ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на евангельские чтения

Горчичное зерно

1 сентября
Мф. 17, 14-23
:

Когда они пришли к народу, то подошёл к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас (14-20).

Почему, когда вопросы касаются веры, люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что всё здесь понимают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдёт». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. И из-за маловерия происходят все наши беды...

Протоиерей Дмитрий Смирнов

Однажды к преподобному Марку Фраческому пришёл авва Серапион, и преподобный Марк, расспрашивая его о состоянии Церкви, спросил: «Есть ли среди христиан те, кто имеет такую веру, что могут и горе сказать: “Перейди отсюда туда”?» И при этих словах гора, на которой они сидели, сдвинулась в сторону моря на два с половиной километра. Увидев это, преподобный Марк сказал горе: «Это я не тебе сказал, но беседую с братом. Стань на место!» И она немедленно вернулась обратно.

Так что вера может творить чудеса, но не сама по себе, как думают некоторые заблуждающиеся, а Божией силой, потому что она привлекает к верующему благодать Всемогущего Бога, но при условии, что вера эта – православная. А православной вера является тогда, когда точно следует Откровению Бога, ничего не прибавляя к нему и ничего не убавляя.

Священник Даниил Сысоев

«Прости меня...»

8 сентября
Мф. 18, 23-35.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (23-35).

Кажется, такая малость требуется: прости – и будешь прощён... А чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем Господь требует, чтобы прощали от всего сердца…

Святитель Феофан Затворник

Чем бы было человеческое общество без прощения? Зверинцем среди зверинца природы... Если бы не существовало слов «Прости меня!» и «Бог простит, и я прощаю!» – жизнь человеческая была бы совершенно невыносима. Нет на земле такой школы и такого воспитания, которые могли бы сделать людей великодушными и благородными без упражнения в прощении.

Святитель Николай Сербский

Прощение означает невинное страдание за виновного. Прощение – это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают. Я хочу быть человеком – тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение – высшее противостояние злу, а не примирение со злом. В притче заключена решающая для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Никто не может знать до конца, как даётся прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Речь идёт не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха – и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненному грехом человеку.

Протоиерей Александр Шаргунов

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга