ХРОНОГРАФ ВАРЯГИС середины сентября у нас в России официально началось празднование 1150-летия российской государственности. На Русском Севере соответствующие мероприятия должны пройти в Великом Новгороде, Старой Ладоге, Белозерске, Костроме, Вологде... Центральный банк РФ выпустил юбилейные монеты. Проводятся научные конференции, на которых, впрочем, сам «юбилей государственности» подвергается сомнению. Приурочен он к дате «призвания варягов на Русь», но есть летописные свидетельства, что наша государственность зародилась задолго до Рюрика, а «варяги» потребовались только, чтобы провести реформы в славяно-финноугорской стране. Инициатором их был старейшина ильменских словен Гостомысл, находившийся в родственной связи со скандинавскими князьями. Как водится, начатые реформы выдвинули на первое место тех, кто был приглашён в качестве помощников. Такое повторялось и столетия спустя – достаточно вспомнить засилье иностранцев в нашем государстве после реформ Петра I. Ещё одна теория, не хуже других. Но некоторые проводят параллель и с нашим временем, мол, реформы Ельцина 90-х годов – это точно такое же необходимое «призвание варягов», когда советники экономические и политические, приглашённые с Запада, трудились во благо государства российского. Абсурд, конечно... Трудно представить Б. Н. Ельцина в роли Гостомысла, о котором летопись сообщает: «Многие же князи от далёких стран приходили морем и землёю послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду». Реформы Гостомысл начинал и «варягов призывал» от сознания силы, а не слабости, как было у нас в 90-е. После «призвания варягов 90-х» минули два десятилетия, и сейчас происходит то, что в ту пору представить нельзя было. Вот несколько событий нынешней осени. В Москве состоялось первое заседание президентского Совета по культуре и искусству, на котором глава страны заявил: «Потеря собственного "культурного лица", национального культурного кода, морального стержня – всё это ослабляет и разрушает общество». Вскоре впервые в истории Россия заблокировала резолюцию Совета Европы. Причина в том, что в резолюцию конференции по молодёжной политике европейские делегации внесли пункт о «правах сексуальных меньшинств». Примерно в то же время часть депутатов Европарламента выдвинула Пусси Риот на премию «За свободу мысли» имени правозащитника А. Сахарова, которая была учреждена в 1988 году тем же самым Европарламентом. Наверное, эмоциональнее всех это прокомментировал политолог С. Кургинян: «Теперь над Европой поднят флаг – такой "Весёлый Роджер" – аморальности, распутства и всего прочего. Это постмодернистская Европа, это не Европа Бальзака, Золя, Экзюпери! Это Европа Пусси Риот, Мадонны. А нам что в ней делать? Ситуация будет развиваться только к худшему... Хотеть понравиться – бессмысленно! Чем больше мы стремимся построить с ними какой-то compromise, тем более хамски они себя ведут». И ещё одно невиданное прежде событие – председатель нашей Государственной Думы не поехал на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), сочтя присутствие там бессмысленным. Прежнее очарование Западом рассеивается. Словно бы поплыл грим на лице состарившейся актрисы... И тут примечательна одна история. Многие, наверное, помнят фильм «Шербурские зонтики». Снятый в 1964 году, он был культовым для того поколения советской молодёжи, которая к 90-м годам вошла в зрелый возраст и решала судьбу страны. В этом фильме Катрин Денёв играла скромную продавщицу зонтиков. Девушка-ангел с большими глазами и нежным певучим голосом стала для наших соотечественников символом Франции и Европы. И вот не так давно, 19 сентября, Катрин Денёв прибыла в Екатеринбург для участия в благотворительных мероприятиях, вырученные средства от которых пойдут онкологическим детям. Дело доброе, встретили её на Урале очень тепло. Но, как пишет екатеринбуржец С. Писарев, член Попечительского совета журнала «Регионы России», было неким шоком вместо Женевьевы из «Шербурских зонтиков» увидеть нечто другое... Неприятно поразил его факт, что «посол доброй воли», приехавшая собирать деньги для детей, первым делом пошла в меховой салон. Затем нервно отреагировала в кафе на просьбу не курить. В тот же день не пришла на заранее согласованную благотворительную встречу, за которую было уже заплачено 61 тыс. руб. А явившись в детский онкологический центр, не захотела прикрыть обувь и одежду бахилами и медицинским халатом. С. Писарев перечисляет и другие поразившие его странности, которые из уважения к даме не стоит повторять. «Что она делает у нас в Екатеринбурге, было вообще непонятно до тех пор, пока она не начала критиковать Путина и наш государственный строй, заступаясь за кощунниц из Пусси Риот», – предполагает екатеринбуржец. Такое вот разочарование. Кстати, ещё один казус с французской дивой случился за полтора месяца до этого, на Московском кинофестивале, где министр культуры РФ должен был вручить ей приз «Верю. Константин Станиславский». Министр вышел со статуэткой на сцену, сказал речь в присутствии знаменитой актрисы и, забывшись, вместе со статуэткой ушёл за кулисы, так и не вручив её. Верили в «символ Франции», а теперь, получается, нет? «Шербурские зонтики», действительно, очень чистый фильм – о любви, о супружеской верности. Но не многие знают, что спустя три года в другом фильме Катрин Денёв снялась в роли жены, которая ради своих сексуальных фантазий втайне от мужа-буржуа устроилась проституткой в бордель. В 1967 году фильм в Европе вызвал скандал. Сейчас же он считается там классикой. Да, Европа уже не та... Во Франции 31 октября собираются принять закон об однополых семьях с запретом на слова «мать» и «отец» – во всех официальных документах появятся «родитель 1» и «родитель 2». Министр юстиции Франции заявил католической газете La Croix: «Кто может сказать, что гетеросексуальная пара воспитает ребёнка лучше, чем гомосексуальная пара?» Католики между тем обороняются, Папа Римский пригласил 30 французских епископов в Ватикан, чтобы призвать их на борьбу против чуждого европейским традициям закона, который разрушит в государстве нравственные основы жизни. Что касается России, то «варяги» у нас всегда ассимилировались, принимая обычаи и нравственный кодекс нашего народа. Или изгонялись. Так было с норманнами, немцами и многими другими. Есть надежда, что «переварим» мы и либералов-западников. «Я далёк от романтической восторженности, от того, чтобы заявить, что мы побеждаем, – сказал писатель Владимир Крупин после XVI Всемирного Русского Народного Собора, который 1-2 октября проходил в Москве. – Но вместе с тем мы почувствовали, что идут какие-то неуловимые подвижки к спасению России...» Дай-то Бог! Михаил СИЗОВ |