ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Великий Понедельник

29 апреля. Мф. 24, 3-35.

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец… (3-14).

О каком беззаконии идёт речь? Господь, говоря о беззаконии, имел в виду нарушение Божественного закона: «По причине умножения беззакония во многих оскудеет любовь».

Любовь является высочайшей ценностью, дарующей человеку реальное счастье, чувство блаженства. Любовь – это то, что преобразует жизнь человеческую по образу жизни Божественной; это для одних – мечта, для других – конкретная цель, для третьих – непонятная, но влекущая к себе сила. Никто не может сказать, ни один человек, что любовь – это плохо, что любовь – это зло, потому что вселенский человеческий опыт свидетельствует, что это – радость, это – счастье, это – подлинное благополучие.

Почему же Господь говорит, что по причине беззакония во многих оскудеет любовь? Да потому, что любовь есть не только высочайшая ценность, но и дар Божий. Человек не может сформировать любовь, он не может воспитать в себе любовь, как можно сформировать убеждения или воспитать волю. Любовь даруется нам свыше, и есть непременное условие: человек должен жить по Божиему закону, чтобы иметь подлинную любовь. А если мы нарушаем Божий закон, если не по слову Божиему живём, а по своему хотению, по своему мудрованию, по чьему-то злому совету, то тогда нам этого дара любви не даётся.

Святейший Патриарх Кирилл

Пророчества совершаются над миром и над народами. Погиб в потопе водном первый мир, изгнав из жизни своей Бога. Копит и собирает горящие угли зла второй мир. И предчувствие, что мы современники последних времён, носится в воздухе. А отступление от Бога всё растёт, и с этим близится к завершению предсказанное Господом Иисусом Христом, но кто слышит и разумеет происходящее?.. И не Бог будет судить мир, но мир сам осудит себя, будучи поставлен пред своей вопиющей неправдой. И не будет на земле человека, которому бы не встретился Господь со Своим словом правды, словом любви, словом великого долготерпения.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)


Великий Вторник

30 апреля. Мф. 24, 36 – 26, 2.

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех,– так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт (36-42).

Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определённо времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время. В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Таков путь нашей жизни! Не знаешь, как и откуда налетит беда, которая может уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек – словом, всё окружающее вдруг может превратиться в орудие нашей смерти. Отсюда закон: живи так, чтобы каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и безбоязненно вступить в её область. Сию минуту ты жив, а кто знает, будешь ли жив в следующую? По этой мысли и держи себя. Всё делай, что следует, по порядкам жизни твоей, но никак не забывай, что можешь переселиться в страну, откуда нет возврата.

Епископ Феофан Затворник


Великая Среда

1 мая. Мф. 26, 6-16.

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокажённого, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению (6-12).

Господь наш Иисус Христос не только простил нечистой женщине грехи её, но и прославил её во всех народах и во все времена. За что же такая неслыханная честь и слава? За что так превознесена несчастная блудница, не сотворившая ни единого из дел, которые прославляются людьми мира сего? За что? Только за пламенную любовь её к Сыну Божьему и за потоки покаянных слёз.

Выше всего на свете любовь, чистая любовь ко всему святому. А много ли любви в сердцах наших? Спрошу вас, честные и непорочные жёны своих мужей, спрошу даже вас, девственницы, спрошу и самого себя: имеем ли мы нравственное право презирать несчастных блудниц? Мы, кичащиеся своей беспорочностью, нередко сомнительной, как посмеем бросить камни осуждения? Одному Сердцеведу Богу известно, что у иных из них немало любви в сердцах... А если мы, непорочные телом, осуждаем, уязвляем злыми словами ближних наших, то любовь ли этим изливаем из сердец своих? Если клевещем и сквернословим, уязвляем близких острым и злым языком своим, то получим ли от Бога награду любви?

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)


Великий Четверг

2 мая. Мф. 26, 1-20. Ин. 13, 3-17. Мф. 26, 21-39. Лк. 22, 43-45. Мф. 26, 40-27, 2. Ин. 13, 1-11. Ин. 13, 12-17.

Иисус… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлёгши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (5-7, 12-17).

И никого смирение не унизит, оно, напротив, возвышает всякого человека. Оно есть обнаружение силы духа и высоты чувствований. Только при смирении высок и силён человек, а без смирения он слаб и низок. Оттого-то истинно смиренными всегда бывают только люди великие и святые, только у таких людей достанет духу говорить о себе: я земля и пепел, я червь, а не человек.

Протоиерей Родион Путятин

Иметь смирение в смысле сознания своей греховности нетрудно. Легко нам смиряться и перед Богом. Но очень трудно нам смиряться перед ближними, ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Мы всегда себя обеляем, зато редко когда извиняем недостатки своих ближних. Мы осуждаем даже за такие грехи, которые существуют только в нашем гордом воображении. При таком отношении нашем к ближним у нас никогда не будет того трогательного истинного смирения, которое явил Господь на Тайной вечери и которого Он требует от нас.

Архиепископ Серафим (Соболев)


Великая Суббота

4 мая. Мф. 28, 1-20.

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всём бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдёт до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились (5-8, 11-17).

Нигде – ни в Евангелии, ни в книге Деяний, ни в Посланиях – не упоминается ни об одной женщине, которая была бы против Христа. Даже Клавдия Прокула, жена Понтия Пилата, и та говорит своему мужу: «Много я пострадала во сне за этого Человека, Он праведник, не нужно предавать Его смерти». Язычница – и та сочувствует Христу! Это просто поразительно! Но не только тогда, две тысячи лет тому назад, женщины беззаветно служили своему Господу. И в наш безбожный век разве не те же женщины наполняют наши храмы, так же преданно служат Христу Спасителю? Поэтому неслучайно Святейший Патриарх Тихон говорил об этих «белых платочках», которые спасли в ХХ веке Церковь Русскую.

Протоиерей Валерий Захаров

Как удивительно в Евангельском повествовании сегодняшнего дня свет и тьма соседствуют друг с другом: радость и свидетельство о Воскресении с неверием, клеветой и подкупом; радость учеников, увидевших Спасителя в Галилее… И вдруг – новый заговор, и снова злоба, и снова ложь, чтобы оклеветать Воскресение Спасителя… А затем, даже видя Воскресшего, ученики усомнились: не хватило сил поверить в Воскресение.

Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. Если мы смотрим телевидение, то мы не видим никакого напоминания о Великой пятнице, о страданиях Спасителя, а видим всё то же – смех, развлечения... Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились.

Господь Своим Пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету.

Святейший Патриарх Кирилл

Всем управляет Господь наш Иисус Христос... И как это прекрасно, утешительно и ободрительно. Он Сам это сказал: «Я – с вами». Поэтому не следует задумываться о будущем: что станется? Как? Христос промышляет и о мне! И потому будет то, что Ему угодно.

Митрополит Вениамин (Федченков)