ВЕРТОГРАД РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения ЖАЖДА ДУХОВНАЯ 23 июня (Ин. 7, 37-52; 8, 12) В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святаго, потому что Иисус ещё не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придёт? Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нём распря в народе… (37-43). Кроме телесной жажды, в нас есть и жажда духовная, и насколько для тела необходимы пища, воздух, во много раз больше для души необходима благодать Господня, которая одна заменяет все жизненные стихии. С того времени как мы родились водой и Духом Святым, общедоступным средством для утоления нашей духовной жажды стала молитва к Отцу Небесному. Другим очень важным средством служит чтение слова Божия. Но важнейшим средством утоления потребностей всего нашего существа является приобщение Святых Тайн. Молимся ли мы Отцу Небесному, читаем ли слово Божие, приступаем ли к причащению, мы непременно должны быть верующими: без веры душа остаётся закрытой. В этом-то смысле и сказал Спаситель: «Верующий в Меня не будет жаждать никогда»… Архимандрит Илия (Рейзмир) Что произошло, когда эти слова впервые были сказаны на земле ясно и громко Самим Сыном Божиим? Ни одна душа не двинулась к Нему! Стали рассуждать между собой, даже ссориться; разбирали Его происхождение, Его слова, но на прямой, личный зов Его никто не откликнулся! То же самое происходит и теперь. Люди остаются неудовлетворёнными, потому что хоть и говорят о Христе, но не идут к Нему сердцем, чтобы принять от Него ту воду живую, которая всякую жажду утолит навсегда… Протоиерей Виктор Гурьев Как страдают сердца наши от скорбей, часто невыносимых! Есть у некоторых жажда знаний и мудрости. Где их искать? Истинную мудрость получают те, кто пьёт воду живую, предлагаемую Господом Иисусом Христом. Древние христиане так рассуждали о ценности знаний: «Кто изучил всю мудрость науки и философии, а Бога не знает, тот несчастнее всех. А если кто всем сердцем знает Бога – благо ему, ибо он носитель истинного и драгоценного знания». Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Есть в человеке другая жажда: Богом созданная душа стремится к своему Источнику, ищет Бога и общения с Ним; томится по Нём, часто сама этого не сознавая. Бессмертная душа носит в себе предощущение ожидающей её вечности, и в разнообразных проявлениях сказывается эта тоска души по своей вечной жизни. Вот эта жажда, какой бы она ни была глубокой, утоляется навеки… И мы просим Господа словами молитвы: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами». Митрополит Николай (Ярушевич) ОБНИЩАТЬ ДУХОМ 25 июня (Мф. 4, 25 – 5, 13) Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное… (1-3). Ветхозаветные заповеди говорят о том, чего нельзя делать, и в них дышит дух строгости. Новозаветные, напротив, говорят о том, что надо делать, и в них дышит любовь. Древние Десять Заповедей были написаны на каменных скрижалях и усваивались внешним изучением. Новозаветные же пишутся Духом Святым на самих скрижалях верующих сердец. Епископ Александр (Милеант) Каждая заповедь дана для спасения, а спасение – это очень трудное дело. Пока не будет у нас состояния полного смирения, не будет и Царствия Небесного никогда. «Блаженны нищие духом» – надо на лбу себе записать, чтоб помнить: не считай себя лучше другого, не считай себя вправе учить, на кого-то гневаться. Нет у нас такого права. Мы всё время требуем чего-то, и это есть проявление нашей бесовской гордыни. Нам необходима подённая работа, мы должны ежедневно трудиться, смиряя себя. Вот когда Господь увидит наш труд, тогда Царствия Божия и достигнем… Протоиерей Димитрий Смирнов Кто такие нищие духом? – Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно. Блаженный Августин Человек хотел бы узнать судьбу свою, хотел бы понять, как ему нужно поступать, переплетая нити в ткани жизни. Однако он видит, что все его знания по отношению к его невежеству подобны раковине с водой перед глубинами морскими. Он хотел бы превзойти в доброте все другие существа на свете, но видит, как на каждом шагу падает в грязную лужу зла и жестокости. Он хотел бы всегда творить самые великие дела, но видит, что без помощи извне ничего не может. Люди не могут ему помочь, ибо они слабы, как и он сам. Тогда человек обращается к Творцу своему и вопиет о помощи. Такое осознание своей немощности называется нищетой духа. Святитель Николай Сербский Важно понимать спасительность посылаемых нам скорбей. Если бы люди всегда получали просимое, велика вероятность того, что они перестали бы взывать к Нему – к чему очищать своё сердце, если жизнь и так счастлива? Изобилие склонно развращать человеческие души, а скорбь, напротив, пробуждать от греховного сна успокоенности. Это спасительное свойство скорбей нужно осознавать, и за них быть безмерно благодарными Богу. Только такая скорбь делает терпящего её блаженным, а совсем не ропщущая, переходящая в уныние и отчаяние. Человек, взывающий из глубины своей скорби к Богу, на Него одного уповающий, найдёт утешение. Преподобный Арсений Афонский ЧТО ЗНАЧИТ ПОДСТАВИТЬ ЩЁКУ? 28 июня (Мф. 5, 33-41) Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую... (38-39). Чаще всего мы себя почитаем носителями добра и правды, а всех находящихся с нами в конфликте отождествляем с неправдой и злом. А ведь может статься, что это вовсе не так. Ибо наш собственный взгляд на добро и зло способен оказаться весьма субъективным, а наш враг может в то же время и не быть врагом Божиим. Но идея любви к врагу усваивается с трудом. И в самом деле, если любовь есть сила, соединяющая людей, то как же возможно соединиться с недругом? В этом новозаветном тексте, несомненно, присутствует тайна Божия, постижение которой доступно не столько разуму, сколько опыту. Слово Господне вводит нас в некую духовную реальность, открывающуюся человеку только изнутри, из глубины внутренней жизни. Святейший Патриарх Кирилл Евангелие не даёт никогда готовых нравственных рецептов. Речь идёт скорее о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щёку. Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов. Когда воздают злом за зло, с неизбежностью вступают в ничем не разрываемый адский круг. Христос хочет открыть человечеству иной путь: ответить на ненависть любовью. Что значит подставить другую щёку? У святых отцов есть два толкования. Согласно первому одна щека – наш ближний. Когда ему наносят обиду, мы должны быть готовы жизнь свою не пожалеть ради него. А когда нам наносят личную обиду, мы должны подставить другую щёку – смирение и твёрдость любви Христовой. Протоиерей Александр Шаргунов Переадресование источника зла к его первопричине – диаволу – делалось святыми отцами для убедительного разъяснения, почему не следует реагировать на неприятности. «Диаволу не должно противиться? – спрашивает блаженный Феофилакт и сам же отвечает на свой вопрос: – Должно, только не обратными ударами, а терпением, ибо огонь гасится не огнём, а водою». Больше того, относительное зло может быть обращено в абсолютное благо. «Бесы боятся, – объясняет преп. авва Зосима, – если увидят, что кто-нибудь, будучи подвергаем неприятностям, скорбит не о том, что подвергся этому, но о том, что не перенёс этого мужественно: ибо понимают, что он имеет твёрдое желание ходить по заповедям Божиим». Протоиерей Михаил Дронов |