ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ УРОКИ МАТУШКИ ФОТИНИИ– Букву А повторим и покажем: встанем на ножки по ширине плеч, а ручки – забыли? Вспомните, как мы складываем ручки, когда причащаемся, – вот так и теперь сложите... Малыши стараются изобразить «букву-начальницу» – чтобы было похоже, и Светлана Ференцевна восклицает: «Молодцы!» Такие вот замечательные уроки проходят в Петербургском православном образовательном дошкольном центре при церкви Серафима Саровского. С. Ф. Щукина, преподаватель курса занятий «Родное слово» для младших и старших дошкольников, пришла сюда поначалу в качестве бабушки, сидела на уроках вместе с внучкой. Потом, когда стало известно, что она сама педагог с 30-летним стажем, ей предложили поделиться опытом. А он у Светланы Ференцевны действительно богатый. Окончив в своё время Мурманский пединститут по специальности «преподаватель русского языка и литературы», она работала в школах, детсадах, в Петербургском педуниверситете имени Герцена. Свой немалый педагогический опыт С. Ф. Щукина изложила в двух своих книгах. Их названия – в просветительском духе русской педагогической школы: «Жить, думать, чувствовать, любить…» и «Беседы о святых словах русского языка» (написана в соавторстве с В. В. Семенцовым). Кроме того, Светлана Ференцевна является автором множества публикаций в разных изданиях, в том числе в журналах «Русская словесность», «Литература в школе», «Мир русского слова». Девять лет назад муж Светланы Ференцевны, тоже педагог, принял священнический сан. Теперь он, иерей Валентин, служит в Князь-Владимирском соборе, а Светлана Ференцевна стала матушкой Фотинией. Я спросила, что изменилось в её жизни с тех пор, как произошло это событие. Светлана Ференцевна засмущалась и ответила: – Стало больше страха, ответственности. Господь стал посылать ко мне людей за советом, утешением… – Мне запомнился урок, когда вы спрашивали девочек и мальчиков, в порядке ли у них дома куклы и машинки. Совсем по-другому воздействуют эти слова, когда слышишь их из уст не только учителя, но матушки. Рождается покаяние, желание навести порядок в своей жизни… – Да, ведь о Боге можно говорить только тогда, когда ты начал помогать маме по хозяйству, беречь игрушки и ухаживать за ними. Как родители отвечают перед Богом за своих детей, так и дети – за своих игрушечных подопечных. Во времена нашей молодости были даже специальные мастерские, где можно было починить игрушку… – Расскажите о начале своего пути, о том, как стали педагогом… – С детства моя жизнь была пронизана атмосферой любви, доверия и уважения. Открыто о Господе не говорили, но бабушка всегда беседовала со мной иносказательно, поучительно. И только потом я поняла, что в её речи звучали слова из Святого Евангелия… Как стала педагогом? Мама у меня филолог. И я навсегда запомнила одну поездку с ней в экспедицию вместе с «мурманским Далем», как его называют, – Иваном Севастьяновичем Меркурьевым, автором словаря «Живая речь кольских поморов», человеком православным. Я увидела, что такое Россия, родина, и что слово – бесценно. …Мы не договорили, потому что моей собеседнице пора было начинать урок. Две внучки матушки Фотинии (а всего у матушки четверо внуков и два сына) сидели тут же, за общей партой. Елизавета и Ксения, конечно, не могли удержаться, чтобы не назвать на уроке любимую бабушку просто бабушкой, а не Светланой Ференцевной. На занятии изучали азбуку. Сколько тайн оказалось скрыто в знакомых, казалось бы, буквах! Маленькие ученики не только знакомятся с буквами, но и учатся через них православному мировоззрению, начинают различать оттенки стилей речи. – Например, имя буквы Г – глагол. Кто может «глаголеть»? – задаёт вопрос учитель. – Человек? Нет, человек может только говорить, разглагольствовать. А глаголеть может только Бог. В руках у Светланы Ференцевны – чудесная книга с картинками «Азбука в пословицах русского народа». – Какие же пословицы на букву Г вы знаете? «Господь родился – весь мир просветился». А что нарисовано на картинке под пословицей «Гордым быть – глупым слыть»? Посмотрите, мальчик стоит с гордо поднятой головой, держит в руках пульт, рядом – большая радиоуправляемая машина. За его спиной играют дети с простыми игрушками. Можно ли гордиться машиной? – спрашивает преподаватель. – Нет, конечно. Только своим трудом можно гордиться!.. А это буква Д – Добро. Что бывает доброе? Дети задумываются… А пословица «Детство зелено, юность храбра, старость мудра» рассказала детям об истории Российского государства. На картинке дедушка, папа и сынишка лет девяти, все они в разных военных костюмах. На мальчике – мундир и белые панталоны. Это костюм времён Отечественной войны 1812 года. Почему штанишки у мальчика белые? Их же легко запачкать! А это неслучайно. Русским воинам специально шили лосины белого цвета, чтобы стыдно было падать на колени перед врагом… Урока, который длился 30 минут, было явно недостаточно – никому не хотелось расходиться. На часы никто и не смотрел, хотя администратор дважды уже напомнил о времени – на подходе была старшая группа. Ведь хочется ещё похвастаться домашними заданиями: выполняли не только дети, но и их родители. Сколько сил, приятных часов нужно затратить, скажем, на то, чтобы вышить выученную букву нитками мулине по контуру, проколотому на цветном картоне. А затем придумать и нарисовать свои картинки к пословицам, выучить стихи… Светлана Ференцевна очень любит и сама читать стихи о природе, учит детей наблюдать за ней и через неё общаться с Богом! Ведь не все, например, знают, почему снег весной вокруг деревьев тёмный – потому что ствол тёплый, в нём течёт уже новая жизнь. А сколько добрых чувств рождается при этих размышлениях! Светлана Ференцевна читает стихотворение А. Фета, написанное 125 лет назад, и все мы, дети и родители, словно парим на облаке какого-то необъяснимого счастья. И кажется, это про нас и наших детей:
Анна ИЗМАЙЛОВА | |