комнаты. Из-за подземного бункера храм пришлось построить немного в стороне.

На лекции В. В. Шитов рассказывал, как в 1928 году в Екатеринбург приезжал Маяковский, который очень хотел посмотреть место захоронения последнего российского императора. Видный уральский большевик А. Н. Парамонов показал ему это место. Всё было зафиксировано на камеру, фотография сохранилась до сих пор. Шитов подчеркнул, что место это достаточно узнаваемо. Результатом поездки явилось стихотворение Маяковского «Император». В связи с этим у меня возник вопрос: о каком месте идёт речь? О месте их предполагаемого сожжения (согласно версии следователя Соколова) или о месте, в котором были найдены останки, покоящиеся ныне в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга? С этим вопросом я обратилась к Шитову после лекции. Он ответил, что, конечно, речь идёт о месте захоронения Царских останков, обнаруженных на старой Коптяковской дороге. Далее я, естественно, спросила, что же тогда находится на Ганиной Яме, куда мы ходим крестным ходом. И вот какой получила ответ.

В. В. Шитов считает, что следователь Соколов, проводивший расследование убийства Царской семьи по горячим следам, не вполне добросовестно отнёсся к своим обязанностям, поэтому и не смог обнаружить истинное захоронение. Хотя существует и иное мнение, заключающееся в том, что Соколов намеренно пожертвовал своей репутацией следователя и оставил нетронутыми останки Семьи, не надеясь их вывезти в целости и сохранности в преддверии наступления «красных». По всей видимости, о месте, где в наше время нашли захоронение, Соколов знал – фото мостика из шпал на Коптяковской дороге было опубликовано в его книге.

Итак, по этой версии, в ночь после расстрела тела убиенных были погружены в грузовик и отвезены на заброшенный рудник Ганина Яма. Здесь с них сняли одежду и сожгли. Тела сбросили в открытую шахту и забросали гранатами, пытаясь её завалить. Но у них ничего не получилось. На следующий день было обнаружено, что шахта неглубокая, на глубине приблизительно 5-6 метров лежал лёд, подтаявший сверху. В этой ледяной воде тела святых страстотерпцев пролежали почти сутки. С большим трудом их вытащили, и решено было сжечь хотя бы часть расстрелянных, чтобы их число было меньше 11-ти (с целью запутать следы). Были отобраны тела царя Николая II, цесаревича Алексея, царицы Александры и доктора Боткина. Их облили бензином и подожгли, однако замороженные тела дымились, шипели, но никак не горели. Тогда их решили где-то закопать, сложили все одиннадцать тел в кузов грузовика и выехали по Коптяковской дороге.

Надо сказать, что Шитовым была проделана огромная работа по сбору и анализу свидетельств, касающихся расстрела и сокрытия останков Царской семьи. Он даже побывал в Гарвардском университете, где ему скопировали все имеющиеся у них материалы. Окончание же истории страшного злодеяния удивительным образом нам удалось услышать прямо на месте происходивших событий.

Коптяковский мостик

После того как В. В. Шитов покинул лекционный зал, Татьяна Ивановна, член нашей паломнической группы, сообщила нам потрясающую новость о том, что завтра, то есть 19 июля, мы едем в Поросёнков лог. Я помнила, что это то самое место, где были найдены предположительно царские останки, захороненные в Петропавловском соборе С.-Петербурга. С кем мы поедем и на чём – всё это мы должны были узнать на следующий день, который, как мы увидим, принесёт нам удивительные встречи и открытия.

19 июля – последний и самый необыкновенный день нашего пребывания в Екатеринбурге. С утра мы сложили наши пожитки и отвезли их на железнодорожный вокзал, сдав в камеру хранения. Оставшись налегке, погуляли на прощание по полюбившемуся нам городу и к 17.00 подошли к Краеведческому музею, куда уже начали собираться люди. Встретили В. В. Шитова – оказалось, он тоже собирается ехать в Поросёнков лог. Вскоре подъехал автобус и мы погрузились. Люди вокруг нас были солидные, довольно пожилые и хорошо знакомые друг с другом. Кто они такие, мы узнали уже по прибытии на место.


Возложение цветов на шпалы мостика
Коптяковской дороги

Минут через сорок мы остановились в лесу недалеко от железнодорожного полотна. Дальше пошли пешком и вскоре подошли к воротам, над которыми прочитали надпись: «Мемориал Дома Романовых». Пройдя ещё сотню метров, увидели два памятника напротив друг друга. На одном была следующая надпись: «Здесь скрывали от людей останки Царской семьи и верных ей лиц, убитых 17. 07. 18 г. в Екатеринбурге». Далее – более мелким шрифтом: «Останки найдены в 1978 г. А. Н. Авдониным и М. С. Кочуровым. Изъяты в 1991 г. при поддержке губернатора Э. Э. Росселя. Захоронены в С.-Петербурге в 1998 г. при участии президента Б. Н. Ельцина». Надпись на противоположном памятнике гласила: «Эта земля содержит части праха Императора Николая II 1868 г. р., Императрицы Александры Фёдоровны 1872 г. р., их дочерей Ольги Николаевны 1895 г. р., Татьяны Николаевны 1897 г. р., Анастасии Николаевны 1901 г. р., их приближённых Боткина Евгения Сергеевича 1855 г. р., Демидовой Анны Степановны 1879 г. р., Харитонова Ивана Михайловича 1870 г. р., Труппа Алоизия Егоровича 1865 г. р. Вечная им память». Далее, в паре десятков метров от памятных знаков, установлен большой крест на участке местности, покрытом шпалами. Нам объяснили, что здесь проходила старая Коптяковская дорога и именно на этом мостике из шпал около четырёх с половиной часов утра 19 июля 1918 года застрял грузовик с телами Царственных мучеников и их слуг. Поэтому было принято решение сокрыть тела, выкопав яму прямо на дороге. Здесь погребли девять человек, залили серной кислотой, закопали и снова наложили шпалы.

Участники поездки возложили красные розы на шпалы.

Чуть далее, в 70 метрах южнее первого захоронения, мы увидели ещё один крест и прошли к нему. Здесь мы познакомились с Леонидом Вахмяковым и были потрясены его рассказом. Оказалось, что именно он 29 июля 2007 года обнаружил второе захоронение, предположительно с останками цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Сантиметр за сантиметром при помощи щупа он исследовал почву, пока не наткнулся на кусочки углей. Хорошо изучив многочисленные документы, касающиеся сокрытия царственных останков, Л. Вахмяков знал, что тела детей были расчленены, облиты кислотой и сожжены. Были найдены части сосуда из-под кислоты и пуля, выпущенная из того же пистолета, что и в первом захоронении. Я спросила, на какой глубине были найдены останки. Л. Вахмяков показал: примерно на глубине 60 см.

Почему совсем недалеко от поверхности? Потому что дальше начинались камни и долбить их у чекистов уже не было времени. Здесь, у второго креста, мы помолились, пропели величание Царственным мученикам.

Непризнанный мемориал

Тут нас позвали пройти к первому кресту, где уже началась торжественная часть. А мы всё ещё не вполне представляли себе, кто эти люди, с которыми нас удивительным образом свела судьба. Постепенно всё прояснилось.

Оказывается, участниками этой поездки являются члены Екатеринбургского общественного благотворительного фонда «Обретение», созданного 10 июля 1991 года под председательством А. Н. Авдонина, доктора геолого-минералогических наук, старшего научного сотрудника Свердловского областного краеведческого музея. Главной целью фонда является исследование тёмных, малоизученных страниц истории России конца ХIХ – нач. ХХ вв. Именно силами этого фонда был открыт в 1995 году мемориал Романовых, ежегодно проводятся «Романовские чтения», читаются лекции.

Нам посчастливилось познакомиться с удивительными людьми: учёными, краеведами, исследователями, настоящими патриотами и знатоками своего дела. Все они являются непосредственными свидетелями и участниками исторических событий, связанных с нахождением места захоронения (1978 год) и извлечением предположительно святых останков (11 июля 1991 года). Надо заметить, что люди эти сугубо светские. К сожалению, они представляют тех немногих, кого волнует сохранение этого исторического места. Властям до этого дела нет, а Церковь пока ещё не уверена в подлинности останков. Это прозвучало в речах, сказанных во время торжественной части.

Особенно запомнилось очень эмоциональное выступление Николая Борисовича Неуймина, юриста по образованию и бывшего следователя. С горечью говорил он, что это злодеяние совершили не какие-то там евреи и иностранцы (как часто пишут), а свои, русские люди, ведь, по крайней мере, четверо из непосредственных участников расстрела (Ермаков, Никулин, М. Медведев, П. Медведев) были местными большевиками. Николай Борисович сказал, что по жестокости расправы с бывшим Императором нам нет равных в мире. И ещё Николай Борисович настаивал, что под шпалами находится не просто место бывшего захоронения, а «настоящая могила Царственных мучеников», так как в 1991 году были извлечены только костные останки, остальные же кусочки тел всё еще находятся здесь (было обнаружено около 150 конгломератов мягких тканей). Подлинные царские останки или нет – в любом случае к могиле должно быть почтение. Участок мемориала ограждали не раз, но местные жители постоянно сносят ограждения, удаляют кресты, мальчишки ездят фактически по могиле на велосипедах. Грустно было слушать всё это.

Позже я подошла к Николаю Борисовичу и попросила показать книгу о находке, изданную в 1994 году. На одной из фотографий увидела, что «скелет Императора» сохранился полностью, только средняя часть черепа была разбита прикладами, чтобы (как мне объяснили) невозможно было опознать. Во время поездки я также познакомилась с Владимиром Петровичем Саковичем, доктором медицинских наук, нейрохирургом. Он присутствовал при обследовании останков и рассказал, что, когда их извлекли, в общем-то, не нужны были и экспертизы для определения, кто есть кто. Владимир Петрович объяснил мне, как врач, что у Императрицы, например, сохранился фарфоровый зуб, который крепился на золотом штифе, а технологии такого высочайшего уровня могли применить в то время только в отношении царственной особы. У великих княжён в зубах были обнаружены очень маленькие пломбочки, свидетельствующие о том, что их зубы подвергались постоянному и самому тщательному осмотру и уходу... На прощание профессор подарил мне журнал «Медицина и здоровье» со своей статьёй, рассказывающей о ранении Кутузова, в свете современных достижений нейрохирургии. Вот с такими интересными людьми свела нас судьба на Коптяковской дороге.

Что касается моих личных ощущений, то признаюсь, что, находясь там, я словно чувствовала дыхание истории...

Каждый год 19 июля члены общества «Обретение» приезжают сюда, чтобы почтить память убиенных, так как именно в этот день в 1918 году здесь были сокрыты их тела. «Обретение» обеспокоено также тем, что найденные «останки Цесаревича и княжны Марии» до сих пор не захоронены, они находятся в Москве в одном из архивов. Зато прах одного из организаторов и участников злодейского убийства Якова Юровского покоится в колумбарии на территории православного Донского монастыря в приделе храма Серафима Саровского, любимого святого Царской семьи. Это притом, что Янкель Хаимович (настоящее имя Юровского), уроженец города Каинска, был не только атеистом-большевиком, но и происхождение имел не православное. Вот такие метаморфозы. Правда, есть предположение, что урну с прахом Юровского его приёмная дочь перевезла с территории Донского монастря в Ленинград.

Люди, с которыми мы подружились, – искренние и неравнодушные. Они добиваются, чтобы останки, найденные в захоронениях на старой Коптяковской дороге, были признаны останками Святых Царственных мучеников. Понятно, что, прикоснувшись к Истории, они исходят не из корысти – просто это стало делом их жизни. Члены общества «Обретение» надеются, что положение дел может измениться в следующем, 2013 году, когда будет отмечаться 400-летие дома Романовых. Хочется надеяться, что в этот вопрос будет внесена определённость.

На этом я заканчиваю своё повествование о незабываемом пребывании в Екатеринбурге в период Царских дней.

Вера ТЕРЕШОНКОВА,
преподаватель православной культуры
«Детско-юношеского центра спорта и туризма»,
г. Сыктывкар
Фото автора

Новая экспертиза?

(От редакции)

На протяжении многих лет наша газета публиковала различные мнения о подлинности «екатеринбургских останков», призывая не делать скоропалительных выводов. В этом вопросе до сих пор много неясностей – цареубийцы сделали всё, чтобы запутать следы преступления. Некоторую смуту внесли и 90-е годы, когда вершители новой, демократической, революции пытались использовать имя Государя Николая II и обнаружение «екатеринбургских останков» в своих целях. Во всяком случае, у многих создалось такое впечатление. Между тем вопрос остался неразрешённым...

Совсем недавно, 26 июля, в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания Святейший Патриарх Кирилл сказал «об очень важной информации, которая поступила к нам из Нью-Йорка и которая связана с обстоятельствами кончины Царской семьи». Он пояснил: «Полагаю, что эти обстоятельства помогут нам определить свою позицию, в том числе и по делу так называемых екатеринбургских останков. Я представлю вам соответствующие материалы, мы должны будем это обсудить и принять необходимые решения».

Важная информация – это обнаружение в Брюсселе при реставрации собора Иова Многострадального, построенного в память о Царе-мученике, новых вещественных доказательств из материалов следователя Николая Соколова. При реконструкции стены храма были извлечены свинцовые цилиндры с землёй с Ганиной Ямы. В цилиндры вложены стеклянные сосуды, а в них – земля, глина, смешанная с жировыми выделениями, которые остались при сжигании тел. Это даёт некоторый генетический материал для новых исследований и определения подлинности останков, найденных на Коптяковской дороге.

В подлинности самих вещественных доказательств сомневаться не приходится. В один из цилиндров вложена записка с их историей. В своё время следователь Соколов передал их на сохранение князю Ширинскому-Шихматову. Потом сын князя счёл нужным передать их Русской Зарубежной Церкви. Вещественные доказательства некоторые время хранились в православном храме в Париже, а позднее были переданы для хранения в строящийся храм в Брюсселе. В РПЦЗ об этом всё время знали, имелась фотокопия записки, которую никто от общественности не прятал.

Как сообщает «Интерфакс-Религия», в Западноевропейской епархии РПЦЗ настроены категорически против экспертизы. «Мощи ни в коем случае не могут быть подвергнуты какой-либо манипуляции. Они могут исключительно служить для молитвенного почитания верующего народа», – говорится в коммюнике епархии. Оттуда же приходит весть: в данный момент мощи «помещены, как полагается, в храме». Они остались запечатанными, а сопровождающий документ был свёрнут и вложен в новую стеклянную трубку. Всё было замуровано в том же порядке, как и прежде.

Но вопрос всё равно будет решаться... Симптоматично, что интернет-портал «Православие и мир» (его работу не раз высоко оценивала Московская Патриархия, многие его статьи перепечатывают епархиальные издания) недавно разместил интервью с протоиереем Сергием Правдолюбовым, который сказал следующее:

«Почему до сих пор не прославлены святые мощи Царственной семьи? Почему во всём мире экспертиза показала идентичность, признала, что это действительно царственные останки, а наши специалисты молчат и не хотят признавать? Если бы сейчас Церковь была свободна и экспертиза была бы неудовлетворительной, то можно было бы сказать всему русскому православному народу: сбросьтесь по рублю, а кто по сто, по тысяче рублей на новую экспертизу – совершенно объективную, с привлечением самых компетентных ученых, в самых дорогостоящих лабораториях всего мира. Давайте убедимся наконец полностью, стопроцентно, что это настоящие останки настоящих Царственных мучеников и страстотерпцев.

И если будет так – никаких денег не жалко. Мы будем обязаны устроить день прославления святых мощей Царственных страстотерпцев. Перенести их из Петропавловской крепости в храм, пусть храм Спаса-на-крови. Расставить раки святых Царственных мучеников. Собрать всё духовенство – митрополитов, архиепископов и епископов – на это торжественное событие. И устроить торжество прославления святых мощей, чтобы все подходили, прикладывались и целовали – радовались».

Впрочем, в том же интервью московский священник, в роду у которого шестеро предков прославлены в лике святых, признался: «Я не монархист, я никогда не любил монархические идеи и даже с трудом относился к прославлению святых Царственных мучеников. Но Церковь сказала: да! И это был только первый шаг. Необходимо сделать и второй. Не может прославление оставаться в таком зависшем состоянии...» В том-то и проблема, что для людей, уважающих русскую монархию и всею душой почитающих Царя-мученика, цена ошибки слишком высока. И осторожность в таких делах вполне оправданна.

Когда этот номер газеты уже отправлялся в печать, пришла весть: в Нью-Йорке выпущено «Сообщение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей». В нём, в частности, говорится:

«Ныне же, после обнаружения её (капсулы с землёй из Ганиной ямы. - Ред.), Архиерейский Синод, ввиду того что важный вопрос об останках Царской семьи в России приближается к окончательному решению благодаря новым данным, соединённым с серьёзными научными исследованиями, но, с другой стороны, всё ещё остаётся спорным, выражает готовность способствовать на основе этого обретения дальнейшему изучению вопроса совместно с Церковью в России. Непременным условием изучения будет благоговейное отношение к тому, что связано с мученической кончиной Царской семьи и её верных слуг. Архиерейский Синод считает возможным и надеется, что это поможет обрести однозначный ответ в столь важном для всей Русской Православной Церкви вопросе». По всей видимости, капсулу из стены храма снова извлекут и новая экспертиза состоится.