БЕСЕДА О ГЛАВНОМ И ЛИШНЕМрассказывает владыка недавно образованной епархии
С владыкой Яранским и Лузским Паисием (Кузнецовым) я встретился накануне его епископской хиротонии на торжествах по случаю 15-летия прославления в лике святых преподобного Матфея Яранского. На правах будущего епископа архимандрит Паисий возглавлял эти торжества и много проповедовал. Надо сказать, что будущий владыка поразил меня своими неординарными проповедями о современном очень трагическом духовном состоянии общества. И такая внутренняя сила была в них, такая духовная власть... А после службы со священством и прихожанами снова дружески беседовал обычный человек. Да и священники, как я заметил, похоже, никак не могли привыкнуть, что во епископы назначен самый молодой из них (владыке Паисию всего 37 лет). Вместе с приезжими иереями меня поселили в доме епископа. Сначала я решил, что это старинный архиерейский дом, сохранившийся ещё с тех пор, когда с 1920 по 1937 годы в Яранске находилась кафедра викарных архиереев. Но оказалось, что это двухэтажное здание было выстроено в 1992 году специально для правящих вятских владык. Часто в свои приезды в Яранск здесь останавливался митрополит Хрисанф, потом архиепископ (ныне митрополит) Марк, а сейчас это резиденция епископа Паисия. Покои и кабинет владыки находятся на втором этаже. В доме ещё три или четыре небольших комнатки для приезжих. Внизу столовая и трапезная, тоже по размерам очень скромные. И вид молодого духовного лица с маленькой бородкой, стремительно передвигающегося по коридору, да ещё в спортивном костюме, ну никак не вязался у меня с высоким епископским саном. Тем более что ко всем гостям о. Паисий относится как к своим близким друзьям. Пролетая мимо нашей комнатки, он обязательно заглядывал в неё, перекидывался двумя-тремя фразами и тут же, глядишь, дальше летит по своим делам. Даже священники во время трапезы, рассаживаясь по старшинству, безо всяких пиететов обращались к нему на «ты». И его это нисколько не смущало. И в нашем разговоре будущий архиерей не разливался соловьём, не выбирал слов, хотя я уже убедился, что красиво говорить он умеет. Не зря же он получил два образования – педагогическое и духовное (окончил Московскую Духовную академию). Нужно окружать себя знающими людьми– Отец Паисий, для вас предложение стать епископом стало неожиданным? Похоже, вы до сих пор не можете до конца осознать, что стали архиереем… – А как вы думали? Конечно, неожиданно. К этому не было никаких предпосылок. Всё, что произошло, невероятно для меня. Я служил простым приходским священником в сельском храме, вдруг меня переводят в Киров в Спасский собор, назначают ключарём собора, потом – благочинным первого Вятского округа. Проходит совсем немного времени, владыка Марк говорит мне: «Мы тебя рассматриваем как кандидата на епископскую хиротонию». Потом я прошёл собеседование у Святейшего Патриарха. Он одобрил мою кандидатуру. И даже после этого поверить, что я стану епископом, было трудно. Тогда я был протоиереем с мирским именем Андрей. После собеседования с Патриархом меня постригли в иеромонахи с наречением нового имени – в честь святого Паисия (Величковского). А 4 октября 2012 года Священный Синод определил меня на Яранскую кафедру. На Покров Пресвятой Богородицы возвели в сан архимандрита. Тогда уже как-то стал осознавать, что со мной происходит. – Ведь не просто так владыка Марк предложил вашу кандидатуру во епископы. Значит, у вас есть для этого необходимые качества? – Какие там качества?! Другие священники, глядишь, храмы строят, всё своими руками делают. А я делать ничего не умею, для меня гвоздь забить – уже подвиг. Но, где бы я ни служил, всегда чувствовал помощь Божию. В Туже (райцентр Кировской области. – Ред.) у меня было такое чувство, что Господь взял за руку и повёл за Собой. Каким-то невероятным образом Он стал сводить меня с теми людьми, которые необходимы в той или иной ситуации и могли бы помочь. Не деньгами, нет. Сегодня деньгами никто помочь не может, советом помогают: как поступить, что сделать. Всегда нужно прислушиваться к словам знающих людей, окружать себя людьми умными. И таких людей Господь мне всегда посылал. – Хорошо, если вы так же будете думать и тогда, когда станете владыкой. Часто епископы себя окружают льстецами, которые только и знают, что плести интриги вокруг владыки… – Далеко не все. Вот владыка Иоанн Йошкар-Олинский не окружает себя льстецами. Человек высокой души, великий молитвенник. Он для меня пример – с нуля создал епархию. Город Йошкар-Ола до него представлял собой буквально «тьму неверия». Не было ни одного храма, а сейчас? Посмотрите, какое там торжество православия, какой духовный оазис! Владыка Иоанн поставил катехизацию населения во главу угла и сам читает лекции. Так вот, он себя никогда не окружал льстецами и мне неоднократно говорил: «Бойся льстецов, потому что от них один вред душе». – Расскажите, пожалуйста, где вы родились, о своей семье, верующими были ваши родители или нет. И с какого возраста вы пришли к Богу? – Я родился в деревне Бахтинские; там никогда не было храма, поэтому я рос в неверующей семье. Через два года наша семья переехала в село Шкаланка Яранского района. Мама работала в детском саду воспитателем, отец – шофёром в колхозе. Во времена моего детства – это 80-е годы – против религии в школе уже ничего не говорили, но всё равно эта тема замалчивалась. Ни от кого о Боге я не слышал и о религии совершенно не задумывался, но в детстве много читал. И какие-то религиозные мотивы в литературе встречались. В школьной библиотеке я находил и читал книги по атеизму... – С какой целью? – Сам не знаю, но, видимо, какой-то интерес уже тогда начал просыпаться к религии, а почерпнуть у нас сведения о ней можно было тогда только из таких книжек. Верующим я стал осознанно в 15 лет, будучи ещё некрещёным. Вдруг как-то сразу понял, что Бог есть. Тогда же пошёл к своей бабушке, переписал у неё молитвы из тетрадочки – «Отче наш», тропарь Богородице – и стал их читать. – Она была верующая? – Тогда старушки переписывали молитвы из тетрадочек друг у друга. Можно сказать, что моя бабушка была человеком религиозным, но чтобы верующей – вряд ли… Я не видел, чтобы она молилась, соблюдала посты и ходила в храм. Спустя какое-то время я стал убеждать родителей, чтобы они меня крестили. 22 июля 1990 года состоялось моё крещение в Успенском соборе Яранска, и я стал по воскресеньям приезжать в храм. Конечно, это было нелегко – от нашего села до города 24 километра. Автобусное сообщение нерегулярное, приходилось добираться автостопом, искать попутные машины. А то и пешком. В том же году я поступил в Оршанское педучилище в Марийской республике. В субботу вечером из училища приезжал домой, утром ехал в церковь в Яранск, после службы возвращался обратно, брал вещи и снова отправлялся в училище. Несмотря на такие трудности, я не пропустил ни одной воскресной службы. А на каникулах вообще чуть ли не каждый день пропадал в храме. Видимо, заметив такое усердие, настоятель протоиерей Мирон Гах пригласил меня потрудиться чтецом и алтарником. Этот батюшка оказал на меня очень большое влияние. В книгах по атеизму, сами знаете, как попы описывались. А тут я увидел умного, культурного человека, который красиво служил и хорошо проповедовал. Это не могло оставить равнодушным. Главным образом благодаря отец Мирону я стал регулярно бывать в храме. О «старцах» и «путешественниках»– После окончания педучилища, в 1994 году, мне предложили организовать воскресную школу в Успенском соборе, – продолжает рассказ о. Паисий, – и по благословению нового настоятеля, игумена Макария (Коробейникова), я занялся этим. Отец Макарий стал моим духовником. Это был истинный монах, благочестивый, молитвенник. – Я слышал, что вы отзываетесь об отце Макарии как о старце, хотя считаете, что в наше время старцев нет? – Конечно, это был старец. Настоящий пастырь Христова стада. На свою пенсию он покупал духовную литературу и раздавал прихожанам. Куда бы ни шёл, всегда в свой чемоданчик клал книжки. Дело духовного руководства он совершал просто, безо всяких чудес, с какими принято сейчас отожествлять старцев. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что духоносных старцев у нас нет, есть более опытные из братии, но это не старцы. Если уж во времена святителя их не было, то в наше время и подавно. Может быть, так можно назвать отца Иоанна (Крестьянкина), отца Николая (Гурьянова)… Но мирянам-то какие вопросы с ними обсуждать? Старец – это руководитель послушников и монахов. Для мирянина есть духовник, приходской священник. Многие сейчас ищут старцев, чтобы те рассказали прошлое, будущее да ещё исцелили. Святитель Игнатий (Брянчанинов) резко отрицательно относился к этому: «Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований». Обычно на это покупаются люди, которые не ведут никакой сознательной духовной жизни: не причащаются, не исповедуются, не молятся. Есть у нас и «путешественники», которые свой приходской храм не посещают, а ездят по «старцам» да по отчиткам… А что современные «старцы» проповедуют? Не брать паспортов и ИНН. То есть вместо борьбы с грехом заставляют бороться с внешними формами светской жизни. Но какое отношение паспорт или ИНН имеет к духовной жизни? Почему меня должно заботить, как меня маркируют в налоговой? Сами эти «старцы» живут в монастырях на всём готовом, одеты, обуты, накормлены, о них заботится игумен монастыря. А мирян обрекают на голодную смерть. Говорят, чтобы увольнялись с работы, бежали в леса. Ещё и семьи разрушают – и без того у нас одни разводы. От таких «старцев» только вред. Путь к рукоположению
– Расскажите, как вы пришли к священству? – В 1994 году я стал уже штатным алтарником и преподавателем воскресной школы. Спустя два года меня пригласил владыка Хрисанф и предложил хиротонию. Я воспринял это как Божью волю и попросил его благословения. Мне было тогда 20 лет. И вот через два месяца меня целибатом рукоположили сначала в дьяконы, а 4 марта – во священники и назначили в Успенский собор. Там я послужил пять лет, потом пять лет был настоятелем Спасского храма села Матвинур Санчурского района. Мы с прихожанами восстановили храм, который находился в запущенном состоянии. – Село там большое? – Больше полутысячи жителей, но прихода не существовало. Более чем за 80 лет духовная жизнь была полностью разрушена. С Божьей помощью мы наладили приходскую жизнь… А потом, с 2006 года по январь 2012 года, я служил в Туже, в одном из самых проблемных приходов епархии. – Почему? – Какого бы священника туда ни назначали, местные бабушки-активистки всех выживали. Мне пришлось действовать жёстко – можно сказать, железной рукой наводить порядок. Удалось там собрать хороший и большой приход, достроить храм и поднять интерес местных жителей к православию. Конечно, мне было очень жалко оставлять этот приход, переезжать в Киров. – Везде, где пришлось служить, вы создавали воскресную школу? – Обязательно. Я считаю, что на каждом приходе должна быть воскресная школа. В Туже я организовал ещё и школу для взрослых, где сам преподавал. Также мы собирали библиотеки духовной литературы. Я всегда старался наладить контакты с местной интеллигенцией. Например, в Туже мы и с музеем сотрудничали, и с сельской библиотекой. Такая приходская деятельность всегда находит отклик у людей. Главное – духовное просвещение
– Сколько приходов и духовенства в Яранской и Лузской епархии? Какова численность населения? – Где-то на 220 тысяч человек, по официальным данным, мы имеем 46 приходов и два монастыря, более сорока священников. – Какие задачи вы, как епископ, будете решать в первую очередь? – Наша главная задача – духовное просвещение людей. Если мы и дальше будем тянуть с этим вопросом, то просто пропадём, уровень христианского образования прихожан сейчас оставляет желать много лучшего. – А что в этом направлении планируете предпринимать? – Должна быть обязательная катехизация перед крещением, не менее двух бесед. Потом число их будем увеличивать. Катехизацию нужно проводить при каждом приходе, потому что большинство людей бывает в церкви два раза в жизни: на крещении и отпевании. А иначе так и получается, что мы крестим безбожников. Какой смысл в таком крещении? У нас в Спасском соборе служит умнейший и смиреннейший священник – отец Владислав. Он как-то пришёл ко мне и говорит: «Не хочу больше крестить!» Если уж он крестить не хочет, то я и подавно не хочу! Я только отпевать люблю. У покойников к тебе никаких вопросов – лежит молчит. А тут только выходишь на крещение, мамочки уже претензии предъявляют: «Я хочу, чтобы моего ребёнка первым крестили!», «А я своего раздевать не буду!» – и прочие глупости. Надо рассказывать о православной вере, о Таинстве крещения, объяснять правила поведения в храме. Я понимаю, что в связи с этим количество крещений может резко сократиться. Но меня это абсолютно не пугает. Нет никакого смысла в крещении людей неверующих. Такая же ситуация складывается и с освящением квартир. Вы знаете, какие недобрые чувства иногда возникают, когда освящаешь квартиру неверующего человека? Некоторым просто надо, чтобы поп в их квартире чем-то покадил, куда-то побрызгал. Хочешь сказать человеку пастырское слово, а оно абсолютно ему не нужно. И при крещении, и при освящении начнёшь говорить проповедь и сразу слышишь в ответ: «Мы тебе заплатили, чего ещё от нас нужно? Делай своё дело и уходи». Ещё в 90-е годы постеснялись бы такие слова сказать священнику. Всё-таки тогда люди священство уважали. Сейчас могут сказать любую гадость. – А с детьми как быть? Их-то нужно крестить. Какая среди них может быть катехизация? – У детей есть родители, крёстные. С ними надо проводить подобную работу, чтобы они из своих детей воспитывали настоящих христиан. – Что ещё входит в катехизацию? – Воскресные школы при приходах, как для детей, так и для взрослых. При храмах должны быть открыты православные библиотеки. Священники должны сотрудничать и с местными библиотеками – сельскими и городскими. В них необходимо открывать уголки духовной литературы. Священникам нужно как можно больше проповедовать. Мы должны идти в мир. Каждая литургия должна заканчиваться проповедью. В своих проповедях я говорил о частом причащении. У людей должно быть отношение к причастию не как к какому-то магическому обряду, а как к наиважнейшему церковному Таинству. Некоторые говорят, что на Пасху причащаться нельзя. Это неверно. У меня постоянных прихожан в Туже было человек 100-150. В последнюю Пасху у нас причастилось 96 человек. А в Спасском соборе на Пасхальной службе стояло полторы сотни причастников. – А как часто, по вашему мнению, нужно причащаться? – Хотя бы раз в месяц, а по возможности и ещё чаще. Мы должны отходить от синодальных пережитков, когда каждому прихожанину рекомендовалось причащаться раз в год. Нынче многие приходят на литургию, словно в театр: посмотреть, как поют, читают, как дьякон возглашает. Полная церковь народу, а причастников один-два человека. Перед причастием священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – все стоят. И никакого страха Божия – причастники, подходя к Чаше, разговаривают. Отношение человека к Богу может быть, как у сына, как у наёмника и как у раба. Так вот, большинство людей ведут себя как наёмники, по принципу «ты мне – я тебе»: «Я исповедуюсь и причащусь, только и Ты, Господи, дай мне за это то, что мне нужно». Вчера и завтра– Сейчас мы празднуем 15-летие прославления преподобного Матфея Яранского – пожалуй, самого почитаемого святого во вновь образованной Яранской епархии. Но на территории епархии, наверное, есть и ещё почитаемые святые? – В Лузе подвизался преподобный Леонид Усть-Недумский. В Санчурском районе – преподобный Александр (Уродов), игумен Санаксарский, день его памяти 27 августа. Священномученики Анатолий Ивановский в Уржуме и Виктор Усов в Подосиновце, мученица Нина Кузнецова из Лальска... И ещё есть кандидаты на канонизацию. Об этих угодниках Божьих люди должны знать: необходимо говорить о них, издавать отдельные жития. Конечно, Матфей Яранский известен уже по всей России. Это великий чудотворец и молитвенник. Я знаю людей, которые исцелялись на его могиле... – Кроме крестного хода, посвящённого Матфею Яранскому, есть ли ещё какие-то крестные ходы в вашей епархии, может быть, их можно восстановить с древних времён? – Многие старинные ходы в наше время невозможно восстановить в прежнем виде. Скажем, чудотворную икону Спасителя раньше с весны до осени возили по деревням и сёлам. Эта икона весьма почиталась, и каждое село желало принять её у себя, совершить молебен... В 30–40-е годы прошлого века среди тихоновцев и обновленцев был даже спор об этой иконе – кому она должна принадлежать. Дело в том, что центр обновленчества находился тогда в Преображенском храме, который стоял рядом с Успенским собором. А Успенский храм, где хранилась икона, был у тихоновцев. Тем более что в Яранске в то время находился патриарший викарий; нужно было как-то противостоять обновленчеству. И вот они никак не могли договориться между собой, я даже видел документы по этому поводу. Слава Богу, сейчас икона находится в Успенском соборе, и мы хотим возобновить традицию возить икону по деревням. Но как это будет происходить, я пока не знаю. Можно, конечно, и остальные крестные ходы восстановить. Только как? Уже нет и ни этих сёл, ни многих святынь... – А что, и у обновленцев здесь имелись свои епископы? – Один перешёл к обновленцам, остальные были тихоновцами. Последний – епископ Вячеслав (Курков), его расстреляли в 1937 году; сейчас рассматриваются документы к его прославлению как новомученика. Он, кстати, является основателем общецерковного почитания отца Матфея, так как при нём стали распространяться через храмы фотографии старца. Яранское кладбище – это настоящий некрополь. Там находится и могила архимандрита Варсонофия, последнего настоятеля Ежовского Мироносицкого монастыря около Йошкар-Олы. Он тоже кандидат на канонизацию. На нашем кладбище захоронены расстрелянные епископы Иоаким и Иаков. Там же лежит иеромонах Авель – ученик и духовное чадо преподобного Матфея, тоже известный Божий человек. – Какие ещё почитаемые святыни сохранились на территории Яранской епархии? – В деревне Мари-Ушем Яранского района есть старинный, очень почитаемый источник Николая Чудотворца. Множество людей приезжает туда, и многие исцеляются. – У вас епархия Яранская и Лузская. От одного города до другого очень большое расстояние. Как часто планируете посещать вторую кафедру? – У нас есть машина, есть автобусное сообщение. С Аркадием – моим секретарём – недавно ездили в Лузу на поезде, семь часов в пути. Думаю, что по необходимости буду посещать вторую кафедру четыре-пять раз в год. Сейчас с этим нет никаких проблем. Собираем чемоданы с облачениями, берём двоих иподьяконов и едем на неделю или две. – В этом архиерейском доме и будет ваше епархиальное управление? – Здесь я буду жить, а под епархиальное управление нам передали старинное здание бывшего духовного училища, построенное ещё в 1882 году. После его закрытия там был учительский институт. Моя бабушка училась в нём в военные годы. Потом в здании разместили школу-интернат. Оно большое по площади, трёхэтажное, сейчас в запустении. Чем уж мы его будем заполнять, как обживать – я пока не знаю, посмотрим. Как Бог даст. Главное – идти вперёд и не отступать. – Что вы намерены сделать в первую очередь? – После хиротонии буду приходы объезжать. Надо точно знать, что реально происходит в них. – Что бы вы могли пожелать нашей газете? – Ваша газета очень интересная, в ней нет официоза; она затрагивает живые темы, отражает разные точки зрения по многим злободневным вопросам. Желаю оставаться такой же. – Спасибо за это интервью и Божьей помощи в вашем архиерейском служении! Евгений СУВОРОВ | |||