ВЕРТОГРАД РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения 1 марта (Мк. 14, 3-9) И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокажённого, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного; и разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Моё к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память её, и о том, что она сделала (3-9). Александр Павлович Лопухин Спаситель предупреждает Своих последователей о том, что дело сохранения себя в евангельской истине есть дело первостепенной важности и что эта задача ничуть не уступает по своей значимости христианскому доброделанию, а в иных случаях даже превосходит его. Протоиерей Симеон Лев Священномученик Григорий (Лебедев) 2 марта (Лк. 20, 45 – 21, 4) Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу. Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела (1-4). Кто из нас был бы способен отдать все деньги накануне Пасхи, не оставив себе ни копейки, даже для праздничного стола? Поступать так есть признак высокой души. Это означает, что человек доверяет Богу и полностью предаёт себя в Его волю. Вот почему в очах Божиих две лепты оказались несравненно дороже, чем, может быть, два миллиона, пожертвованных богачом. Священник Иоанн Павлов Священник Леонид Калинин 3 марта (Лк. 15, 11-32) У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся (11-24). И, как блудный сын, мы тогда некоторое время живём из полученных даров; наше сердце ещё согрето теплом, которое было нам дано, наш ум всё ещё живёт богатством былого общения. Но постепенно и это истощается, и затем превращается в воспоминание. А дальше угасает воспоминание, и мы делаемся голодными. Но когда мы, изголодавшись, умираем – всегда ли мы вспоминаем, что мы отвернулись от Живого Бога? Что мы создали с окружающими людьми ложные отношения? Согрешили против Неба, против ближнего, стремясь не иметь с ними отношений дарующего. А отец – случалось ли нам когда-либо поступать так? Сделали ли мы когда-либо первый шаг, чтобы вернуть к жизни того, кто духовно, человечески мёртв? Отец – это тот, который бежит, чтобы встретить заблудшего; случалось ли нам когда-либо поступать так? Когда кто-то оскорбил нас глубоко, жестоко – сделали ли мы когда-либо первый шаг, помня, что потерпевшему обиду легче сделать первый шаг, потому что он не унизителен, он не чреват страхом: а вдруг меня отвергнут? – тогда как обидчик в ужасе от предстоящего унижения, а может быть, и отвержения... Готовы ли мы были доверить ему наш перстень, дающий ему власть над нашей личностью, нашим имуществом, нашей честью, когда он промотал наше сокровище, унизил нас, обокрал нас? Дали ли мы ему, как говорит притча, обувь на ноги его, чтобы он мог ходить, и ходить безопасно? Мы должны отречься от той личности, которой мы были до сих пор, вернуться и просить о прощении, о милости. Просить прощения у Бога – да; но это легко, потому что Бог видимо, осязаемо никогда не отсылает нас пустыми от Себя, никогда не говорит нам: «Уйди от Меня!» – но прощение у тех, кого мы оскорбили и которые обидели нас. Митрополит Антоний Сурожский Вот и мы забываем, что должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле – делаться гражданами неба. А мы думаем, что можем спастись хождением в церковь, милостынею и т. д. Но всё это есть только поделие в сравнении с настоящим делом – очищением души. Если мы хотим идти путём Христовым, то должны понимать, для чего мы призваны в эту жизнь и что представляем из себя в настоящий момент. И если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, образ неизречённой Божией славы, тогда мы будем миловать себя – почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живём. Тогда мы придём к Богу и будем просить Его, как блудный сын: прими меня в число наёмников Твоих, я хочу жить с Тобой, в Тебе. И будем приняты, как блудный сын. Священномученик Сергий Мечёв Праведный Иоанн Кронштадтский 5 марта (Мк. 14, 10-42) Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришёл час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников (32-41). Для Господа приближается момент предательства и Креста. И ученики из слов Господа видят, что час испытания близок. Возбуждённые этой близостью, они только что свидетельствовали Христу о готовности положить за Него жизнь. И при всём том обычная человеческая немощь не оставляет и апостолов. И не действуют новые призывы Господа к бодрствованию... Вот иллюстрация человеческой беспомощности. Нечего кичиться человеку своими естественными силами! И Сам Божий Сын испытывает закон тела, его немощность и молитвой к Отцу устраняет боренья. Священномученик Григорий (Лебедев) Мы с вами знаем о страданиях Христовых, знаем смысл и цель Его страданий, однако мы не подвизаемся за Него, не бодрствуем во Имя Его. Жизнь верующего человека далеко не сияет добродетелями евангельскими. Многие хотя и называются христианами, но не стремятся стяжать в себе духа Христова. Господь находит нас спящими, и мы ничем не можем извинить себя. Что же нам делать? Нужно проснуться от духовного сна, бодрствовать с Господом! Воспряни убо, душе моя! Востани, что спиши?! Святейший Патриарх Пимен Для каждого рано или поздно, в средине ли или в конце поприща, по определению Промысла Божия, настанет пора, когда всё восстанет против него: и тяжёлые внешние искушения, и мучительные внутренние, – соединятся вместе и обрушатся своею силою на крестоносца Христова. Живо представляя возможность погибнуть под тяжестью бедствий, христианин ясно сознаёт необходимость молитвы для испрашивания себе помощи у Бога. Архимандрит Кирилл (Павлов) 6 марта (Мк. 14, 43 – 15, 1) Приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлёк меч, ударил раба первосвященникова и отсёк ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали (43-50). Итак, в Гефсиманском саду раскрывались конечные судьбы мира. Воплощаемая в мире Правда – Церковь Христова – была непобедима, вооружённая одним оружием – Крестом, символом Голгофы. Из анализа событий в Гефсиманском саду вытекает ненужность вооружения Церкви мечом, так как абсолютная Правда и Истина, воплотившиеся в Богочеловеке и в историческом процессе реализуемые в Церкви, – сами в себе носят все силы для своего конечного торжества. Точно так же как поднимающие против неё меч сами в себе носят залог своей погибели. Протоиерей Валентин Свенцицкий |