ВЕРТОГРАД «...И ДАСТ ВАМ ДРУГОГО УТЕШИТЕЛЯ»В день Пятидесятницы Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов. Это событие явилось завершающим звеном в откровении миру трёх Лиц Единого Бога, и потому Пятидесятницу часто называют ещё днём Святой Троицы. Христианство учит нас, что Единый Бог, Создатель вселенной, познаётся и существует в трёх Лицах, есть Бог Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Лица Троицы — это не три Бога, но один Бог. Тайна Святой Троицы недоступна и неисчерпаема не только для людей, но и для Ангелов. Это есть тайна внутренней жизни бесконечного и непостижимого Бога. Для того чтобы как-то приблизить нас к этой тайне, святые отцы указывали на некоторые подобия Бога Троицы, видимые в сотворённом Им мире. Таких подобий имеется много. Вот, например, солнце, дающее жизнь всему. В солнце различимы три вещи: солнечный круг, свет, рождающийся от него, и тепло, исходящее от него. Эти три вещи — круг, свет и тепло — едины и имеют одну и ту же световую природу. Подобно и Лица Святой Троицы едины и имеют одну общую Божественную природу. Другой пример: родник. Здесь также различимы три вещи — глубокие подземные воды, струя воды, бьющая из-под земли, и речка, образующаяся из этой струи. Все три вещи — подземные воды, струя и речка — образуют единый ток одной и той же воды. Подземные воды, невидимые и недоступные, есть в этом сравнении образ Отца; струя, от них рождающаяся и являющаяся в видимый мир, — образ Сына; и речка, происходящая из этих же подземных вод и ими же питающаяся на протяжении всего течения, — образ Духа Святого. Речка течёт по земле на большое расстояние, орошает её и даёт ей жизнь. Подобно этому и Дух Святой является в мир через Христа, Сына Божия, и даёт вечную жизнь всякому, кто причастен Ему, кто очистился и сделал себя способным вместить Его. В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле. Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его Благодать, тот стал причастным вечной жизни, тайны Будущего века, тот освятился и стал новым творением, новым человеком, сыном и наследником Самого Господа Бога. Преподобный Макарий Египетский говорит, что, когда душа придёт в единение и срастворение со Святым Духом, тогда она становится вся — светом, вся — оком, вся — духом, вся — радостью, вся — упокоением, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротой. Как же соединяется Благодать с человеком? По словам святых отцов, это происходит подобно тому, как огонь соединяется с железом или углём. Если железо или угль, сами по себе холодные, тёмные и невзрачные, примут в себя естество огня, то они становятся совершенно другими — ярко светящимися и излучающими тепло. Подобно этому и сотворённая из праха человеческая природа, сама по себе непричастная Божественного света, Божественного бытия и вечной жизни, когда принимает в себя Благодать, то становится совершенно иной — богоподобной, святой и небесной. Все угодники Божии, которых мы почитаем, потому и являются, и именуются святыми, что приняли в себя изобильно Благодать Божию, освящающую всякого, к кому она приходит, и наделяющую человека вышеестественными дарами. Таким образом, христианин освящается и достигает совершенства только тогда, когда он принимает Благодать Святого Духа. Если же он не примет Благодати, то можно сказать, что его христианская жизнь не удалась, потому что в этом случае он так и остался холодным, чёрным, потухшим углём, чёрной головешкой, непричастной небесного огня и света. Из всего сказанного видно, что каждому христианину обязательно, непременно и неукоснительно нужно приобретать Благодать Святого Духа. Как же нам её приобретать? Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа. Об этом Он Сам говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…» То есть для того чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни. Увы, часто об этом самом важном условии мы забываем, будучи даже как будто бы церковными и духовными людьми. Вот, например, человек ходит в храм, соблюдает посты, исповедуется, причащается. Всё это, конечно, он хорошо и правильно делает, однако, если, проводя христианскую жизнь, он не исполняет внимательно заповеди Христа, то благодать не придёт в его душу, хотя, может быть, и находится где-то рядом с ним, ради его трудов, его молитв и церковных таинств. И случай этот является очень частым, ибо, исполняя внешние дела церковной жизни, мы почему-то считаем, что такого исполнения для нас вполне достаточно. При этом мы небрежём о соблюдении Христовых заповедей — о том, чтобы никого не осуждать, чтобы иметь кротость, чтобы хранить чистоту не только тела, но и души, чтобы уметь прощать и легко мириться с ближними, чтобы быть щедрыми, несварливыми, нелицеремными. Мы нарушаем эти заповеди буквально на каждом шагу — как же можем мы надеяться принять Благодать Божию? Такая надежда тщетна: неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную какую-нибудь и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку… Святые отцы говорят, что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так и Дух Святой удаляется от той души, в которой видит и чувствует смрадный дым страстей, греховных мыслей и сердечных движений, таких, например, как зависть, неприязнь к ближнему, злопамятство, блудные мысли, гордость, тщеславие и тому подобное. И наоборот, как пчёлы прилетают на цветы, где есть нектар, так и Дух Святой приходит в те души, где есть благоухание добрых мыслей и чувств: таких как любовь к ближнему, кротость, смирение, щедрость, великодушие, чистота и тому подобное — одним словом, в те души, которые трудятся и стараются исполнить в своей жизни заповеди Христа. Итак, из всего сказанного следует, что для стяжания Благодати нам непременно нужно обратить внимание на точное исполнение Евангельских заповедей. Потрудимся же, братия и сёстры, над тем, чтобы не просто читать Евангелие, но и входить в смысл того, что там написано, и чтобы не умом только понимать заповеди Христа, но и исполнять их в своей жизни. Ведь если мы их исполним, то Господь по неложному Своему слову дарует нам тот небесный огонь Пятидесятницы, который и нас, как некогда апостолов, сделает истинными христианами, возлюбленными детьми Божиими, наследниками Воскресения и жизни вечной о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. Священник Иоанн Павлов ПРАЗДНОВАНИЕ ТРОИЦЫ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕТоржественно отмечает Иерусалим праздник Святой Живоначальной Троицы, который по давно установившейся традиции продолжается на Святой Земле 3 дня – с воскресенья по вторник. В первый день духовенство Иерусалимской Православной Церкви совершает ночное богослужение в Храме Гроба Господня. Литургия служится в приделе Св. Ангела кувуклии Гроба Господня, украшенном многими горящими свечами и лампадами. Среди священнослужителей, сослужащих Иерусалимскому Патриарху, – арабы и русские. В это же утреннее время в Иерусалиме торжественные богослужения проходят и в русских монастырях – Горненском женском, женском Гефсиманском и Вознесения Господня, а также в Троицком соборе Русской Духовной Миссии. Во второй день празднования – Духов день – утренние богослужения идут в женских монастырях и в церкви Святого Духа, расположенной в Греческой духовной семинарии на горе Сион. Паломники и богомольцы только раз в году имеют возможность молиться здесь, увидеть этот маленький и такой необычный храм. Здесь находятся нетленные останки святого новомученика архимандрита Филумена, зверски убитого в 1979 г. у алтаря церкви при Колодце Иакова в Наблусе (Самария). Рядом находится простреленная чудотворная икона Успения Богородицы. На ней видны небольшие вмятины – следы от пуль, которыми стрелял злоумышленник, и пули рикошетом насмерть поразили стрелявшего... После Богослужения крестный ход идёт вокруг расположенной неподалёку древней катакомбной церкви, где, по преданию, пребывали апостолы в день Пятидесятницы, а также Сионской горницы Тайной Вечери и «гробницы царя Давида», расположенной на первом этаже, где находится ныне и горница Тайной Вечери. Впереди с посохами в руках и в малиновых фесках идут кавасы. По исламским законам, в мусульманской стране немусульманам запрещается носить оружие. С середины XVI века поэтому знатным европейцам выделялась стража, которая поначалу была стражей лучников, по-турецки «кавасов». Со временем кавасы превратились в символ престижа. У важных иностранных граждан были кавасы, одетые в роскошные турецкие одежды, с мечом на боку, феской на голове и с тяжёлым посохом. Они шли впереди, стучали посохами о камни мостовой, чтобы все уступали дорогу. Главы христианских общин предпочитали держать в качестве кавасов мусульман из знатных семей, и те за большие деньги охраняли христианские процессии от всякого сброда. Крестный ход сначала торжественно, с песнопениями подходит к древней катакомбной церкви на Сионе, где, по одному из преданий, на апостолов сошёл Святой Дух. В Иерусалиме существует несколько альтернативных мест Горницы Тайной Вечери, где и произошло Сошествие Святого Духа на апостолов на Пятидесятницу. Это и древняя катакомбная церковь, чтимая греками, и храм Успения Богородицы «Дормицион», принадлежащий францисканцам, и церковь Святого Марка, относящаяся к сирийцам, и, конечно же, Горница Тайной Вечери на Сионе, которую почитают все. Нынешнее здание Сионской горницы возведено в период Крестовых походов и носит следы позднейших реконструкций. Капитель одной из колонн Горницы Тайной вечери на Сионе схожа с капителью часовни Вознесения на Елеоне (на Масличной горе), изображает стилизованно птицу пеликан. По легенде, у птицы этой есть свойство «спасать» своих птенцов от змей, разоряющих гнездо и жалящих птенцов. Она над птенцами бьёт крыльями в грудь с такой силой, что пробивает её до ран, из которых сочится кровь. При этом она старается, чтобы капли крови попадали прямо в клювы к птенцам. В крови есть яд змеи, поскольку взрослый пеликан питается змеями. И получается нечто вроде противоядия, в результате чего птенцы начинают оживать, как бы воскресать! Кроме этого, иногда проводится параллель с Иисусом и таинством Евхаристии, когда Господь во имя спасения Своих чад отдаёт им Своё Тело и Кровь. В результате попыток христиан перекупить место на Сионе в XV веке вся постройка была превращена в мечеть, о чём свидетельствуют окна и михраб – молитвенная ниша в стене, обращённая к Мекке. Рядом с этим местом во время Крестного хода в Духов День греческим духовенством читаются коленнопреклонные молитвы. После праздничной службы по давней традиции устраивается приём, на который приглашаются и присутствовавшие на службе паломники. ПЯТИДЕСЯТНИЦА И ДЕНЬ ОСНОВАНИЯ ГРАДА ПЕТРА
Санкт-Петербург относится к тем счастливым русским городам, которые точно знают день своего рождения. Не секрет, что мы празднуем год их основания по первому упоминанию в летописи, хотя очевидно, что эта дата является условной. Но Петербург и вообще города, основанные в XVIII-XIX веках, имеют точную датировку, и мы можем праздновать день основания города безошибочно. Для Петербурга эта дата имеет особое духовное значение. Ведь Пётр Первый, основывая этот город, знал, что он будет столицей Российской империи. Император, безусловно, понимал духовный смысл выбора дня. Его никто не торопил, он мог сделать это на день раньше и на день позже. Но Пётр I, будучи царём, помазанником Божиим, приурочил основание града святого Петра к дню праздника Живоначальной Троицы. 16 мая 1703 года по церковному календарю праздновался особо почитаемый на Руси величайший праздник Пресвятой Троицы. Почему дата основания Петербурга была приурочена именно к Троице? Ведь и сам апостол Пётр связан с этим праздником. Именно он, будучи первоверховным апостолом святой двунадесятицы учеников Христовых, в этот день воспринял благодатные дары Духа Святого – на него вместе с другими апостолами сошёл Дух Святый. Очевидно, Царь Пётр символически понимал этот день – как сошествие благодати Святого Духа на будущий город святого Петра. Неслучайно Пётр I первым храмом в нашем городе воздвиг Троице-Петровский собор, который сохранялся вплоть до третьего десятилетия ХХ века и, хотя и был небольшим деревянным храмом, тем не менее имел статус собора и в списке петербургских храмов стоял первым. Неслучайно также основанный спустя семь лет после основания самого города первый и главный монастырь Петербурга – Александро-Невский (впоследствии лавра) – также был посвящён Пресвятой Троице. Поэтому мы можем сказать, что наш город не только святого Петра, но и Пресвятой Троицы. Поэтому день основания города нужно праздновать именно на Троицу. Тогда мы поймём, почему именно в этот день основан наш город. Протоиерей ГЕННАДИЙ Беловолов, | |